Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: Текст. Основная мысль текста. Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Карта урока по теме "Текст" | 12.75 КБ |
"Письма" к уроку русский язык 3 класс по теме "Текст" | 189.35 КБ |
Презентация к уроку русский язык 3 класс по теме "Текст" | 653.33 КБ |
Конспект урока русский язык 3 класс тема "Текст" | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1.
__ У меня именно такая семья.
__ Но чтобы детство было счастливым, нужна любящая семья: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки.
__ Ведь в детстве можно играть, дружить, открывать мир знаний и увлечений.
__ Самая счастливая пора – детство.
__ Поэтому моё детство счастливое!
Задание 2.
1. Лебеди летели через море и далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.
2. Белый, как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно- синей поверхности воды.
3. Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.
Задание 3.
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался...
Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...
Остаюсь твой, внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
Предварительный просмотр:
Письмо Президенту РФ Путину В.В.
Уважаемый господин Президент!
К Вам обращаются_______________________. Мы знаем, что Вы не безразличны к судьбам всех детей нашей великой страны. Хотим вам сказать, что мы очень любим___________________________ и мечтаем о том, чтобы все ребята России_________________________. Было бы здорово, если бы Вы сделали так, чтобы__________________________________________________________________________________________________.
Понимаем, что Вам очень непросто, ведь Россия действительно огромная страна… Но мы, ребята, верим в Вас и сами обещаем, что______________________________________________. Мы понимаем, что самое главное – это_______________________________________________. Спасибо Вам!
С уважением,______________________.
Письмо губернатору Краснодарского края
Уважаемый Вениамин Иванович!
К Вам обращаются_________________________.
Накануне праздника Дня защиты детей с радостью говорим о том, что у нас самый счастливый адрес Детства – кормилица России, родная земля __________!
Мы видим, как много сегодня делается для того, чтобы все дети Краснодарского края были______________________________.
Спасибо Вам и Вашей команде! Признаемся, что мы мечтаем о том, чтобы_________________________________________.
И верим, что губернатору это по силам! От всей души хотим пожелать Вам __________________________________________________!
С уважением,______________________.
Письмо учителям России
Дорогие наши учителя!
Пишут вам______________________.
Нам хочется сказать вам______________ за то, что_________________________________________.
Учитель призван защищать и оберегать Детство, поэтому хотим пожелать всем учителям___________________________________________!
Самое главное для учителя - ___________________________.
Будьте нам______________, верьте в нас, и тогда мы обязательно____________________________________!
Счастливое Детство – это__________!
Радости вам и здоровья, дорогие учителя!
С уважением,______________.
Письмо родителям
Любимые наши родители!
Пишут вам__________________________.
Вы для нас самые_________________________!
Без преувеличения скажем, наше счастье и радость – в ваших добрых руках! Позвольте, родные, передать для вас несколько пожеланий, чтобы мы росли вам на радость:
1. Говорите с нами! Мы так рады, когда____________________.
2. Нам нужна ваша поддержка. Порой мы боимся, что_____________________________________________.
3. Улыбайтесь нам! Так здорово, если___________________.
4. Прощайте наши ошибки! Ведь все люди________________
5. Любите нас! Мы тоже очень_______________________.
С любовью и уважением,__________________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Самая счастливая пора – детство. 2 . Ведь в детстве можно играть, дружить, открывать мир знаний и увлечений. 3. Но чтобы детство было счастливым, нужна любящая семья: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки . 4. У меня именно такая семья. 5 . Поэтому моё детство счастливое!
1. Самая счастливая пора – детство. 2 . Ведь в детстве можно играть, дружить, открывать мир знаний и увлечений. 3. Но чтобы детство было счастливым, нужна любящая семья: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки . 4. У меня именно такая семья. 5 . Поэтому моё детство счастливое!
ТЕМА ТЕКСТА – ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – ТО, О ЧЁМ НАМ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР
1. Самая счастливая пора – детство. 2 . Ведь в детстве можно играть, дружить, открывать мир знаний и увлечений. 3. Но чтобы детство было счастливым, нужна любящая семья: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки . 4 . У меня именно такая семья. 5 . Поэтому моё детство счастливое! Счастливое детство
Структура письма Вступление Основная часть Заключение
Мини-проект «Моё счастливое детство»
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Текст. Основная мысль текста.
Цели урока:
Личностные:
• Осознание языка как основного средства человеческого общения;
• Формирование интереса (мотивации) к учению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Организовывать свое рабочее место.
• Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
• Определять последовательность выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
• Контролировать правильность и аккуратность своих собственных записей
• Учитывать степень сложность задания и выбирать для себя возможность его выполнения
• Осуществлять самоконтроль, соотносить свой ответ с предложенным вариантом
Познавательные УУД:
• Отвечать на простые вопросы учителя
• Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
• Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
• Пополнять словарный запас
Коммуникативные УУД:
• Участвовать в диалоге на уроке.
• Отвечать на вопросы учителя и одноклассников
• Слушать и понимать речь других
• Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь
Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текстов.
Оборудование:
• Проектор, компьютер, карточки для детей
Ход урока:
- Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте ребята! Мне сегодня очень повезло стать вашим учителем.
- Давайте знакомиться. Меня зовут Наталия Сергеевна. А вы произнесите каждый своё имя хором.
- Приятно познакомиться.
- Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые могут встретиться на уроке?
- Трудности всегда преодолимы, если есть стремление, желание учиться и хорошее настроение.
- Желание получить знания у вас есть?
- А для хорошего настроения мы улыбнёмся друг другу
- Постановка учебной задачи
Задание 1 в карте урока
- Ребята, пожалуйста, посоветуйтесь и распределите предложения в нужном порядке. Для этого проставьте их номера.
Карточка
__ У меня именно такая семья.
__ Но чтобы детство было счастливым, нужна любящая семья: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки.
__ Ведь в детстве можно играть, дружить, открывать мир знаний и увлечений.
__ Самая счастливая пора – детство.
__ Поэтому моё детство счастливое!
- Прочитаем, что получилось. Выводим на доску текст. Слайд 2
1. Самая счастливая пора – детство. 2. Ведь в детстве можно играть, дружить, открывать мир знаний и увлечений. 3. Но чтобы детство было счастливым, нужна любящая семья: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. 4. У меня именно такая семья. 5. Поэтому моё детство счастливое!
Слайд 3 (белая доска)
- Ребята, а чем отличается запись на карточках от той, что у нас получилась после совместной работы?
- Поняли, о чём пойдёт на уроке речь? Правильно, о тексте.
- Давайте попробуем собрать «Корзину понятий» по теме «Текст».
- Расскажите что вы знаете о тексте и его признаках?
(Дети называют, на доске появляются понятия ТЕМА, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ И Т.Д..)
- Молодцы! Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Разбирать различные тексты, определять тему и основную мысль, составлять тексты)
СЛАЙД4.
Продолжаем работать. Прочтите текст ещё раз и подумайте, о чём в нём говорится.
(Здесь говорится о счастливом детстве).
- Делаем вывод: если узнаешь, о чём говорится в тексте, то верно определишь ТЕМУ ТЕКСТА.
СЛАЙД5. ТЕМА-ЭТО ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ.
( Кластер - на доске)
Проведём дальнейшее исследование текста. Что важного хотел рассказать, показать нам автор, написав для нас этот текст?
(Автор хотел показать нам, что такое счастливое детство).
- Верно, автор делится этой мыслью.
- Итак, снова делаем вывод, что – же является основной мыслью текста? СЛАЙД 6. Основная мысль - ТО, О ЧЁМ ХОТЕЛ НАМ СКАЗАТЬ АВТОР
- А теперь вы, зная тему текста и его основную мысль, легко придумаете своё заглавие к нему. (варианты)
СЛАЙД 7. Название текста
Слайд 8. Чистый слайд
- Работа по теме урока. Типы текстов
- Ребята, найдите, пожалуйста, в карте урока задание №2.
Предлагаю прочитать предложенные тексты и определить сходства и различия.
- Лебеди летели через море и далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.
2. Белый, как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно- синей поверхности воды.
3. Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.
- Что объединяет все тексты? (Тема – лебедь).
- О чем говориться в 1 тексте? (Описывается история молодого лебедя).
- Как называется такой текст? (повествование).
- О идёт речь во 2 тексте? (Описывается внешний облик птицы).
- Как называется такой текст? (описание)
- О чем идет речь в 3 тексте? (рассуждаем, почему лебедь назван царём водоплавающих птиц).
- Как называется такой текст? (рассуждение).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Работа с рассказом
- Чтение текста
- А сейчас предлагаю Вам послушать отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька» (Учитель читает текст)
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался...
Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...
Остаюсь твой, внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
2. Словарная работа.
Ребята, устно подберите к выделенным ПРОСТОРЕЧНЫМ словам синонимы.
ОТСЕДА-ОТСЮДА
КОЛОТЯТ – БЬЮТ
НАМЕДНИ – НЕДАВНО
ОЧУХАЛСЯ – ОПОМНИЛСЯ
3. Беседа.
1. Можно ли назвать это письмо текстом? Почему?
2. Определите тему текста. (НЕСЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО)
3. Определите основную мысль текста. (ТЯЖЕЛО РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН ОСТАЁТСЯ ОДИН БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ).
4. Какие типы речи встречаются в этом тексте (описание, повествование, рассуждение)
5. Делают вывод, что письмо тоже текст, в котором могут сочетаться разные типы речи.
4. Правило
- А как называется тип письма мы узнаем из правила на стр. 125 в рубрике «Заметьте»
5. Структура письма и продолжить оформление на доске
(вступление, основная часть, заключение) СЛАЙД 9
СЛАЙД 10 БЕЛЫЙ СЛАЙД
V. Работа в группах по написанию письма.
- А вы любите писать письма? А часто ли вы пишете письма? А для чего пишут письма? (Хотят поделиться радостью, рассказать о чём – нибудь, попросить).
- Каждый из вас хочет, чтобы детство его было счастливым. А кому мы можем написать письмо, в котором мы бы выразили все наши надежды на счастливое детство?
(Ответы детей).
Работа к группах
1 группа пишет письмо УЧИТЕЛЮ
2 группа – родителю
3 группа – губернатору
4 группа - президенту
У детей есть заготовки для писем: текст с пробелами.
- Письма зачитывают дети и опускают в импровизированный почтовый ящик.
(обратить внимание на основную мысль в каждом письме)
- Рефлексия
- Раньше люди не могли писать, и поэтому передавали свои мысли через рисунки. Вот и я хочу от вас получить письмо в виде знаков-смайликов.
У каждой группы фото конверта, дети клеят стикеры со смайликами.
- Итог:
- Над какой темой мы работали на уроке? (Текст)
- Что вы знаете о тексте и его признаках?
СЛАЙД 12.Дорогие ребята, огромное спасибо Вам за урок! Вы такие молодцы! Мне очень приятно было с Вами общаться. Пусть Ваше детство будет самым счастливым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".
Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Пар...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....