Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Каболова Марина Георгиевна

Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».

Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории                                        

Каболова МаринаГеоргиевна

           

        г.Владикавказ


Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».

Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Цели:

  • Создать условия для повторения правописания ь знака после шипящих в разных частях речи.
  • Создать условия для знакомства с правописанием ь в наречиях оканчивающихся на шипящую.
  • Способствовать развитию грамотного письма, развитию речи, внимания, обогащению словаря детей.
  • Способствовать формированию мыслительных операций обогащающего характера.
  • Способствовать формированию навыков контроля и взаимоконтроля.
  • Расширять кругозор учащихся, воспитывать уважение друг другу, формировать умение радоваться за другого человека.

Оборудование: карточки с заданиями, толковые словари, презентация (приложение 1)

Ход урока

I Организационный момент

Цель: Создать эмоциональный настрой детей.

Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их порадуем хорошими ответами. Сделаем это от души, с отличным настроением.

Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь, скажите друг другу добрые  слова и пожелайте успеха на уроке.

Вступительное слово учителя (слайд 3).

Задание: Расставьте слова, что бы получилась фраза.

Слайд 4

  • Как вы понимаете это выражение?
  • Эта фраза будет сегодня девизом нашего урока.

II Каллиграфическая и орфографическая разминки

  • Для чего мы ее проводим?

Догадайтесь, чем кончается день и ночь?

Письмо букв и соединений: ььь ья ью  ьи ье ьё

Придумайте и запишите слова, в которых встречаются эти соединении.

  • Что объединяет эти слова?
  • Когда пишется разделительный Ь знак?

III Актуализация опорных знаний

Цель: Подготовить к учебной проблеме.

1) Выполнив это задание, вы должны будете сформулировать тему урока и вспомнить, какую роль выполняет мягкий знак в следующих словах.

Задание: Слайд 5. Вставь и объясни пропущенную орфограмму в словах: молодеж…, плащ…, много встреч…, чертеж…,хорош…, колюч…, сделаеш…, береч….

  • Что общего в этих словах?
  • Какой алгоритм применяли при выполнении задания?
  • Объясните пропущенную орфограмму.
  • Кто готов сформулировать тему урока ?

2) Сделайте вывод, когда пишется Ь знак после шипящей.

Слайд 6.

Ь -

Сегодня мы узнаем, когда еще пишется мягкий знак после шипящих.

 IV Объяснение нового материала.

Цель: Познакомить детей с учебной проблемой.

1) Рубрика «Давай подумаем» (слайд 7)

вскачь                             вбок

навзничь                        вверх

наотмашь                       вмиг

сплошь                           вслух

настежь                          вслед

  • Что объединяет эти слова?
  • Найдите столбик слов, который соответствует нашей теме.
  • Как он связан с темой урока? (слайд 8) Давайте теперь конкретизируем более точно тему урока. Продолжите фразу: «Правописание мягкого знака после шипящих…»

2) Проблемная ситуация. Слайд 9

Вот еще одна загадка наречий.

  • Как вы думаете, у всех ли наречий, оканчивающихся на шипящую, пишется мягкий знак?
  • Как же быть с наречиями уж, замуж, невтерпеж.
  • Как понимаете значение наречия невтерпеж?

3) Работа с толковыми словарями и словарем синонимов.

4) Работа над рубрикой «Тайны языка». Сравните наши выводы с выводом в учебнике.

  • Чтение правила в учебнике стр. 49

V Физкультминутка

VI Первичная проверка понимания изученного

1) Работа по учебнику. Выполнение упр.1, стр.49.

Задания по уровням.

Уровень 1 (красная карточка) – спиши предложение, вставь пропущенные буквы.

Уровень 2 (зеленая карточка) – выпиши словосочетания с наречиями, найди главное слово пи определи, какой частью речи выражено.

Уровень 2 (желтая карточка) – выпиши словосочетания с наречиями, определи, каким членом предложения является наречие.

Проверка.

Уровень 1

  • Что вы скажете о правописании наречий, оканчивающихся на шипящую?

Уровень 2

  • От каких частей речи чаще всего может зависеть наречие?

Уровень 3

  • Каким членом предложения чаще всего может быть наречие?

2) Первое предложение разберите по членам предложения и частям речи. Сделайте морфологический разбор наречия сплошь.

VII Этап закрепления изученного

1) Самостоятельная работа в парах.

Выполнение упр.2, стр.49

Проверка.

VIII Обобщение и систематизации изученного материала

1) Упр.3, стр.49 – 50(устно). Найти 3 орфографических и 1 пунктуационную ошибки. Исправь их.

2) Творческая работа (слайд 10). Используя опорные слова и иллюстрацию, составь рассказ (мини-сочинение).

Проверка.

IX Этап контроля и самоконтроля

Работа по карточкам разного уровня. Самооценка своей работы.

Карточка 1

Задание: Вставь, если необходимо, ь.

В огромном городе моем – ноч..,

Из дома сонного иду проч..

                                                 (М.Цветаева)

Все так же горят и несут..ся вскач.. искорки в распахнутых настеж.. глазах    (В.Набоков).

Оцени свою работу

                                                                                                                       

Быстро, правильно и самостоятельно

Правильно, но медленно

                                                                                   

Без ошибок, но с помощью других

Неправильно

Карточка 2

Задание: Вставь, если необходимо, ь. Подчеркни наречия, как члены предложения.

Он быстро помчался проч.., споткнулся и упал навзнич... Все сплош.. было залито лунным светом. Маруся сказала: «Уж… замуж… невтерпеж…».

Оцени свою работу

Быстро, правильно и самостоятельно

Правильно, но медленно

                                                                                   

Без ошибок, но с помощью других

Неправильно

Карточка 3

Здание: Продолжи фразу

«Ь на конце с шипящими пишется»:

Существительные мужского рода 2 скл.(               )

Существительные Р.П. мн.ч.        (                         )

Во всех глагольных формах (                          )

Существительные 3 скл. (                           )

Кр.ф. прилагательного (                           )

Наречия (                         )

Приведи примеры.

Оцени свою работу.

X Информация о домашнем задании

Выпиши из словаря слова на конце с шипящими и объясни их написание.

С одним из слов составь предложение и сделай синтаксический разбор этого предложения.

XI Подведение итогов.

  • Какими знаниями вы пополнили свою копилку?
  • Какой алгоритм применить, чтобы правильно написать слова с шипящими на конце?
  • Что вы открыли для себя нового?

XII Рефлексия (слайд 11).

Урок интересный …

Урок сложный …

Урок познавательный …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Урок русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;сов...

Презентация к уроку русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;сов...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...

Урок русского языка по теме"Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Данная разработка поможет провести урок по русскому языку по данной теме....