конспект урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения»
УМК «Школа России», учитель – Мартенс М.В.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о 3 склонении существительных, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; закрепление умения определять члены предложения.
Задачи:
Обучающие: сформировать умение группировать имена существительные по склонению, правильно определять склонение имён существительных в единственном и во множественном числе;
Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;
Воспитательные: создать условия для работы в парах, группах; возбудить интерес к изучению русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формировать представление
– о характеристиках имен существительных, относящихся к 3-му склонению.
– об общих закономерностях, связывающих имена существительные разных родов в одной группе склонений: имеют одинаковые наборы окончаний; окончания могут быть ударными и безударными, но они пишутся одинаково в одних и тех же падежах у слов одного склонения;
– умение различать существительные 2 и 3 склонения.
Личностные: уметь определять склонение, выделять окончание имен существительных.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.
Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «3 склонение имён существительных»
Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа, работа в парах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемы УУД |
Организационный момент. | Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. | Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя. Записывают в тетрадях число, классная работа. | Коммуникативные: умение слушать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Повторение изученного | Минутка чистописания Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать буквы парами (две одинаковые строчные буквы) - Эта буква встречается в фамилии ученика нашего класса, который сидит, за 2 партой во 2 ряду…… - Эта буква стоит первой в моём имени…. - Следующая буква стоит на третьем месте в имени девочки, которая заплела сегодня две косички….. ПРОВЕРКА: ПП ММ СС ЛЛ НН Словарный диктант - Запишите словарные слова, используя картинки со слайда. В этих словах есть соединения букв, которые мы писали на минутке чистописания. Проверка. Самооценка в тетради. | Записывают в тетради соединения строчных букв парами. Самостоятельно записывают слова, проверяют с образцом. Килограмм, аллея, расстояние, теннис, аппетит. Оценивают свою работу: Нет ошибок – 5 1 ошибка- 4 2 ошибки -3 | Познавательные: Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение Личностные: Осуществлять контроль, самооценку. |
Актуализация знаний | Отгадайте загадку: Дорога есть – ехать нельзя. Земля есть – пахать нельзя. Луга есть – косить нельзя. В реках воды нет. - Подсказка: прочитайте первые буквы словарных слов. - Посмотрите на слайд. Это карта нашего Сысольского района. Она поможет нам повторить знания по теме «Склонение имён существительных». - На какие группы можно разделить все населённые пункты нашего района? - А знаете ли вы, что в нашем районе есть деревня Пустошь? /Слайд/ она расположена недалеко от п. Первомайский на противоположном берегу реки Сысола. Отметьте её на карте. - К какой группе можно отнести это слово? | Отгадывают загадку. Карта Знакомятся с картой Сысольского района. Работа в парах Имена существительные 1 и 2 склонения. Работают по карте. Ни к какой, т.к это существительное Ж.р. | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
Формулировка темы урока и планирование деятельности | - Определите тему нашего урока. - Какие задачи поставим на уроке? - Какие знания нам понадобятся для изучения этой темы? - Сейчас вы будете работать в группах. Вадим и Валерия вспоминают падежи и их вопросы на карточках. Остальные работают на листочках в группах. ПРОВЕРКА. САМООЦЕНКА. | Имена существительные 3 склонения. Задачи:
- Знание падежей и вопросов. - Уметь различать склонения имён существительных. Работа в группах: 1. Художник нарисовал ….……. (С.р., 2 скл.) 2. ……….(М.р., 2 скл) лизнул моё лицо. 3. На полке магазина продаётся ………(Ж.р., 1 скл). 4. Мой родной и близкий человек - ….. (М.р, 1 скл.) 5. …… (Ж.р., 3 скл.) прошла, и мне стало весело. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы. |
Изучение нового материала | - Просклоняем существительное, которое я загадала: Маленький рос, длинный хвост, серая шубка, острые зубки /МЫШЬ/ - Сравним окончания с таблицей в учебнике на стр. 98 | Один ученик у доски, остальные в тетради. | Личностные: формирование мотивов достижения целей. Коммуникативные: контроль действий партнёра, использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. |
Физминутка | Если слышишь существительное 1 склонения – приседай, 2 склонения – хлопай, 3 склонения – повороты влево – вправо. | Нож, коса, пена, язык, речь, печь, печка, дочь, пень | Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности. |
Первичное закрепление | - Предлагаю вам поработать волшебниками . Выполним Упр. 97 на стр. 171 учебника - А сейчас мы будем учиться определять падеж имён существительных в тексте. Для этого нам надо вспомнить шаги алгоритма. | 4 человека возле доски, остальные в тетрадях. Располагают шаги алгоритма на доске в правильном порядке. Выполняют Упр.178 на стр. 100 по очереди выходят к доске. | Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации. Коммуникативные: формулирование собственного мнения, Познавательные: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: планирование своих действий; различение способа и результата действий; внесение необходимых корректив в действие. |
Самостоятельная работа | - Найдите в каждой строчке на карточке лишнее слово, подчеркните его. Объясните свой выбор. ВЗАИМОПРОВЕРКА,ОЦЕНИВАНИЕ по образцу | 1) Улыбка, юноша, болезнь, Митя. 2) Награда, крыло, камень, мороз 3) Дед, площадь, болото, конь 4) Пыль, речь, ладонь, карась. | |
Итог урока | - Какие задачи ставили на уроке? Все ли задачи выполнили? - Оценим себя | Формулируют вывод. | Личностные: формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
Рефлексия | Закончите предложения: - Я доволен своей работой на уроке, потому что… - Я ещё не умею…. - Мне надо потренироваться…. | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. Познавательные: построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"
Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....
Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"
Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...
Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных
Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Урок русского языка 3 кл. "Склонение имён существительных"
Здесь представлен конспект урока русского языка по системе "Начальная школа XXI века"...
Урок русского языка "Род и склонение имён существительных"
Презентация к уроку русского языка....