Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Работа на уроке проводилась в группах.

Основные цели урока:

1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.

2) тренировать умения определять падеж и склонение имен существительных.

3) формировать личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на этапе мотивации), регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание как постановка учебной задачи, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3klass.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

Тема: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.

2) тренировать умения определять падеж и склонение имен существительных.

 формировать личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на этапе мотивации), регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание как постановка учебной задачи, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) универсальные учебные действия.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, обобщение.

Оборудование

Демонстрационный материал.

Раздаточный материал:  листочки для работы в группах

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

   На доске написана пословица:

Где хотенье, там и уменье.

      Как понимаете смысл пословицы? (Если захотеть, то можно научиться)

Согласны ли вы с этим утверждением? А хотите ли вы сегодня научиться новому?

     2. Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном действии.

 

   Прочитайте слова. Исключайте из цепочки лишнее слово по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова докажите.

Степь, человек, газета, объехал, тетради, кино.

Газета. Что можно сказать о написании этого слова?

Найдите в толковом словаре объяснение этому слову.

  В толковом словаре этому слову даётся такое объяснение - это периодическое издание в виде больших листов, которое выходит несколько раз в неделю и отражает события в нашей стране и за рубежом.

     Слово газета пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Газета путешествовала из рук в руки. Газету всегда возвращали продавцу.

Определите падеж у  слова газета.

    Определение падежа вызывает сомнение. Какую цель мы поставим для себя на этом уроке? (Мы будем учиться отличать эти падежи.)

 3. Построение алгоритма  выхода из затруднения. (Работа в группах.)

     Сейчас каждая группа будет выполнять своё задание. В конце своей работы вы должны сделать вывод, который поможет отличить И.п. от В.п.

Первая группа.(упр.305) Поставьте существительные в винительный падеж.

Выделите окончание. Сравните окончания в именах существительных 1склонения в винительном падеже и в именительном падеже. Сделайте вывод.

Вывод: что в В.п. окончания –у,-ю, а в И.п. –а,-я.

Вторая группа.

 Определите падеж существительных. Сравните слова в столбиках. Сделайте вывод.

ушёл на работу                                                            большая работа

перепрыгнул через лужу                                            грязная лужа

взялся за ручку                                                            лежит ручка

упал в трубу                                                                 стояла труба

влез под книгу                                                             закрылась книга

сказка про лису                                                            хитрая лиса

 Вывод: что в В.п. есть предлоги, а в И.п. их нет.

Третья группа.

Найдите подлежащее в каждом предложении и определите часть речи, которой оно выражено. Укажите падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.

Денис сдал тетрадь на проверку.  Проверка помогла найти ошибки.

Дима верил в победу. Победа досталась трудно.

Дорожка вывела нас к дому. Отыскать дорожку мне помог Дружок.

Вывод: что если сущ. является подлежащим, то это И.п. а если второстепенным членом, то это В.п.

4.Первичное закрепление во внешней речи.

Повторим все выводы.

1. в В.п. окончания –у,-ю, а в И.п. –а,-я.

2. в В.п. есть предлоги, а в И.п. их нет.

3. если сущ. является подлежащим, то это И.п. а если второстепенным членом, то это В.п.

5. Включение в систему знаний.

Запишите в тетрадях число.

Какое новое словарное слово мы сегодня узнали? (газета)

         Запишите в тетради словарное слово-газета. Вернёмся к предложениям с этим словом, определим падежи с доказательством.

Газета путешествовала из рук в руки. Газету всегда возвращали продавцу.

6.Самостоятельная работа.

Упражнение 310.или 306.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- А теперь давайте подведем итог нашего урока.

- Какую цель  мы поставили перед собой в начале урока?

Сегодня на уроке

        Я не знал (а)… Теперь я знаю…

        Мне было трудно

        Теперь я могу…

        Мне было легко, потому что…

        Мне захотелось…

Вторая группа.

 Определите падеж существительных. Сравните слова в парах. Сделайте вывод.

Ушёл на работу                                                                                                большая работа

Перепрыгнул через лужу                                            грязная лужа

Взялся за ручку                                                            лежит ручка

Упал в трубу                                                                 стояла труба

Влез под книгу                                                             закрылась книга

Сказка про лису                                                            хитрая лиса

                     Третья группа.

Найдите подлежащее в каждом предложении и определите часть речи, которой оно выражено. Укажите падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.

Денис сдал тетрадь на проверку.  Проверка помогла найти ошибки.

Дима верил в победу. Победа досталась трудно.

Дорожка вывела нас к дому. Отыскать дорожку мне помог Дружок.

 

             Первая группа.

 Поставьте существительные в винительный падеж.

Выделите окончание. Сравните окончания в именах существительных 1склонения в винительном падеже и в именительном падеже. Сделайте вывод.

 Варит,  каша;    ввинчивает,  гайка;    рассматривает,  картина;    стирает,  рубашка;   слушает,  песня;    перевернул,  страница; сделал,  ошибка;     встретила,  подруга;   решает,  задача;   читает,  книга;         рисует, сосна.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...

Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »

Предмет: русский языкКласс – 3 классУМК « Перспективная начальная школа»Тема «Второе склонение имён существительных »Тип урока – изучение нового материала.Цели: выр...

Урок русского языка по теме "3 склонение имён существительных"

Данная презентация предназначена для урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных" в 4 классе...