Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Метод обучения: проблемный. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trete_sklonenie_sushchestvitelnykh.rar | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Третье склонение имён существительных.
Упражнение в определении склонения имён существительных
Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
-познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»;
-развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;
-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Методы обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Ход урока.
1. Орг. момент
- приветствие.
- эмоциональный настрой
-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
2. Объявление темы урока.
(слайд 2)
- Начнём наш урок с игры «Анаграмма», которая поможет сформировать тему нашего урока.
(существительное, склонение, окончание, род, падеж)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Мы повторим изученное о существительном, остановимся на его склонении.
3. Каллиграфическая минутка.
- А чтобы узнать, написание какой буквы мы повторим, установите закономерность и отгадайте букву.
(слайд 3)
- Пропишите одну строку буквы д строчной. Обратите внимание на элемент «петля», не забудьте о «гнёздышке».
4. Словарная работа.
- Отгадайте ключевое слово пословиц:
* Они познаются в беде.
* Не имей 100 рублей, а имей 100 их.
*Человек без них, что дерево без корней.
(слайд 4)
- Запишите слово ДРУГ на следующей строке. Выделите орфограмму. Назовите её.
- Как проверить написание парной согласной? (подобрать проверочное)
- Какое слово может быть проверочным? (однокоренное или форма того же слова)
- Подберите проверочное слово к данному.
- Устно подберите синонимы к слову ДРУГ. (Товарищ, приятель).
- Подберите антонимы. (Враг, недруг).
- Подберите 3 однокоренных слова, запишите их через запятую.
- Разберите слова по составу. (взаимопроверка). Проверим устно.
5. Работа с предложением.
- С одним из слов составьте интересное предложение. Запишите.
- Дайте ему характеристику.
- Разберите по членам предложения и частям речи.
6. Актуализация знаний о существительном.
- О какой части речи идёт речь?
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
-Что такое имя существительное? Приведите примеры.
- Какие непостоянные признаки существительного вы знаете? (Число, падеж)
- В форме какого числа бывают существительные?
- Есть ли дополнения о числе существительных? (Бывают существительные, которые употребляются только в форме единственного числа (молоко, сметана, дружба) или только в форме множественного числа (брюки, ножницы, очки, каникулы). Приведите примеры.
- Вспомним падежи. (слайд 5)
- Как называется И.п. сущ. ед. числа. (начальная форма).
- А все остальные? (косвенные).
- Какие постоянные признаки существительных вы знаете? (од., неодуш.; род)
- Какого рода могут быть существительные?
- Определите род существительного ЗАБИЯКА.
- Есть в русском языке существительные, род которых определить невозможно. Такие существительные называются существительными общего рода (неряха, сирота, обжора).
- Какой признак существительных также можно отнести к постоянным? ( СКЛОНЕНИЕ).
- Что такое склонение? Что изменяется при склонении существительных?
- Зачем изучаем склонение существительных? (Чтобы знать, как пишутся окончания существительных в предложениях).
7. Работа над темой урока.
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
(слайд 6)
- Запишите в следующей строке существительные только 1 склонения самостоятельно.
- Проверим. Докажите (Определите окончание, род).
- В следующую строку выпишите существительные 2 склонения.
- Проверим.
-А что делать с оставшимися словами? (3 склонение)
-Запишите их в третью строку. Какое окончание выделим?
- Что пишем в конце существительных 3 склонения? (Ь)
8. Знакомство с правилом на стр. 98.
- Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 98.
- Что нового узнали о 3 склонении существительных?
- Давайте докажем это.
- У существительного СТЕПЬ какая основа? (мягкая)
- Какая основа у существительных МЫШЬ и РОЖЬ? Почему?
9. Физкультминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – хлопните, если к 3скл – подпрыгните.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, яблоня, мозоль, тюль.
- Какие слова вызвали сомнения? ( мозоль, тюль )
- Давайте заглянем в словари.
- Запишите в тетради МОЗОЛЬ – Ж.р.- 3 с., ТЮЛЬ – М.р.- 2 с. в нужную строчку.
10. Работа с пословицами (в парах).
- Ребята, а теперь будете работать в парах. Ваша задача – соединить 2 половинки пословиц.
Друг проверяется | худая беседа. |
Без соли, без хлеба | в опасности. |
Доброе слово | а зима подбирает. |
Белые ручки | чужой труд любят. |
Лето собирает | и кошке приятно. |
- Проверим.
11. Определение склонения и падежа существительных.
(слайд 7)
- Запишем первую пословицу, объясните её смысл, определите грамматическую основу, выделите окончания существительных, определите их склонение и падеж.
1-ая. Друг проверяется в опасности.
4-ая. Белые ручки чужой труд любят.
- Об окончаниях сущ. 3 склонения в косвенных падежах мы поговорим на следующем уроке.
12. Составление алгоритма определения склонения существительных.
(слайд 8) карточки
13. Рефлексия.
Сегодня на уроке | узнал, открыл для себя… | |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
14. Выставление оценок. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...
Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"
Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".
Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Пар...
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 класс Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."
Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 классТема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."...
Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "
Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...