Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2.docx828.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Соловьёва Дарья Олеговна

Тема урока: «Правописание возвратных глаголов»

Класс: 4 «Б»

Цель: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола;

Задачи урока:

      Дидактические: познакомить с понятием возвратные глаголы; учить понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, умению образовывать возвратные глаголы; формировать умение образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса -ся (-сь); правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме; образовывать временные формы глагола от неопределенной формы; спрягать возвратные глаголы.

        Развивающие: развивать познавательные и исследовательские умения, внимание и творческие способности детей, самостоятельность и способности решать творческие задачи; способствовать развитию орфографического навыка, познавательного интереса, мышления, речи.

        Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы; положительные морально-волевые качества детей; инициативность, самостоятельность, предприимчивость; культуру бесконфликтного общения; побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу; воспитывать любовь к слову, к родному языку.

Планируемые результаты:

      Предметные:

  •   знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
  • уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

 Фрагмента

 урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма органи

зации УД (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Самоопределение к деятельности (1 мин)

Цель: стабилизация эмоционального состояния

Словесный: слово учителя.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

- Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Ф

Презентация

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация знаний. Введение в проблему

(5 мин)

Цель: фиксация затруднений.

 

Определение границ своего знания – незнания.

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком.

- Выполните морфологический разбор слова прыгает.

-Какие глаголы мы называем возвратными?

Выполняют каллиграфичное письмо

-Глаголы, которые имеют суффикс ся

И,Ф

-

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

3. Постановка учебной задачи

(3 мин)

Цель: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола

Словесный: диалог.

- Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…

– Кто автор этого произведения? Как оно называется?

Назовите глаголы в неопределённой форме.

Найдите среди них лишний глагол.

Почему он лишний?

– Что общего у всех остальных глаголов?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

- Хорошо.  

Отвечают на вопросы

- Корней Чуковский, «Мойдодыр».

Нырять.

- Нет –ся на конце

Есть -ся

Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов»

Цели: научится писать возвратные глаголы.

Ф

-

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

   4. "Открытие" новых знаний

   (15 мин)

   Цель: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола 

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

Практический: работа в карточках.

Откройте учебники. Выполним упражнение 214 устно.

Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы.

Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка.

-Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь. Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника.

- Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216

- Прочитайте его.
- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Это вопросы какой формы?

- А во втором столбике вопросы какого лица?

- На какие две группы их можно разделить?

- По какому признаку?

-Как еще можно отличить их?

- Чем они различаются?

-Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.

-Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?

-Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

Отвечают на вопросы учителя

-ть меняется на окончание

-спрягаются

В 1 столбике : что делать?, что сделать?.

 Вопросы неопределенной формы.

 Во 2 столбике: что делает?, что сделает?.

Глаголы 3 лица.

- по написанию мягкого знака

- по вопросам

-Отвечают на разные вопросы.

Алгоритм:

1 Определяем, возвратный ли это глагол?

2. На какой вопрос отвечает?

3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак.

И,П,Ф

Учебник, презентация

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

  5. Закрепления новых знаний и способов действий

  (10 мин)

  Цель: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

Практический: работа с карточками

- Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели.

Друзья познают…ся в беде.

Трус своей тени боит…ся.

Всякий человек в деле познает…ся.

У него дело из рук валит...ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

За все брат…ся – ничего не сделать.

- Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем.

- как определить нужен ли здесь мягкий знак?

- Задай вопрос?

- В вопросе есть мягкий знак?

- Что это значит?

(Выполнение задания дальше по аналогии)

- Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.

- Что это?

Под полом таит…ся, кошки боит…ся.

- Теперь поиграем в игру « Найди лишнее слово»

- вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее.

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.

- Какое слово лишнее в первой группе?

- А во второй?

- В третьей? Почему? Чем оно отличается?

- У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.

1 карточка - простые задания.

2 карточка - базовые задания.

3 карточка – задания повышенной сложности.

- Возьмите карточку, в соответствии с желанием.

1карточка.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

2 карточка.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],

уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

3 карточка.

Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.

Всякий человек а труса находит.

Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.

Всякое дело больше и спрашивает…ся.

С большого человека человеком и славит…ся.

Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей.

- Кому не понятно задание?

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Находят возвратные глаголы. Выделяют орфограммы, объясняют написание

- познаются

- нужно задать вопрос к нему

- друзья (что делают?) познаются.

- нет

- в слове познаются не нужен мягкий знак.

Трус своей тени боится.

Всякий человек в деле познается.

У него дело из рук валится.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

За все браться – ничего не сделать.

-Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.

-Лук

- мышь

- Под полом таится, кошки боится.

Браться, одеваться, сдаваться, купается.

Собираться, считаться, ломается, гневаться.

Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется.

- не имеет мягкого знака.

Выбирают карточку

Уехали купаться, резвиться на улице, держится на воде, море вздуется,

уволиться с работы, отворачиваться от чашки, тучи несутся, вернуться из дальней поездки.

Всякий человек по делу узнаётся.

Смелого пуля боится, а труса находит.

Всякое дело человеком и славится.

С большого человека больше и спрашивается.

И,Ф,Г

Работа с доской, учебник, презентация, карточки

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

   6.Включение в систему знаний и повторения  

  (4 мин)

Цель: Повторение и закрепление нового и ранее изученного материала с целью формирования умения применять новые знания, включая их в систему ранее полученных знаний.

Словесный: беседа.

Практический: работа с упражнением

Словесный: беседа.

- Посмотрите на упражнение №217. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Разберем слова с выделенными сочетаниями.

- Какое первое слово?

- Какой оно части речи?

- Правильно ли оно написано? Почему?

- Следующее слово.

- Какой оно части речи?

- Это возвратный глагол?

- Как определили?

- Задай вопрос к нему?

-В вопросе есть мягкий знак?

- Что это значит?

(далее объяснение по аналогии)

- Найдите в тексте возвратные глаголы.

- какое слово лишнее? Почему?

- Какой ответ в загадке?

- прочитать загадку, объяснить написание слов.

- братца

- существительное

- существительные мы пишем через –ца

- купаться

- галгол

- да

- есть суффикс –ся

- пошли (что делать?) купаться.

- да

- пишем мягкий знак в слове

- купаться, купаются, валяется

- братца оно существительное

- коромысло

Ф,И

Учебник

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  7. Рефлексия деятельности

  (3 мин)

  Цель: Формулирование выводов, обобщений

Словесный: беседа.

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов»

- Цели: научится писать возвратные глаголы.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

Ф

Презентация

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний чу-щу"

Предмет: Русский языкКласс: 1 «Б»Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний и способов действий.УМК:  «Перспектива»Дата проведения: 14.09.2013 г....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...