Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яшкина Евгения Викторовна

Предмет: русский язык

Класс – 3 класс

УМК « Перспективная начальная школа»

Тема «Второе склонение имён существительных »

Тип урока – изучение нового материала.

Цели: выработать  способ   проверки безударного падежного окончания существительных 2 склонения.

Результаты :

предметные: пронаблюдать за изменением имён существительных, вывести на основе наблюдений окончания имён существительных 2 склонения, выработать алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2 склонения  с опорой на слова – помощники;
метапредметные: развивать орфографическую зоркость, умение на основе наблюдений делать обобщение, работать с таблицей;

личностные: формировать коммуникативные умение сотрудничать в группах, паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yashkina_e.v._konspekt_uroka_3_klass.doc111 КБ
Файл prezentatsiya_2_sklonenenie.pptx506.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов :Яшкина Евгения Викторовна

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс – 3 класс

УМК « Перспективная начальная школа»

Тема – «Второе склонение имён существительных »

Тип урока – изучение нового материала.

Цели: выработать  способ   проверки безударного падежного окончания существительных 2 склонения.

Результаты :

предметные: пронаблюдать за изменением имён существительных, вывести на основе наблюдений окончания имён существительных 2 склонения, выработать алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2 склонения  с опорой на слова – помощники;
метапредметные: развивать орфографическую зоркость, умение на основе наблюдений делать обобщение, работать с таблицей;

личностные: формировать коммуникативные умение сотрудничать в группах, паре.

Оборудование: карточки для составления алгоритма, таблицы окончаний имён существительных, презентация, листы для работы в группах, пары слов.

Ход урока.

1Орг. момент.

Настрой на урок  ( слайд №2)

Начинается урок

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим

2.Актуализация знаний.

Работа в паре

На листочках у детей и на интерактивной  доске  предложение с пропущенными орфограммами. (Интерактивная доска слайд Elite Panaboard)

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет. ()

 Вставьте пропущенные буквы, объясняя их правописание.

Проверка. Выходит пара и вставляет пропущенные буквы .

3. Определение затруднения

Дети не смогли вставить   буквы на месте пропущенных безударных окончаний существительных  2 скл.

Дети по итогам работы не смогли или ошиблись в окончании сущ-х 2 скл.

Учитель: К какой части речи относятся слова?

Учитель: В какой части слова находится орфограмма?

Дети: В окончании

Учитель: К какому склонению относятся эти существительные?

Дети: Ко второму.

4.Определение темы и цели урока.

Учитель: Определите тему урока.(слайд №4)

Дети: Окончания имён существительных 2 склонения.

Учитель. Определите, какова цель урока?(слайд №5)

Дети: Научиться проверять  безударное окончание имён существительных 2 склонения.

Учитель: Чему должны научиться?

Постановка задач урока(слайд№6)

Дети: Проверять орфограмму – безударные окончания существительных, составить алгоритм, найти слова-помощники.

5.Работа по новой теме. Выработка алгоритма.

 Учитель: В каких словах тоже была орфограмма - безударная гласная в окончании?

Дети: На полянке.

Учитель: Что использовали при проверке этой орфограммы?

Дети: Алгоритм.

Учитель: Составьте его, используя набор шагов.

Задание «Составь алгоритм»

Дети работают в паре

 (набор:

-Поставь слово в начальную форму

-Определи склонение

-Подбери слово – помощник

-Напиши окончание как у слова- помощника в этом же падеже)

Проверка алгоритма по образцу на доске.(слайд №7)

Учитель: Давайте, применим этот алгоритм к нашим словам.

Дети: Слова – помощника 2 склонения у нас нет

Учитель: Какова наша задача?

Дети: Найти его.

Учитель: Посмотрите вокруг и найдите его

На стенах развешаны группы слов ( динамическая смена позы ):

1пара: стена земля

2пара: рожь

3пара: окно стол

4пара: море озеро  диван

Дети выбирают пару слов: окно и стол, объясняют свой выбор

Учитель: Почему именно эту пару выбрали?

Дети: Это слова 2 склонения, так как окончание  -о и нулевое, ср. рода и мужского рода.

Окончания ударные  (слайд №8)

6. Пробное действие. Применение алгоритма.

Учитель: Что можем сейчас сделать?

Дети: Проверить слова на основании алгоритма (слайд №9)

Работают по алгоритму и вставляют пропущенные окончания:

1.Н.ф. что? – поле

2. Окончание – е, ср.р. -2 скл.

3. На окне  - окончание  -е

4. На пол. – окончание  -е.

Аналогично проверяется слово  - на огороде.

Мини итог этапа

Учитель: Мы выполнили задачу на данном этапе?

 Дети: Да

Можем отдохнуть.

7.Физминутка: (слайд №10)

Мы писали и устали,

А теперь тихонько встали.

Мы немножко отдохнём-

Физминутку проведём.

Улыбнулись, потянулись,

Влево, вправо мы нагнулись,

И присели не спеша,

Чтоб подняться в небеса.

Мы проверили осанку-

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках

Мы пойдём, как кот по крыше-

Лапы выше, выше, выше,

А теперь всё тише-тише.

Мы шагаем еле-еле

И а место тихо сели.

8.Выход к составлению таблицы окончаний.

Учитель: Чем кроме алгоритма  мы можем воспользоваться?

Дети: Таблицей окончаний. (слайд №11)

Учитель: Какова наша задача на этом этапе?

Дети: определить набор окончаний для сущ. 2-го скл.

Работа в группах

4 группы

Просклоняйте слово, выделите окончание и поставьте ударение в словах

1 группа слово  окно,

2 группа – слово стол

3группа – руль

4группа – море

Дети, на листах  А3, склоняют слова, работы вывешиваем на доску. Дети представляют результаты работы-набор окончаний

Наблюдаем за окончаниями

Учитель: Что общего у этих слов?

Дети Склонение 2, одинаковые наборы окончаний.

Учитель: Заполните таблицу окончаний по существительным 2 скл.

Дети работают в группе.

Проверка по эталону (слайд №12)

9.Возвращение к цели и подведение итогов (слайд №13)

Учитель: Какие из поставленных задач были решены на уроке?

Дети называют.  Учитель отмечает на слайде.

10.Рефлексия.( слайд №14)

Продолжи фразу

Мне удалось сегодня…

Мне понравилось…

Я порадовался за …

Я могу себя похвалить за….

Дети высказываются

11.Д/з  вариативное( слайд №15)

Учитель: Я предлагаю вам сегодня выбрать домашнее задание из предложенных вариантов.

  1. Найди в словаре на букву  -Ь, среди слов с основой на  -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания.
  2. Составь мини-текст, в котором  используется слово море в разных падежах. Выдели  в них окончания  и определи падеж.
  3. Найди небольшой текст (стихотворный или  прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.

12. Завершение урока (слайд №16)

 


Приложение 1

Задание «Составь алгоритм»

-Поставь слово в начальную форму

-Определи склонение

-Подбери слово – помощник

-Напиши окончание как у слова- помощника в этом же падеже


Приложение №2

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.


Приложение №3

 

Д/з  вариативное

1.Найди в словаре на букву  -Ь, среди слов с основой на  -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания.

2.Составь мини-текст, в котором  используется слово море в разных падежах. Выдели  в них окончания  и определи падеж.

3.Найди небольшой текст (стихотворный или  прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.

 


Приложение №4 Слова.

земля

стена


окно

стол


море озеро


диван

рожь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 склонение имён существительных Составила: учитель начальных классов Яшкина Евгения Викторовна

Слайд 2

Начинается урок, Он пойдёт нам впрок. Будем знания добывать. Чтоб с успехом применять!

Слайд 3

Вставьте пропущенные буквы, объясняя их правописание. М . ро . Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк . ., пол . , огород. сне. уже л. жал, а в л . су нет.

Слайд 4

Тема урока Окончания имён существительных 2 склонения

Слайд 5

Цель урока Научиться проверять безударные окончания имён существительных 2 склонения

Слайд 6

Задачи урока Найти слова-помощники Определить набор окончаний существительных 2 склонения Научиться проверять безударную гласную в окончании имён существительных

Слайд 7

Пишу окончание как у опорного слова Алгоритм Подбираю опорное слово Определяю склонение Ставлю существительное в н.ф. 1. 2. 3. 4.

Слайд 8

1скл . 2скл . 3скл . стена земля стол окно рожь степь Слова-помощники

Слайд 9

Работа по алгоритму 1.Н.ф. что? –поле 2. Окончание –е, ср.р.-2 склонение 3.На окне –окончание е 4.Значит на пол. -окончание е – на пол е

Слайд 10

Физкульминутка

Слайд 11

Падеж Единственное число Множ . число 1 скл . 2 скл . 3 скл . Именительный - а -я Родительный - ы -и Дательный -е Винительный -у - ю Творительный -ой -ей Предложный -е

Слайд 12

Падеж Единственное число Множ . число 1 скл . 2 скл . 3 скл . Именительный - а -я -о -е Родительный - ы -и -а -я Дательный -е - у - ю Винительный -у - ю -а -о -е Творительный -ой -ей - ом -ем Предложный -е -е

Слайд 13

Итог урока Назовите задачи, которые были решены на уроке из поставленных Найти слова-помощники Определить набор окончаний существительных 2 склонения Научиться проверять безударную гласную в окончании имён существительных

Слайд 14

Самооценка Продолжи фразу Мне удалось сегодня… Мне понравилось… Я порадовался за … Я могу себя похвалить за…

Слайд 15

Д/ з вариативное Найди в словаре на букву -Ь, среди слов с основой на -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания. Составь мини-текст, в котором используется слово море в разных падежах. Выдели в них окончания и определи падеж. Найди небольшой текст (стихотворный или прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Конспект урока по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)

Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второго склонения и развив...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)

Презентация к уроку. Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второ...

Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...

Урок русского языка по теме "3 склонение имён существительных"

Данная презентация предназначена для урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных" в 4 классе...