Русский язык,4 класс ,тема " 3 -е склонение имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок первичного предъявления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_sklonenie.doc58.5 КБ
Файл p_a_p_a.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет

Русский язык

Учебник

Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык ,3 класс.

Программа

УМК Школа России

Класс

4 «Д»

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

Тема урока

3-е склонение имён существительных.

Цель урока

1.Познакомить с признаками имени существительного 3 склонения.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. 1. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению.
  2. 2.Находить в тексте имена существительные, принадлежащие к 3-му склонению.
  3. 3. Учить воспроизводить признаки имени существительного 3-го склонения.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

Регулятивные УУД:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • анализировать, сравнивать. Делать выводы на основе наблюдения;
  • высказывать и доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

  • строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

1.Организационный.

- Вот звенит для нас звонок. Настраиваемся на урок.

2. Актуализация знаний.

      - Ребята, в начале урока давайте приготовим наши тетради для работы.

- Прочитайте слова написанные на доске :(такие же слова на парте у каждого ученика)

-Трава, слон, конь , дядя, парта, ёлка, стол, нитка, дерево, море.

- Разделите слова на две группы.

-Какие слова относятся к первой группе?

-Трава, дядя, парта, ёлка, нитка.

- Что вы можете о них сказать?

- Это слова 1 склонения.

-А какие признаки первого склонения вы знаете.

- Сущ. мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.

-Докажите, что они относятся в эту группу.

- Трава – сущ. женского рода, окончание а, дядя – существительное мужского рода. окончание я, и т. д.

-Какие слова относятся ко второй группе?

-Стол, слон, конь, дерево, море.

- Что вы можете о них сказать?

- Это слова 2 склонения.

-А какие признаки второго склонения вы знаете.

- Сущ. мужского рода с нулевым окончанием и сущ. среднего рода с окончанием –о. –е.

-Докажите.

- Слон – сущ. мужского рода, нулевое окончание. Дерево – сущ. среднего рода. окончание о.

3.Постановка учебной задачи.

-Ребята, давайте подумаем, сколько склонений мы с вами знаем в русском языке?

-Три.

- Какое склонение нам с вами осталось изучить?

 -У нас сегодня новая тема, 3-е склонение.

-Давайте откроем учебник на той странице, где начинается новая тема.

-На 96 стр.

- Почему?

- Потому что здесь написана тема « 3-е склонение имён существительных» ,синим шрифтом выделена.

 -Какую задачу поставим?

- Научиться определять признаки имени сущ.Находить имна существительные 3 – го склонения в тексте.

-Для того, чтобы разобраться какие имена сущ. относятся к 3 скл., выполним упр. 169.

- Прочитайте задание. Что нужно выполнить в упр.?

-Произнести слова, записать их буквами.

-Что значит записать слова буквами.

- В упражнении записаны транскрипции слов.

-Произнеси первое слово, Миша.

- Ель.

- Как ты догадался.

-Прочитал транскрипцию.

-Какие слова вы записали?

-(Читают по – цепочке)

-Мы справились с заданием?

-Нет, нужно определить, что общего в написании этих слов. Указать их род, выделить окончание.

-Что же в них общего?

-Это сущ. женского рода.

-Докажите.

-Она моя ель, она моя пыль, и т.д.

- Обозначьте графически.(надписывают над словами)

Физкультминутка

-Что ещё общего?

-Нулевое окончание.(выделяют окончание).

- Кто заметил ещё сходство.

- На конце каждого слова ь.

-Найдите рубрику «Обратите внимание!». Прочитайте.

-(Изучают).

- Ребята, сделайте вывод: какие слова мы с вами только что записали?

-  Мы записали имена сущ. 3-го склонения

- Петя, сделай вывод какие сущ., относятся к 3 склонению

- Имена сущ., женского рода, с нулевым окончанием, на конце ь.

-Как мы можем подтвердить наши предположения?

- Прочитать правило.

-А где мы его найдём.

- В учебнике, рядом со значком в виде совы.

-Ознакомьтесь с ним.

-Верно ли сказал Петя?

-Да.

- А какая ещё есть информация, которую Петя не сказал?

- В именительном падеже ед. числа.

-Поясни.

- Для того. Чтобы определить склонение нужно ставить имя сущ. всегда в нач. форму.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Ребята, эта информация нам поможет для выполнения следующего задания.

- Да.

-Какое задание будем выполнять.

-№ 170.

-В этом упражнении я предлагаю выполнить вам только задание номер 2 (второй красный кружок)?Прочитайте.

- Выписать имена существительные 3-го склонения. И объяснить по каким признакам мы их определили?

- А по каким признакам мы их определим?

- Это существительные женского рода, нулевое окончание.

-А графически мы как то обозначим?

-Выделим окончание и сверху подпишем род. Образец я вам покажу на доске. Начнём первого слова. Петя, напомни мне какие им. сущ. нам нужно выписать

-3-го склонения.

-Первое слово нам подходит.

-Да, так как она моя – хитрость, ж. р., окончание нулевое.(Учитель записывает на доске)Подписывает род и выделяет окончание. Далее работа просходит с комментирование по-цепочке до слова справедливость. Доделывают упр. Самостоятельно. Коллективная проверка.

 Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость. Жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть.

- Почему вы выписали их.

- Потому что эти слова являются сущ. женского рода. и у них у всех нулевое окончание.

-Какие слова вы не выписали?

- Достоинство и  благородство.

-Почему.

-Это ср. род, окончание о.

- К какому склонению они относятся?

- Ко второму.

- Ребята, предлагаю вам выполнить упр. № 172.Познакомтесь с заданием.

Какой значок вы видите на полях.

- Вопросительный знак. Он означает : «Выскажи своё мнение».

- На какой вопрос нам нужно ответить.

- Что общего в написании данных имён существительных, как определить, какие из них относятся к 3-му склонению.

- Кто может ответить.

- Это существительные ж. р.. с окончанием нулевым, на конце ь.

- А как определить какие из них относятся к 3-му склонению.

- Если сущ. женского рода. с нулевым окончанием и мягким знаком на конце, то это сущ. 3 –го склонения.

- Мы с вами выполнили все задания.

- Нет. Нужно выписать сначала имена сущ. 3-го склонения, а затем 2-го.

- Выполняем.

(Коллективная проверка)

 5.Самостоятельная работа.

-Ребята, мы сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока. В этом нам поможет карточка. Прочитайте задание. Выполните его. Какие признаки подчеркнул Коля? Кто может добавить? А где мы можем проверить правильность выполнения задания?

- В учебнике, на странице с правилом.

-Оцените себя.

6. Итог урока.

-Так по какой же теме мы сегодня работали?

- 3-е склонение имени сущ.

-Какую задачу ставили?

- Научиться определять признаки имени сущ.

-Задачу достигли? Докажи.

- По каким признакам определяли 3-е склонение им.сущ.

- По роду и окончанию.

-Какой род и какое окончание у сущ. 3-го склонения

- Сущ. ж.р. с окончание нулевым.



Предварительный просмотр:

п а п а

глушь

рожь

Миша

Лето

Платье

Огонь

Дороге

трава

слон

конь

дядя

парта

ёлка

стол

нитка

дерево

море

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Вылечить лекарств…, учиться в институт…, писать о Родин…, гордиться город…,плыть мор…, книга о приключен…

Подчеркните признаки имён существительных 3-го склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания –а,-я.

Женский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

Подчеркните признаки имён существительных 3-го склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания –а,-я.

Женский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

Подчеркните признаки имён существительных 3-го склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания –а,-я.

Женский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

Подчеркните признаки имён существительных 3-го склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания –а,-я.

Женский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

Подчеркните признаки имён существительных 3-го склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания –а,-я.

Женский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

трава

трава

трава

слон

слон

слон

конь

конь

конь

дядя

дядя

дядя

парта

парта

парта

ёлка

ёлка

ёлка

стол

стол

стол

нитка

нитка

нитка

дерево

дерево

дерево

море

море

море

рожь

рожь

рожь

глушь

глушь

глушь

трава

трава

трава

слон

слон

слон

конь

конь

конь

дядя

дядя

дядя

парта

парта

парта

ёлка

ёлка

ёлка

стол

стол

стол

нитка

нитка

нитка

дерево

дерево

дерево

море

море

море

рожь

рожь

рожь

глушь

глушь

глушь

трава

трава

трава

слон

слон

слон

конь

конь

конь

дядя

дядя

дядя

парта

парта

парта

ёлка

ёлка

ёлка

стол

стол

стол

нитка

нитка

нитка

дерево

дерево

дерево

море

море

море

рожь

рожь

рожь

глушь

глушь

глушь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...

Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »

Предмет: русский языкКласс – 3 классУМК « Перспективная начальная школа»Тема «Второе склонение имён существительных »Тип урока – изучение нового материала.Цели: выр...