Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».
Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе
Задачи:
- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_sushchestvitelnyh_konspekt.docx | 80.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».
Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе
Задачи:
- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!
Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.
II. Самоопределение к деятельности
На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
III. Создание проблемной ситуации (новый материал).
- Прочитайте предложение Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .
-Найдите в предложении однородные члены предложения (о сестре и дочери)
-Каким членом предложения они являются? (втор. чл.)
-Какой частью речи выражены?
Определите их род и падеж. (ж.р., предл. пад.)
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?
-Что вы заметили? (окончания разные)
-Почему у имен существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, есть какой-то признак по которому можно различить эти 2 слова)
Давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока.
-Какой частью речи выражены эти два слова? Если слово изменяем по падежам – что это значит?
-Прочитайте название темы урока на стр. 87
-Объясните значение слова склонение. Что значит «имя существительное склоняется?» (изменяется по падежам и числам)
-Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен сущ.)
IV. Актуализация знаний.
1. Работа с текстом.
Прочтите текст (у вас на столах).
Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это город, в котором ты родился и вырос. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Это мама и папа, дядя, брат и сестра, дочь и сын. Это наш язык, наша родная русская речь…
- О чем этот текст? (о Родине) Как мог бы закончиться текст? Я люблю свою Родину.
- О чем рассуждает автор? (автор рассуждает что такое Родина)
- Найдите в тексте слова, которые определяют это понятие. Что для автора Родина?
(страна, город, небо, поле, люди, мама, папа, брат, сестра, дочь, сын, язык, речь)
Запишите эти слова в тетрадь. (учитель пишет на доске)
Перед вами слова, которые помогали нам анализировать текст.
- По какому признаку можно объединить все эти слова? (Каким термином можно назвать?)
(Это существительные)
- Как вы это определили? (Они отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
2. Игра «Исключи слово»
- Исключи слово, которое отличается от других по 1 грамматическому признаку.
(1. Люди - оно мн.ч. )
- Как изменяются имена существительные по числам? (один предмет - ед.ч, несколько предметов – мн.ч.)
(2. Родину - оно не в форме И.п.)
-Определите падеж этого существительного. (В.п.)
3. Группировка слов.
- По какому признаку можно поделить все эти слова на 3 группы?
По родам.
По окончаниям
Физминутка.
Слово мужского рода – садятся (встают) мальчики, женского рода – девочки, среднего рода – хлопок.
город, мама, брат, окно, сын, солнце, язык, небо, поле, сестра, город, Родина.
V. Работа по теме урока.
Работа в группах.
Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы?
Узнать почему слова город, брат, сын, язык, небо, поле оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3?
Организуются 3 группы учащихся. Каждая группа получает карточку исследования.
1. Просклоняйте имена существительные, распределив их между членами группы.
2. Найдите существительные с однотипными окончаниями. Помни о вариативности окончаний.
3. Определите признаки этих существительных, выдели окончания в н.ф.
4. Сделайте вывод.
1 группа мама, папа; 2 группа сестра, дядя; 3 группа брат, небо; 4 группа сын, поле; 5 группа дочь, мама.
2. Интерпретация полученных данных.
Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске.
3. Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.88
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Подписываем склонение. (слайд №26)
1 скл. - сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;
2 скл. - М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;
3 скл. - Ж.р. с ь на конце.
Сколько же всего в русском языке склонений? (3)
И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.
Как определяем тип склонения?
АЛГОРИТМ
1. определяем род
2. выделяем окончание (в именительном падеже)
3. определяем склонение
VI. Первичное закрепление.
1. Попробуем устно определить склонение по алгоритму.
2. Самостоятельная работа по учебнику стр 88 упр 166
VII. Домашнее задание. Стр 89 упр 167.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Какие цели перед собой ставили? Достигли результата?
- Кому было все понятно и интересно работать на уроке? Кому нужно немного доработать? Ну а кому было совсем не интересно, и он ничего не понял на уроке?
Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Земля, на которой ты живёшь. Это мама и папа, брат и сестра, дядя и тетя, дочь и сын. Родина - это наш язык, наша родная русская речь …
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя ученика __________________
Работа в группе, 3 б
Работа в тетради, 3б
Устная работа на уроке, 3б
Самостоятельная работа, стр 88 упр 166, 1б – 3б
Итог
10 - 12 балов- оценка «5»,
9 – 11 балов- оценка «4»,
6 – 8 балов- оценка «3»
Оценка за урок ________
Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Земля, на которой ты живёшь. Это мама и папа, брат и сестра, дядя и тетя, дочь и сын. Родина - это наш язык, наша родная русская речь …
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя ученика __________________
Работа в группе, 3 б
Работа в тетради, 3б
Устная работа на уроке, 3б
Самостоятельная работа, стр 88 упр 166, 1б – 3б
Итог
10 - 12 балов- оценка «5»,
9 – 11 балов- оценка «4»,
6 – 8 балов- оценка «3»
Оценка за урок ________
Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Земля, на которой ты живёшь. Это мама и папа, брат и сестра, дядя и тетя, дочь и сын. Родина - это наш язык, наша родная русская речь …
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя ученика __________________
Работа в группе, 3 б
Работа в тетради, 3б
Устная работа на уроке, 3б
Самостоятельная работа, стр 88 упр 166, 1б – 3б
Итог
10 - 12 балов- оценка «5»,
9 – 11 балов- оценка «4»,
6 – 8 балов- оценка «3»
Оценка за урок ________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.
Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....
технологическая карта урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В.
технологическая карта урока русского языка...
Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"
1. Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокиДидактические:1. познакомить с системой падежных окончани...
Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Три склонения имён существительных.
В уроке прослеживается работа с рабочим листом, как мини - проектом. Благодаря чему, ученики намного лучше усвоят тему урока....