Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Боржеева Валентина Александровна

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". 

С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, расширения представления обучающихся начальных классов о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, с целью включения обучающихся в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей  изучение темы проводится на материале, связанными с историческими фактами олимпийского движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа

Богородского муниципального района Нижегородской области

Муниципальный конкурс «Олимпийский урок»

КОНСПЕКТ  УРОКА

Предмет – русский язык

Класс – 4

Тема: «Склонение имён существительных»

Работу выполнила учитель начальных классов

МБОУ Комаровской СОШ

Боржеева Валентина Александровна

Квалификационная категория – высшая

п. Кудьма

2013год

КОНСПЕКТ  УРОКА

Тема: «Склонение имён существительных».

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с тремя склонениями имён существительных, сформировать умение определять склонение по начальной форме, роду и окончанию;

- развивать умение работать с разными источниками информации, создать условия для развития исследовательских навыков учащихся;

- способствовать обогащению словарного запаса, расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвящённых истории олимпийского движения;

Оборудование:

1. Компьютер, м/м проектор, экран. (Интерактивная доска)

2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.- «Русский язык», 1990 г.

3. Таблица падежей.

4. Комбинированные карточки на каждого ученика.

5. Индивидуальные карточки с текстами.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (формирование УУД)

Личностные действия

 В процессе подготовки к уроку и на уроке дети научатся делать учение осмысленным, увязывая его с реальными событиями (олимпиадой, паралимпийскими играми), научатся вырабатывать свою жизненную позицию.

Регулятивные действия

В ходе урока научатся контролировать, корректировать свои действия, на этапе закрепления -  оценивать успешность усвоения материала.

Познавательные действия

В ходе урока дети  научатся вести исследование (поисковая работа с текстом), , моделировать изучаемое содержание, структурировать необходимую инфориацию.

Коммуникативные действия

 На этапе подготовки к уроку, в ходе исследовательской деятельности,  дети приобретут навыки сотрудничества:  умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

В ходе урока  дети научатся правильно выражать свои мысли. В процессе работы в парах дети приобретут навыки сотрудничества.

Ход урока

Ответы учащихся

Обоснование методов, приёмов, действий

I  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(1 мин.)

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Каким вы хотите видеть этот урок?

- Сегодня наш урок необычный.

Это - олимпийский урок!

Интересным, чтобы узнали что-то новое.

Мобилизация внимания, развитие эмоционально – познавательной мотивации.

II  ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

(1 минута)

- Расшифруйте, пожалуйста, слова: ХЫНЬЛЕТИВТСЕЩУС  НЁМИ  ЕИНЕНОЛКС

- Сегодня мы познакомимся с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения.

- Научимся различать склонения имён существительных.

Склонение имён существительных.

Создание эмоционально – познавательной мотивации. Мобилизация внимания.

Развитие логического мышления.

Проблемная ситуация.

III  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

(5 минут)

Россия – зимняя страна,
А Сочи – летний город.
Олимпиаду провести
Готов и стар и молод.

- Прочитайте выразительно четверостишье.

- Выпишите имена существительные.

-Докажите, что это имена существительные.

- Что ещё вы знаете об именах существительных?

- О каком событии говорится в данном четверостишии?

- Что означает слово олимпиада?

- Россия, страна, Сочи, город, олимпиада.

- Отвечают на вопрос что?, обозначают предмет.

- Изменяются по падежам, т.е. склоняются.

- О зимней олимпиаде.

- Слово олимпиада в современном русском языке обозначает спортивные соревнования. В Древней Греции «олимпиада» - это промежуток времени в 4 года между двумя Олимпийскими играми. Олимпийские игры проводились в первый год Олимпиады. 

Идёт подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Развитие речи учащихся.

Самостоятельная работа.

Выводы учащихся, доказательства.

Словарная работа.

Создаётся активная сознательная деятельность.

На наглядной и эмоциональной основе осуществляется развитие познавательной деятельности, расширение кругозора.

IV ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20мин.)

- Что лежит перед вами?

- Почему они состоят из двух частей?

- Почему вторая часть состоит из 6 частей?

 - Повторите падежи. На какие вопросы они отвечают?

- Чем именительный падеж отличается от всех остальных?

- Возьмите карточку со словом олимпиада и карандашом впишите окончания.

- Назовите только окончания (на доске)

- Проверяем.

Аналогичная работа проводится со словом неделя. 

- А теперь так же рассмотрим слова папа и Петя.

- Просклоняйте имена существительные.

- Что вы заметили?

- Что ещё вы о них скажете??

Вывод учителя

Это имена существительные 1-го склонения.

- Назовите олимпийский  девиз.

Просклоняйте слово девиз.

- Каково происхождение слова стадион?

- Просклоняйте слово стадион.

- Что обозначают олимпийские кольца?

- Просклоняйте слово кольцо.

-  Где зажигается олимпийский огонь?

- Просклоняйте слово огонь.

- Откуда пришло выражение «олимпийское спокойствие»?

- Просклоняйте слово спокойствие.

- Сравните окончания этих слов.

- Какие слова входят в эту группу?

Вывод учителя

Это имена существительные 2-го склонения.

- Кто назовёт ценности олимпийского и паралимпийскогот движения?

- Разделите слова на группы.

- По какому признаку разделили?

- Что вы заметили?

- Просклоняйте слово смелость.

Вывод учителя

Это имена существительные 3-го склонения.

- Для чего мы изменяли слова по падежам?

- Заполните таблицу.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

ж.р….

с.р….

м.р….

м.р….

ж.р….

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени сущесвительного?

- Карточки со словами.

- 1 часть-основа слова, 2 часть - окончание.

- У имён существительных – 6 падежей.

- Форма именительного падежа считается начальной формой.

-а-я

-ы-и

-е-е

-у-ю

-ой-ей

-е-е

(Дети изменяют слово по падежам)

- В русском языке есть группа слов, которая при склонении имеет одинаковые падежные окончания.

- Это слова мужского и женского рода с окончанием -а, -я.

«Быстрее! Выше! Сильнее!»

(Дети изменяют слово по падежам)

Длину беговой дорожки древние греки измеряли, переставляя ступню за ступней так, чтобы пальцы одной ноги касались пятки другой. Длина дорожки – 600 ступней – 1 «стадий». Первый «стадий» отмерил своими ступнями легендарный Геракл.
(Дети измененяют слово по падежам)

- Пять переплетённых колец различных цветов – символов пяти частей света, которые приобщились к олимпийскому движению.

(Дети измененяют слово по падежам)

Олимпийский огонь зажигается на территории Греции в Олимпии. 
Олимпийский огонь - обязательный атрибут Олимпиады, как олимпийские знамя и клятва. Олимпийский факел несет в себе дух надежды, единства и мира и олицетворяет принципы Олимпийских игр. Дата рождения олимпийского огня - 20 июля 1936 г. Он был зажжен от солнечного луча на алтаре у развалин храма Геры.

(Дети изменяют слово по падежам)

- Олимпийцами в греческой мифологии называли богов, обитавших на горе Олимп. Отсюда и переносное значение слова «олимпиец» - человек, сохраняющий невозмутимое «олимпийское» спокойствие и внешнюю величавость.

(Дети изменяют слово по падежам)
- Эта группа слов при склонении имеет одинаковые окончания.

- Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

- Дружба, совершенство, уважение, смелость, равенство.

- По роду и окончанию.

- Появилась ещё одна группа.

Смелость ( женский род, нулевое окончание).

К третьей группе относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

(Дети изменяют слово по падежам)

- Мы убедились в том, что по окончаниям и по роду существительные делятся на 3 группы -1склонение,2 склонение, 3 склонение.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

ж.р.-а-я

с.р.-о-е

м.р.-а-я

м.р.-нулевое

ж.р.-нулевое

1. Поставить имя сущ-ное в начальную форму.

2. Определить род имени существительного.

3. Выделить окончание.

Материал получен в ходе исследовательской деятельности учащихся.

Работа с разными источниками информации.

Развитие коммуникативных навыков.

Воспитательный момент.

Воспитание любви к спорту.

V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(3 минуты)

Движениями объясните значения слов  лыжник, конькобежец, фигурист, бобслеист, сноубордист, хоккеист, биатлонист, вратарь.

- К какому склонению относятся эти слова?

- Докажите. 

VI  ЗАКРЕПЛЕНИЕ (12минут)

а) Прочитайте текст (на карточках), выпишите имена существительные, заполняя таблицу. (2-3 минуты)

Инициатором возрождения Олимпийских игр современности был французский общественный деятель, педагог, историк

Пьер де Кубертен. 25 ноября 1892 года в Парижском университете он выступил с докладом на тему: «Возрождение Олимпиады».

б) Творческая работа.

(5 минут)

- Вернёмся к словам, которые мы склоняли (олимпиада,неделя, папа, Петя, девиз, огонь,стадион, кольцо,спокойствие, смелость). Составьте с ними 2 предложения на тему: «Мой вклад в олимпийское движение», определите склонение имён существительных.

в) Проверочный тест.

(5 минут)

1 скл.

2 скл.

3 скл.

(в инд-х карточках ина инт-й доске)

Работа в парах.

Взаимопроверка.

Развитие речи.

Работа в парах.

Развивается понимание практической значимости изучаемого материала.

VII  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 (2 минуты)

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что нового вы узнали и чему научились?

- Как определить склонение имени существительного?

- Определите склонение своего имени.

- Молодцы! Вы были активны, поэтому мы достигли поставленной цели.

- Ребята. Почему наш урок назывался олимпийским?

За полную самоотдачу,

За веру в спорт, в себя, в удачу

И за прекрасный результат,

Который лучше всех наград!

1. Поставить имя сущ-ное в начальную форму.

2. Определить род имени существительного.

3. Выделить окончание.

- На уроке и в процессе подготовки к нему мы узнали много нового из истории олимпийского движения

Каждому учащемуся вручается медаль участника олимпийского урока.

VIII  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(2 минуты)

Дифференциация по объёму и уровню сложности.

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности,

используемые на данном уроке и в процессе подготовки к уроку

I. По источнику передачи и восприятия учебной информации.

Словесные – беседа.

Наглядные – демонстрация.

Практические – выполнение трудовых заданий.

II. По степени управления учебной работой.

Самостоятельная работа с разными источниками информации (книга, интернет).

III. По степени самостоятельности и активности мышления школьников.

Продуктивные:

частично – поисковый (эвристическая беседа);

исследовательский (творческая работа с выводами, сделанными обучающимися).

Репродуктивные:

Объяснительно – иллюстративные (устное изложение, работа с таблицей, карточками).

Методы стимулирования и мотивации учения,  используемые на данном уроке

  • Создание ситуации новизны, неожиданности, актуальности;
  • Создание ситуации успеха в обучении.

Методы контроля и самоконтроля в обучении, используемые на данном уроке

  • Поощрения;
  • Практический метод контроля (практическая работа) – использован в процессе подготовки к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Конспект урока русского языка на тему: "Варианты окончаний имён существительных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать, как...