№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация с целью…) | Деятельность ученика | Методический комментарий | Время (в мин.)
|
1
| 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.
| Мотивационный этап.
1)Создание проблемной ситуации
2) Оп-ределе-ние те-мы. |
| -Мы продолжаем изучать наш родной русский язык. Сегодня мы откроем ещё один его орфографический секрет. -Обратите внимание на окончание существи-тельных в словосоче-таниях: шли по площад... шли по площадк… -Как вы думаете, окончания будут одинаковые или разные? Почему? (Вставляю окончания) шли по площади шли по площадке Окончания разные? Почему? - Сегодня мы узнаем, от чего зависят падежные окончания существительных? |
Дети предполага-ют, что окончания должны быть одинаковые или разные (так как одинаковые корни, существительные женского рода, существительные в дательном падеже и т.д.)
Пробуют ре-шить поставлен-ную задачу и убеждаются в необходимости получения но-вых знаний.
|
Создаются условия для формирования умений обоснованного выдвижения гипотез.
Создаются усло-вия для целепо-лагания (способ-ность поставить учебную задачу на основании то-го, что уже из-вестно и усвоено, и того, что неизвестно.) | 3 мин |
2. | Актуализация знаний. 1)Упражнение в распознавании паде-жей.
2)Словарная работа. Работа в парах на карточках.
|
Как изменяется слово КОТ? (N 193843) (1) |
|
| -Приготовьте карточки с названием падежей. Определите падежи существительного кот.
-Заполните таблицу: (с,з)делали на з..воде |
|
| искал ..птеку |
|
| пр..ч..тал в т..тради |
|
| п..д(?)ехал к д..ревне |
|
| друж..л с девочкой |
|
| Нач..лась м..тель. |
|
| мч..лся по д..роге |
|
| ..т..шёл от в..кзала |
|
|
|
| е |
-Вставьте пропущенные буквы. Какие орфо-граммы встретили? Написание какой буквы вызвало разногласия? Оцените правильность работы на волшебной линеечке.
-Определите падежи существительных, запи-шите справа. -Напишите рядом с падежом соответствую-щую букву, расшифруй-те слово с помощью ключа. КЛЮЧ И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п.. | П.п. | а | и | н | к | ч | о |
-Какое слово получили? (ОКОНЧАНИЕ). -Оцените на волшебной линеечке правильность. Именно эта часть слова окончание будет объектом наших наблюдений.
| -Повторяют падежи, показы-вая карточки с названиями па-дежей.
Работают в паре, повторяют орфо-граммы, вставля-ют пропущен-ные буквы. Проверка со-вместно с учи-телем.
Оценивают работу пары на отрезке.
Работая в паре, определяют падежи существи-тельных в слово-сочетаниях и предложении.
Оценивают работу в паре.
| Создание ситуации успеха для слабых детей, возможность отстаивать свою точку зрения, учитывать другую точку зрения, делать выводы.
| 7 мин
|
3.
| Осуществление практической деятельности (склонение). Работа в груп-пах.
|
| -Поработайте в группах. Просклоняйте существительное. Распределите работу между всеми участниками группы. Запишите крупно маркерами окончания. ЛИСА ОКНО ЗЕМЛЯ ПОЛ ИЛЬЯ СТЕПЬ СЛОН СОВЕСТЬ Проверка: поменяйтесь таблицами, проверьте работу другой группы. Исправление ошибок. (Таблицы вывеши-ваются на доску). | Работая в группе (по 3 человека), учатся распре-делять задания между участ-никами группы, прислушиваться друг к другу, выбирать общее решение, пред-ставлять свою работу.
|
| 3 мин |
4.
|
Открытие новых знаний (наблюдение, исследование, выявление закономерностей.
|
1склонение (N 193414) (2)
2 склонение (N 193700) (3)
|
|
3 склонение (N 193602) (4)
| -Сравните окончания существительных. Какие столбики при склонении имеют похожие окончания? На сколько групп можно разделить существи-тельные по «одина-ковости» окончаний? Какие существитель-ные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склонению? -В каком склонении встречается женский род? Чем отличаются существительные жен-ского рода 1склонения от существительных женского рода 3 склонения? Чем отличаются существительные мужского рода 2 склонения от существительных муж-ского рода 1 склонения? -Что можете сказать о существительных сред-него рода?
-Проверим свои выводы по учебнику: правило, с.14,16,17
| Коллективно обсуждают результаты и устанавливают закономерность.
Выводы зри-тельно подкреп-ляют таблицами ЭОР и сводной таблицей.
Проверяют предположения по учебнику.
| Стимулирование исследовательского поведения уча-щихся, умения ар-гументировать свою точку зре-ния.
Соотнесение самосмоятельно добытой инфор-мации с готовой информацией в учебнике.
| 6 мин |
5.
| Первич-ное при-менение новых знаний.
|
| Упр. 25 –Выпишите по 5 существительных каждого склонения: 1 склонение, 2 ряд -2 склонение, 3 ряд – 3склонение. Добавим 3 склонение из упр.31. прав.с.14,16,17. | Выполняют пра-ктические дей-ствия по опреде-ению типа скло-нения суще-ствительных. Записывают сло-ва, доказывая правильность выбора типа склонения.
| Используют ин-струкции для осуществления самостоятельных действий, удер-живают учебную задачу.
| 4 мин |
6.
|
Домашнее задание.
|
| с.17, упр.30. -Прочитайте задание. Какую работу напоминает?
| Дети сравнивают домашнее зада-ние с ранее вы-полненным в класссе, делают выводы о схо-жести.
| Получают ин-струкцию по вы-полнению домаш-него задания по аналогии с вы-полненным зада-нием в классе. Создание ситуации успеха при самостоятель-ном выполнении домашнего задания. |
1 мин
|
7. | Физминутка.
|
| -Отгадайте загадку. Если отгадка – существительное 1 склонения – присели, если второго склонения – встали, руки внизу, если третьего склоне-ния - подняли руки вверх. Белая вата Поплыла куда-то. (Облако) Без окон, без дверей- Полна горница людей. (Огурец) Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) Зимой спит, Летом ульи воротит. (Медведь) Без него плачеи, А как появится- От него глаза прячем. (Солнце) Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ведет, Там заметку кладет. (Карандаш) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я , И вот теперь я спелая. (Ягода) От кого мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит … (Тень) |
Дети связывают умение отгадывать загадки с новыми знаниями, тренируют координацию движений.
| Физминутка помогает сохра-нить детям логическую связь с той учебной деятельностью, которой они занимались до физкультминутки и будут занимать-ся после нее. Создание условий для удерживания логики основной деятельности в принципиально новых условиях.
| 3 мин |
8. | Проблемная ситуация
|
| Ну и платья: Сплошь иголки. Его носят вечно… (ёлки) -К какому склонению отнести слово с окончание – И ? Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней… (помидора) - Как вы думаете, к какому склонению относится это слово? - Как же определить склонение существи-тельного во множест-венном числе, в кос- венном падеже?
| Дети встречаются со случаем, отличающимся от предыдущих примеров, затрудняются в определении склонения. Высказывают предположения, находят правильное решение или сами, или с помощью учителя.
| Создаются условия для определения и формулировки проблемы, поиска путей её решения. | 3 мин |
9.
| Созда-ние памят-ки « Как определить склонение существительных в косвен-ном падеже» Работа в груп-пах.
|
| -Поработайте в своих группах. Используя карточки с названиями действий, составьте памятку «Как опреде-лить склонение суще-ствительных». Для этого обсудите, какие действия необходимо выполнить и в каком порядке?
Определи род
- Сколько шагов надо сделать? -Какие действия лишние? -В каком порядке надо действовать, чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже?
1.Поставь в имя существительное в начальную форму. 2.Определи род существительного. 3.Определи окончание существительного. | Дети, используя карточки с названиями действий, со-ставляют па-мятку для определения склонения существитель- ных в косвенных падежах, выслушивают друг друга, выбирают общий вариант, представляют его.
Проверка совместно с учителем
| Создание условий для формиро-вания умений строить понятные для партнёра высказывания, умения догова-риваться, прихо-дить к общему решению.
| 3 мин |
10.
|
Работа в парах.
|
|
-Определите склонение существительных в словосочетаниях из словарной работы.
Проверка. - Выберите правильный столбик. 2 1 2 1 1 1 3 2 3 1 1 1 2 2 1 3 1 3 1 3 1 2 2 2 Оцените свою работу на волшебной линеечке. |
Ставят и выполняют учебную задачу в контексте темы и цели урока.
Прислушивают-ся друг к другу, доказывают свою точку зрения, приходят к единому мнению, оце-нивают работу в паре. Совместно с учителем осуществляют контроль.
|
Работают по установленным критериям; учатся аргументировать; обсуждать и согласовывать выбор; осуществлять взаимопроверку; приходить к общему мнению. | 4 мин |
11.
|
Первич-ный конт-роль
|
|
Спишите текст. Определите склонение существительных. Путники подъехали к знакомой местности. В ущелье слышен шум ручья. На зелени блестели капли воды. -Существительных каких склонений больше? Докажите. |
Анализируют предлагаемые ситуации и осознанно выполняют учебные действия
|
Предоставляется возможность самостоятельно контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным мате-риалом, вносить необходимые кор-рективы в испол-нение . | 4 мин |
12.
|
Обобщение знаний.
|
|
-Вернёмся к нашей проблеме: почему в словосочетаниях у существительных окончания разные? шли по площади шли по площадке - Для чего же мы учимся распознавать склонения существи-тельных? Этим мы займёмся на следующих уроках. |
Вернулись к проблеме, связывают полученные знания о трёх типах склонения существитель-ных с пробле-мой правопи-сания падежных окончаний. Дети делают вывод, что окончание существитель-ного зависит от его склонения. |
Решение проблемной ситуации предо-ставляет возмож-ность осознать значимость новых знаний, пробуждает интерес к изучению следующей темы «Правописание падежных окончаний имён существитель-ных».
| 3 мин |
13. | Рефлексия. Подведение итогов урока. |
|
-Продолжите фразы: -Было интересно… -Было трудно… -Я чувствовал.. -Сегодня я наблюдал…. -Мне хотелось научиться …
|
-Дети оценивают уровень освое-ния нового ма-териала.
|
Создание условий для самооценки; прогнозирования дальнейшей дея-тельности; фор-мирования лич-ностных смыслов и мотивов учения. | 1 мин |