Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи. | 1.44 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka.docx | 841.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс.
Тема урока: «Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра по теме: «Красавица-зима».
Автор: Гурьянова Елена Владимировна
Место работы: ГБОУ СОШ №692 Калининского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория: 1
Сведения о программе: образовательная программа «Школа России»
Цели урока:
Образовательная:
- развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания;
- развитие умений устной и письменной речи (учить использовать в речи образные выражения, эпитеты);
- развитие умения конструировать предложение.
Развивающая:
- развитие умения сотрудничать при работе в паре;
- развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся.
Воспитательная:
- воспитание умения чувствовать красоту и выразительность речи;
- воспитание любви к родной природе, интереса к изучению языка.
Задачи урока:
- развивать внимание, творческое воображение, словарный запас, дикцию, речь, художественный вкус на примере произведений русских художников и поэтов, музыки П.И. Чайковского;
- развивать основы мыслительной деятельности, творческие способности учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения;
- развивать умение анализировать, работать с источником информации, умение классифицировать, подбирать собственные примеры;
- воспитывать интерес к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке;
- совершенствовать коллективные навыки работы.
Использованные технологии:
- ИКТ-технология. 🟃 Технология работы в парах.
Оборудование:
- интерактивная доска, проектор;
- авторская презентация;
- толковые словари Ожогова С.И. для работы в парах;
- памятка «Синтаксический разбор предложения»;
- иллюстрации с видами зимних пейзажей;
- карточки с предложениями, оформленные в виде снежинок;
- карточки-помощники для слабоуспевающих учащихся.
Ход урока:
Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату в тетрадь.
Чистописание:
Начнем с чистописания. Учитель выполняет строку чистописания: заглавная и строчная буквы З,з и упражнения с ними._______________________________
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. На доске пословицы: За словом в карман не полезет.
Хорошую речь хорошо слушать. Прочитайте. Что записано на доске?
- пословица. Про кого так можно сказать? (про человека, который при любой ситуации, на любой вопрос, найдет, что ответить).
- пословица. Хорошая речь — богатая, образная, яркая, чем богаче речь человека, тем свободнее и полнее он выражает свои мысли, чувства.
Назовите известные вам орфограммы. Объясните, выделите графически.
Спишите только одну пословицу.
Прочитайте 2-ую пословицу и попробуйте определить самостоятельно, над чем будем работать на уроке сегодня. (предположения учащихся)
Да, ребята, сегодня урок развития речи, будем учиться рисовать словами так, чтобы нашу речь было приятно слушать. К. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
Актуализация знаний:
Предлагаю выполнить упражнение-игру по изученному материалу. Вспомним орфограммы, которые учат писать корень слова.
Слайд: загадка.
Как по небу с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала На поля, озёрушки Белый снег да перышки.
Что это? (снеговая туча)
Слайд 2: снеговая туча принесла слова, прочитайте их, подумайте, какие орфограммы вы узнали.
Сейчас вам предстоит поработать в парах.
- колонка — выписывает слова с безударной гласной, проверяемой ударением;
- колонка — слова с парными звонкими и глухими согласными;
- колонка — слова с безударной гласной, не проверяемой ударением (словарь).
Самостоятельная работа учащихся.
Объясните значение слов иней, сугроб, заморозки. Найдите значение этих слов в толковом словаре (работа в парах).
Значение слов:
Иней — тонкий слой ледяных кристаллов. Деревья покрылись инеем.
Сугроб — наметенная ветром большая куча снега.
Заморозки — легкий мороз, обычно по утрам осенью или весной.
А если снежинки слеплены в пушистые комья, то говорят: снег идет … (хлопьями). Запишите в тетрадь по 2 слова на каждую орфограмму, обозначьте ее графически.
Применение знаний и умений в новой ситуации:
Коллективная работа под руководством учителя.
Слайд 5. Прочитайте слова на снежинках. Как вы думаете, как будет звучать задание?
Составьте предложение, переместив снежинки. Запишите предложение в тетрадь.
Выполните разбор предложения по членам, используя памятку.
Физкультминутка: исполнение танца под музыку.
Развитие речи:
Сочинение-миниатюра: «Красавица-зима».
Вы уже писали сочинение про зимний лес, составляли предложения о снеге, а сегодня вы попробуете свои силы в выставке словесных фотографий. Я думаю, что по дороге в школу, на прогулке с родителями за городом, вы всматривались в то, что вас окружает: это деревья, кустарники, снег, интересный предмет, может стояли и любовались какой-то птичкой в парке. Выберите то, что вас особенно привлекало и мысленно сфотографируйте, а потом переведите эту фотографию в слова, как бы проявите пленку. На выставке желательны цветные фотографии. Звучит тихая приятная музыка. П.И. Чайковский. Времена года. Январь. У Камелька.
Слайд 6. Посмотрите на экран.
Аркадий Пластов. «Первый снег». Крестьянские дети увидели первый снег, выбежали на крыльцо и остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Дети в восторге смотрят на первый снег.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
(отрывки из стихов читают подготовленные учащиеся)
Слайд 7.
Игорь Грабарь «Февральская лазурь».
Этот пейзаж стал одной из самых любимых картин в русской живописи. На полотне береза переливается перламутром, а небо сверкает оттенками синего и бирюзового. С. Есенин «Береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Слайд 8.
Иван Шишкин «Зима».
Эта картина — величественное изображение дремучего зимнего леса. Несмотря на реальность изображения, так и хочется о лесе сказать «сказочный», так как есть в картине какая-то таинственность, загадка.
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит...
А сейчас наша снеговая туча вам немного поможет. Она послала вам вот такие красивые снежинки (показ). На них написаны предложения, в которых использованы сравнения, эпитеты. Закройте глаза и представьте себе каждую из этих картинок. Читают подготовленные учащиеся.
Зима хлопала белыми крыльями-хлопьями и одевала землю в белоснежный наряд.
Стоят ели на мягкой земле, как на пуховой подушке. Слайд 9.
Маленькие пеньки под снегом, как белые медвежата. Слайд 10.
На варежку садятся снежинки. Каждая — как маленькое серебряное кружево. Слайд 11.
У одной снежинки лучики широкие и зубчатые, у другой — острые, как стрелки.
Какие эпитеты вы услышали? Какие предложения вам понравились?
Итак, попробуйте свои силы. Подберите яркие, точные слова, интересные сравнения. Самостоятельная работа учащихся. (8 — 10 минут).
Контроль усвоения, обсуждение работ учащихся.
Итак, кто хочет показать свою словесную фотографию? Учащиеся читают свои работы. Идет обсуждение.
Рефлексия:
Для чего нужен был сегодняшний урок?
Что у вас сегодня получилось лучше всего?
В чем испытали затруднения? Обозначьте цветным флажком, как оцениваете свою работу на уроке.
Информация о домашнем задании:
Найти и выписать из детской литературы 2-3 красивых предложения о зиме, имеющих сравнения.
Слайд 12. Молодцы, ребята! Вы очень плодотворно поработали на уроке!
Маленькие пеньки под снегом, как белые медвежата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку русского языка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек" (презентация)
Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК "Школа России"...
Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел".
Урок математики по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс. Комбинированный урок. Образовательная система "Школа 2100"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока математики 2 класс Тема «Угол. Виды углов»
Урок «открытия» новых знаний.Цели:обучающие: формировать представления о видах углов, умения различать и строить углы разных видов;развивающие: создать условия для развития логического мышления ианали...
Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...
Конспект урока русского языка на тему: "Обобщение правил о правописании корня" (3 класс)
На этом уроке русского языка происходит формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных действий. Применяются различные методы и приёмы формирования УУД на уроке....
Презнтация к уроку русский язык по теме «Формирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова».
Презнтация к уроку русский язык по теме «Формирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова»....