Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка 2 класс
Тема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_morozovoy_l.a.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Людмила Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ№7
Номинация: «Из методической копилки». Лучший урок в формате ФГОС
Образовательная система “Начальная школа XXI века”.
Конспект урока русского языка 2 класс
Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Цель урока: знакомство с правописанием суффиксов –онок- -енок-, отработка алгоритма применения правила.
Формирование универсальных учебных действий:
1.Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
2.Регулятивные УУД
Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3.Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме и применение знаний на практике, умение анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
4.Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.
5.Предметные УУД
Организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-; знакомство с правилом написания; отработка алгоритма применения правила.
Формирование умения работать в парах, культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия. Развитие наблюдательности, умения делать умозаключения, орфографической зоркости
Литература:
1) Русский язык, учебник, 2 класс С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. и др. М. : Вентана-Граф, 2009. Часть первая.
2) Пишем грамотно : 2 класс : рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Оборудование:
1)Компьютер, проектор, экран, документ – камера.
Демонстрационный материал:
1)презентация; 2)картинки; 3)эталон написания суффиксов –онок-, -енок-
Раздаточный материал:
листы для парной работы; карточки со словами.
Схема содержания урока
№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1. | Мотивация к учебной деятельности.(1мин.) 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Дети настраиваются на активную работу на уроке. | -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! | Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: -формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на каждом этапе урока уроке. |
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. (3-4 мин.) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 3) фиксация учащимися затруднений. | Дети отгадывают букву, с которой будут работать на минутке красивого письма. Это буква м. Вспомнить и закрепить каллиграфическое письмо буквы м Дети прописывают буквы м М. Дети отгадывают слово медведь -Записать и запомнить написание словарного слова медведь (Дети ставят ударение и выделяют безударную гласную, образуют однокоренные слова.) Дети отвечают на вопросы. (Медвежонок) -С помощью суффиксов. -Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. -онок-енок- | Минутка чистописания -Послушайте и отгадайте, с какой буквой сегодня мы будем работать на минутке чистописания. Эта буква обозначает согласный звук, бывает мягким, твердым, звонким, встречается в словах мед, малина, мама. -Правильно , это буква м - Какую цель поставим? -Пропишем заглавную, строчную буквы. Работа над словарным словом. -А сейчас послушайте сказку и отгадайте о ком идет речь. (приложение №1) Слайд 2 -Ребята, это новое словарное слово. - Какую цель поставим на этом этапе урока? -Запишите это слово, поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить. Образуйте однокоренные слова: самка медведя, детеныши медведя, берлога чья? Слайд 3 - А как зовут детеныша медведя? - Давайте, поиграем в игру, вам нужно образовать от данных слов названия детенышей. Слайд 4-7 -С помощью какой части слова вы образуете эти слова? -Что такое суффикс? - С помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей? | Формирование личностных, регулятивных, познавательных УУД. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: -определять и высказывать самые простые правила. Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке, планировать свои действия. |
3. | Выявление места и причины затруднения.(4 мин.) 1) выполняется реконструкция выполненных операций, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют затруднения. | -Нет, у нас затруднение. -Не знаем правила.
Цель: познакомиться с правописанием суффиксов - онок-,-енок-. Учащиеся делают вывод После мягких согласных , кроме ч, пишется –енок-, после твердых и ч – онок- | -Можем записать эти слова? -Почему возникло затруднение ? -Выход из этого затруднение и будет темой нашего урока. Тема нашего урока «Правописание суффиксов –онок-,-енок-». -Сможете самостоятельно поставить цель нашего урока. - Попробуйте понаблюдать за словами ( слова на слайде 8) одинаково ли записаны суффиксы и сделайте вывод. | Формирование личностных, коммуникативных, познавательных УУД. Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. (7мин.) Устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. | Дети читают правило и сравнивают со своими выводами. – Нет, т.к. после [ч’] пишется -онок-. – Нет, т.к. еще и после [ч’]. – Нет, знания надо закрепить. – Тренироваться. -Научиться писать слова с суффиксами –онок-, -енок-. -План действий. Дети читают алгоритм и комментируют свои действия. | Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, стр.113. – Проверим, как вы его запомнили. Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-? – Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных? – Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок? – Как закрепить полученные знания? -Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока. -Чтобы вы смогли сами применить правило на практике, я вам предлагаю познакомиться с алгоритмом (учебник стр.113) Слайд 9 -Что такое алгоритм? -Прочитайте каждый шаг алгоритма и поясните, что вы на каждом этапе будете делать. | Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных УУД (целеполагание, планирование), познавательных УУД (общеучебные, логические действия, постановка и решение проблемы), коммуникативных УУД (умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем). |
5. | Реализация построенного проекта.(7 мин.) На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение | Дети получают задания на карточках. Приложение 2 1.Прочитайте слова каждого столбика. 2.Сравни их. 3.Попробуй выделить части слова, сделай вывод. 4.Изобрази графически. Ребята, анализируя слова в столбиках, делают вывод: После мягких согласных , кроме ч, пишется –енок-, после твердых и ч – онок-. Станции -Да , смогли. -Применить свои знания на практике в более сложной ситуации. | -А теперь закрепим алгоритм на практике. - Я предлагаю работать в парах. -Если возникнут вопросы, поднимайте руку. -Молодцы!
-Смогли вы преодолеть затруднение? -Что мы теперь можем делать. | Работа в парах Формирование личностных, регулятивных (контроль, оценка, коррекция) познавательных (общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия); коммуникативных УУД. |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (6мин.) На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Дети выполняют физкультминутку. -Закрепить правило на практике. Дети выполняют упражнение по вариантам. Каждая группа читает слова, которые выписала. Дети еще раз повторяют правило | Физкульминутка Когда вы слышите слова с –енок- присесть с -онок- подпрыгнуть -Лосенок теленок галчонок тигренок бельчонок. -Молодцы, а сейчас применим свои знания на практике. Давайте поставим цель этого этапа урока. Откроем учебник на странице 114 и выполним упражнение №1 Задание: Записать слова буквами. Первый вариант с суффиксом –онок-, второй вариант с –енок- Даны слова: Стри[жонок], бель[ч’онок], цып[л’онок], сло[н’онок], гра[ч’онок], ли[с’онок], индю[шонок], ры[с’онок]. Проверка. Слайд 9 У кого возникли затруднения? Еще раз повторим правило. | Работа по вариантам Формирование личностных, коммуникативных, познавательных УУД. |
7. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(5 мин.) (индивид. форма работы) Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Дети самостоятельно выполняют упражнение. Самопроверка по образцу ( у каждого ребенка эталон выполнения упражнения). Приложение 4 Дети еще раз повторяют правило. | -А мы продолжаем применять свои знания на практике, т.е. закрепляем правило. -Выполним упражнение, в задании , которого необходимо записать названия детенышей -У кого было затруднение, т.е. предыдущая работа была выполнена с ошибками - может пользоваться подсказкой. (Приложение 3) -Ребята, сначала обратите внимание на звук, который стоит перед суффиксом, а затем записывайте слова. | Личностные УУД ( самоопределение в выборе сложности задания.) Регулятивные УУД (планирование , контроль, коррекция выполненного задания). Коммуникативные УУД (участие в обсуждении проблем, продуктивное взаимодействие и сотрудничество) |
8. | Включение в систему знаний и повторение.(8мин.) На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания разноуровнего характера. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения новых способов действий. | Дети по выбору, оценивая свои знания по новой теме, выполняют задания. | -У кого возникли затруднения? Повторить еще раз правило. -У кого были затруднения, выполняют в рабочей тетради упражнение №3 (вставить пропущенные буквы в словосочетании) У кого затруднений не было упражнение № 2 (самостоятельно образовать слово и записать предложение.) Проверка инд. на карточках. Дети еще раз делают вывод -Что нужно знать, чтобы правильно написать слова –с - онок-, -енок-? -У кого не было затруднений? -Молодцы! | Разноуровневые задания Формирование личностных (самоопределение); коммуникативных, познавательных, регулятивных (контроль коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) УУД. |
9. | Рефлексия. (3мин.) Самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Дети оценивают свою работу на уроке. Учить правило, еще раз потренироваться в написании слов суффиксами –онок-,-енок-.
Дети получают отметки записывают и разбирают домашнее задание. | -Какую цель вы перед собой ставили? -Удалось ли достичь цели? -Кто из вас сам смог открыть новое знание? -Кто встретил трудности? В чем? Почему? -Оцените свою работу 1.Я все понял, но есть вопросы. 2.Я все понял, могу работать по эталону. 3. Я все понял, могу работать, объяснять другим. -Что будете делать дома? Домашнее задание: выучить правило, упражнение 2 стр. 114, а по выбору составить предложения со словами на наше правило. -Молодцы! Мне очень понравилось ,как вы работали. Отметки с комментированием. Урок окончен. | Самооценка учащихся Регулятивные УУД: -формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия, -формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов. |
Приложение 1.
Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем».
А любил он больше всего... мёд. Как услышит запах мёда - прямо голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:
- Так мёд ведь! Мёд ведь!
Вот и прозвали его «медведь». Стал он своё новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться медведь и писаться с буквой «Е».
Приложение 2
лосенок медвежонок
теленок бельчонок
лисенок мышонок
Приложение 3
Волч…нок, лос…нок, лис…нок, бельч…нок, лис…нок, тигр…нок, льв…нок, олен…нок, мыш…нок, страус…нок.
Приложение 4
Волчонок, лосенок, лисенок, бельчонок, лисенок, тигренок, львенок, олененок, мышонок, страусенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...
Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...
Конспект урока во 2 классе: Тема урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща, чу-щу.
Тема урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща, чу-щу....
Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих." 3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Цели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздельно; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные.знать: к...