Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных», для учащихся 3 класса по программе «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, программа «Школа России», 3 класс.
Тема урока: «Имя прилагательное. Род имён прилагательных»
Цель урока: обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Задачи:
· Обучающая: учить правильно определять род имён прилагательных
и писать родовые окончания.
· Развивающая: совершенствование умений распознавать род имён прилагательных.
· Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
· Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
-Руки? НА МЕСТЕ
-Ноги? НА МЕСТЕ
-Локти? У КРАЯ
-Спина? ПРЯМАЯ.
II. Разминка для пальцев
- Девочки и мальчики, разминаем пальчики! (массаж пальцев рук – каждый палец разминается от основания вверх)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
-Разогрейте ручки. (Игра «Массажор»)
Игра «Массажор
(Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.)
Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
III. Чистописание
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. (Дети проговаривают)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я, «вот –так» держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите дату и вид работы.
На доске записаны слова:
Солнце, морозный, снежный, декабрь
- Прочитайте слова. Какие орфограммы встречаются в этих словах?
Запишите эти слова и составьте цепочку из этих букв:
лозжие лозжие лозжие
3. Определение темы и целей урока (слайд 5)
-Какие части речи вы знаете?
На доске и вокруг класса расположены карточки с именами -прилагательными и существительными. (слайд 3-4)
-Прочитайте слова . Сформулируйте тему урока.
«Имя прилагательное»
-Запишите тему урока в тетрадь.
4.Повторение:
- Что такое имя прилагательное?
Чтение стихотворений учениками.
1. Имя прилагательное – часть речи увлекательная!
Чей? Какой? Какой ещё?
Уточняет, украшает, образ всем нам создаёт!
Веселится и ликует Морфологии народ!
2.
У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас,
ни запаха, ни звука!
Но, если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Вот жёлтый шар,
Вот сокрушительный удар
Вот звонкий колокольчик,
А вот и сладкий пончик!
5. Словарно-орфографическая работа:
- С какой частью речи связано имя прилагательное в речи?
Выйдите все из-за парт, найдите кто быстрее в классе имена прилагательные.
Подобрать к именам существительным имена прилагательные, составьте словосочетания.
(Слова развешаны по стенам класса, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут).
Осенняя погода, меховая шапка, дорогой товарищ, тёплый шарф, глубокий овраг, душистый запах, новые сапоги.
-Запишите слова, обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
6. Зрительная гимнастика
Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.
- А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.
7. Упражнение в распознавании рода имён прилагательных.
- Кто у нас самый внимательный? Скажите, какими продуктами питается Джерри? Полезные они или вредные?
-Посмотрите на доску и выберите из словосочетаний только полезные продукты. (Один у доски)
Свежий майонез, горячее молоко, горький лук, томатный кетчуп, хрустящие чипсы, рыбный суп, куриная сосиска, сочное яблоко, шоколадный батончик, жареный картофель, спелая ягода, молочная каша.
-Определите род имени прилагательного.
Проверка.
- Как определяется род прилагательного? (по имени существительному) Какие словосочетания вы не стали записывать? Почему? (Один ученик вычёркивает лишнее)
Физминутка.
А) Стоя.
Хлоп руками! Топ ногами!
Головой туда – сюда!
А теперь сильней локтями
Поработаем, друзья!
А теперь остановитесь
И в кого-то превратитесь.
Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок. Лисица.
Б) Сидя.
– Для глаз (по Базарному).
– Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз).
-Что вы знаете о лисице?
Прием, направленный на снятие усталости.
8.-Сейчас я расскажу вам что-то интересное…
Рассказ учителя о лисице. Показ слайдов.
Лисица степная или корсак.
Корсак – очень мелкая, тусклоокрашенная лисичка.
Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Зимой мех желтовато-серого цвета, становится густым, мягким и шелковистым.
Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет низ хвоста – светлый. Кончик его – темный, почти что черный. Наиболее красивой шубка становится в конце ноября – в начале февраля.
Длина тела корсака – 50 – 60 см, а хвоста – 25 – 35 см; высота – 28 – 30 см.
Вес – 2,5 – 5 кг.
Продолжительность жизни колеблется от 3 до 6 лет в природных условиях, и до 12 – в неволе.
Корсак приносит немалую пользу, истребляя много вредных грызунов.
Занесён в международную Красную Книгу.
Опишите животное при помощи прилагательных, составьте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). Запишите.
Сядьте за парты, поменявшись местами.
Прием «Выбрасывание усталости»
Скиньте усталость!
9. -Какой темой объединены слова на доске (Солнце, морозный, снежный, декабрь?)
- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. Где же взять нам витамины? (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).
Эти витамины берегут нас от всяких болезней.
Все: Чем больше их в пище, тем пища полезней.
Учащиеся читают стихи. Слайд
Ученик.
Нам справиться с насморком,
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы,
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх,
в молоке и борщах...
Ученик.
Чтоб были хорошими
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа
была - загляденье,
Должна быть еде наша
разнообразной.
Ученик.
По цвету - зеленой,
и желтой, и красной...
От горького лука -
до сладкой малины...
И с пищей получим
мы все витамины.
Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте стихов.
10. Вывод: Каждый день человек должен получать достаточное и разнообразное питание, потому что для хорошего здоровья нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины, которые поддерживают наш иммунитет. Правильное разнообразное питание – основа крепкого здоровья.
- Запись вывода в тетрадь (под диктовку). Обозначить прилагательные.
11. Домашнее задание на выбор .Звучит песня «От улыбки»
Споем любимую песню и запишем домашнее задание
12. Итог урока
- Назовите тему сегодняшнего урока. Чему учились на уроке?
Самооценка личная
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
1. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
2.За урок моё настроение стало лучше / стало хуже
3. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / не полезен
Жизнь дана на добрые дела! Берегите себя!
Обобщение. Итог урока.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, программа «Школа России», 3 класс.
Тема урока: «Имя прилагательное. Род имён прилагательных»
Цель урока: обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Задачи:
· Обучающая: учить правильно определять род имён прилагательных
и писать родовые окончания.
· Развивающая: совершенствование умений распознавать род имён прилагательных.
· Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
· Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
-Руки? НА МЕСТЕ
-Ноги? НА МЕСТЕ
-Локти? У КРАЯ
-Спина? ПРЯМАЯ.
II. Разминка для пальцев
- Девочки и мальчики, разминаем пальчики! (массаж пальцев рук – каждый палец разминается от основания вверх)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
-Разогрейте ручки. (Игра «Массажор»)
Игра «Массажор
(Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.)
Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
III. Чистописание
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. (Дети проговаривают)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я, «вот –так» держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите дату и вид работы.
На доске записаны слова:
Солнце, морозный, снежный, декабрь
- Прочитайте слова. Какие орфограммы встречаются в этих словах?
Запишите эти слова и составьте цепочку из этих букв:
лозжие лозжие лозжие
3. Определение темы и целей урока (слайд 5)
-Какие части речи вы знаете?
На доске и вокруг класса расположены карточки с именами -прилагательными и существительными. (слайд 3-4)
-Прочитайте слова . Сформулируйте тему урока.
«Имя прилагательное»
-Запишите тему урока в тетрадь.
4.Повторение:
- Что такое имя прилагательное?
Чтение стихотворений учениками.
1. Имя прилагательное – часть речи увлекательная!
Чей? Какой? Какой ещё?
Уточняет, украшает, образ всем нам создаёт!
Веселится и ликует Морфологии народ!
2.
У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас,
ни запаха, ни звука!
Но, если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Вот жёлтый шар,
Вот сокрушительный удар
Вот звонкий колокольчик,
А вот и сладкий пончик!
5. Словарно-орфографическая работа:
- С какой частью речи связано имя прилагательное в речи?
Выйдите все из-за парт, найдите кто быстрее в классе имена прилагательные.
Подобрать к именам существительным имена прилагательные, составьте словосочетания.
(Слова развешаны по стенам класса, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут).
Осенняя погода, меховая шапка, дорогой товарищ, тёплый шарф, глубокий овраг, душистый запах, новые сапоги.
-Запишите слова, обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
6. Зрительная гимнастика
Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.
- А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.
7. Упражнение в распознавании рода имён прилагательных.
- Кто у нас самый внимательный? Скажите, какими продуктами питается Джерри? Полезные они или вредные?
-Посмотрите на доску и выберите из словосочетаний только полезные продукты. (Один у доски)
Свежий майонез, горячее молоко, горький лук, томатный кетчуп, хрустящие чипсы, рыбный суп, куриная сосиска, сочное яблоко, шоколадный батончик, жареный картофель, спелая ягода, молочная каша.
-Определите род имени прилагательного.
Проверка.
- Как определяется род прилагательного? (по имени существительному) Какие словосочетания вы не стали записывать? Почему? (Один ученик вычёркивает лишнее)
Физминутка.
А) Стоя.
Хлоп руками! Топ ногами!
Головой туда – сюда!
А теперь сильней локтями
Поработаем, друзья!
А теперь остановитесь
И в кого-то превратитесь.
Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок. Лисица.
Б) Сидя.
– Для глаз (по Базарному).
– Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз).
-Что вы знаете о лисице?
Прием, направленный на снятие усталости.
8.-Сейчас я расскажу вам что-то интересное…
Рассказ учителя о лисице. Показ слайдов.
Лисица степная или корсак.
Корсак – очень мелкая, тусклоокрашенная лисичка.
Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Зимой мех желтовато-серого цвета, становится густым, мягким и шелковистым.
Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет низ хвоста – светлый. Кончик его – темный, почти что черный. Наиболее красивой шубка становится в конце ноября – в начале февраля.
Длина тела корсака – 50 – 60 см, а хвоста – 25 – 35 см; высота – 28 – 30 см.
Вес – 2,5 – 5 кг.
Продолжительность жизни колеблется от 3 до 6 лет в природных условиях, и до 12 – в неволе.
Корсак приносит немалую пользу, истребляя много вредных грызунов.
Занесён в международную Красную Книгу.
Опишите животное при помощи прилагательных, составьте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). Запишите.
Сядьте за парты, поменявшись местами.
Прием «Выбрасывание усталости»
Скиньте усталость!
9. -Какой темой объединены слова на доске (Солнце, морозный, снежный, декабрь?)
- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. Где же взять нам витамины? (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).
Эти витамины берегут нас от всяких болезней.
Все: Чем больше их в пище, тем пища полезней.
Учащиеся читают стихи. Слайд
Ученик.
Нам справиться с насморком,
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы,
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх,
в молоке и борщах...
Ученик.
Чтоб были хорошими
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа
была - загляденье,
Должна быть еде наша
разнообразной.
Ученик.
По цвету - зеленой,
и желтой, и красной...
От горького лука -
до сладкой малины...
И с пищей получим
мы все витамины.
Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте стихов.
10. Вывод: Каждый день человек должен получать достаточное и разнообразное питание, потому что для хорошего здоровья нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины, которые поддерживают наш иммунитет. Правильное разнообразное питание – основа крепкого здоровья.
- Запись вывода в тетрадь (под диктовку). Обозначить прилагательные.
11. Домашнее задание на выбор .Звучит песня «От улыбки»
Споем любимую песню и запишем домашнее задание
12. Итог урока
- Назовите тему сегодняшнего урока. Чему учились на уроке?
Самооценка личная
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
1. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
2.За урок моё настроение стало лучше / стало хуже
3. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / не полезен
Жизнь дана на добрые дела! Берегите себя!
Обобщение. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»
Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-863429-1485184864.jpg)
технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"
Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-886260-1485794890.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349164-1384963146.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имён существительных", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-336278-1603545941.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме: Число имён существительных.
Урок отработки умений и рефлексии. Учащиеся закрепят умение определять число имени существительного и изменять имя существительное по числам....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Число имён существительных"
Материал относится к уроку русского языка для 3 класса по программе "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/06/picture-1361105-1636209835.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»
В материалах: технологическая карта, приложение и презентация к уроку....