Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Работа на уроке проводилась в группах.
Основные цели урока:
1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.
2) тренировать умения определять падеж и склонение имен существительных.
3) формировать личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на этапе мотивации), регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание как постановка учебной задачи, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3klass.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 3 класс
Тема: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.
2) тренировать умения определять падеж и склонение имен существительных.
формировать личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на этапе мотивации), регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание как постановка учебной задачи, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) универсальные учебные действия.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, обобщение.
Оборудование
Демонстрационный материал.
Раздаточный материал: листочки для работы в группах
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
На доске написана пословица:
Где хотенье, там и уменье.
Как понимаете смысл пословицы? (Если захотеть, то можно научиться)
Согласны ли вы с этим утверждением? А хотите ли вы сегодня научиться новому?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Прочитайте слова. Исключайте из цепочки лишнее слово по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова докажите.
Степь, человек, газета, объехал, тетради, кино.
Газета. Что можно сказать о написании этого слова?
Найдите в толковом словаре объяснение этому слову.
В толковом словаре этому слову даётся такое объяснение - это периодическое издание в виде больших листов, которое выходит несколько раз в неделю и отражает события в нашей стране и за рубежом.
Слово газета пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.
Газета путешествовала из рук в руки. Газету всегда возвращали продавцу.
Определите падеж у слова газета.
Определение падежа вызывает сомнение. Какую цель мы поставим для себя на этом уроке? (Мы будем учиться отличать эти падежи.)
3. Построение алгоритма выхода из затруднения. (Работа в группах.)
Сейчас каждая группа будет выполнять своё задание. В конце своей работы вы должны сделать вывод, который поможет отличить И.п. от В.п.
Первая группа.(упр.305) Поставьте существительные в винительный падеж.
Выделите окончание. Сравните окончания в именах существительных 1склонения в винительном падеже и в именительном падеже. Сделайте вывод.
Вывод: что в В.п. окончания –у,-ю, а в И.п. –а,-я.
Вторая группа.
Определите падеж существительных. Сравните слова в столбиках. Сделайте вывод.
ушёл на работу большая работа
перепрыгнул через лужу грязная лужа
взялся за ручку лежит ручка
упал в трубу стояла труба
влез под книгу закрылась книга
сказка про лису хитрая лиса
Вывод: что в В.п. есть предлоги, а в И.п. их нет.
Третья группа.
Найдите подлежащее в каждом предложении и определите часть речи, которой оно выражено. Укажите падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.
Денис сдал тетрадь на проверку. Проверка помогла найти ошибки.
Дима верил в победу. Победа досталась трудно.
Дорожка вывела нас к дому. Отыскать дорожку мне помог Дружок.
Вывод: что если сущ. является подлежащим, то это И.п. а если второстепенным членом, то это В.п.
4.Первичное закрепление во внешней речи.
Повторим все выводы.
1. в В.п. окончания –у,-ю, а в И.п. –а,-я.
2. в В.п. есть предлоги, а в И.п. их нет.
3. если сущ. является подлежащим, то это И.п. а если второстепенным членом, то это В.п.
5. Включение в систему знаний.
Запишите в тетрадях число.
Какое новое словарное слово мы сегодня узнали? (газета)
Запишите в тетради словарное слово-газета. Вернёмся к предложениям с этим словом, определим падежи с доказательством.
Газета путешествовала из рук в руки. Газету всегда возвращали продавцу.
6.Самостоятельная работа.
Упражнение 310.или 306.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- А теперь давайте подведем итог нашего урока.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
Я не знал (а)… Теперь я знаю…
Мне было трудно
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…
Вторая группа.
Определите падеж существительных. Сравните слова в парах. Сделайте вывод.
Ушёл на работу большая работа
Перепрыгнул через лужу грязная лужа
Взялся за ручку лежит ручка
Упал в трубу стояла труба
Влез под книгу закрылась книга
Сказка про лису хитрая лиса
Третья группа.
Найдите подлежащее в каждом предложении и определите часть речи, которой оно выражено. Укажите падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.
Денис сдал тетрадь на проверку. Проверка помогла найти ошибки.
Дима верил в победу. Победа досталась трудно.
Дорожка вывела нас к дому. Отыскать дорожку мне помог Дружок.
Первая группа.
Поставьте существительные в винительный падеж.
Выделите окончание. Сравните окончания в именах существительных 1склонения в винительном падеже и в именительном падеже. Сделайте вывод.
Варит, каша; ввинчивает, гайка; рассматривает, картина; стирает, рубашка; слушает, песня; перевернул, страница; сделал, ошибка; встретила, подруга; решает, задача; читает, книга; рисует, сосна.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.
Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....
Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"
1. Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...
Урок русского языка по теме "Определение склонения имен существительных в косвенных падежах." 4 класс
Урок русского языка УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».
Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...
Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »
Предмет: русский языкКласс – 3 классУМК « Перспективная начальная школа»Тема «Второе склонение имён существительных »Тип урока – изучение нового материала.Цели: выр...
конспект урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных"
Урок разработан по УМК "Школа России"...
Урок русского языка по теме "3 склонение имён существительных"
Данная презентация предназначена для урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных" в 4 классе...