Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Литвинович Александра Владимировна

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать формы глагола на -ться и -тся,
  • знать понятие «возвратная форма глагола» (возвратный глагол);
  • уметь правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся;
  • уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гагарина О.А.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.    

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать формы глагола на -ться и -тся,
  • знать понятие «возвратная форма глагола» (возвратный глагол);
  • уметь правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся;
  • уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, молодцы.

Приветствуют учителя.

- Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

Практический: работа в тетради

5 мин

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком.

- Выполните морфологический разбор слова прыгает. – Начнем словарную работу.

- Прочитайте слово КОМАНДИР на доске.

- Что оно обозначает? КОМАНДИР

– Подберите 1) однокоренные слова 2) синонимы к слову «командир»

- Вспомните, какие пословицы, поговорки или крылатые выражения вы знаете со словом «командир». Составьте предложения с этим словом.

- Обозначьте орфограммы в слове командир.

1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.  

2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.

- команда, командирский, командующий, командовать.  

- руководитель, начальник, военачальник

- Каков командир, таковы и солдаты.  Командир в трудностях впереди, а на отдыхе позади. Командиром рота крепка, без командира солдат сирота.

- Командир отправился в штаб.

Выполняют задание.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог

3 мин

- Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…

– Кто автор этого произведения? Как оно называется?

– Назовите глаголы в неопределённой форме.

- Найдите среди них лишний глагол.

- Почему он лишний?  А что общего у всех остальных глаголов? Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? Все верно. Какие цели мы поставим на урок? Хорошо.  

- Корней Чуковский, «Мойдодыр».

- Нырять.

- Нет –ся на конце.

- Есть –ся.

- Тема нашего урока: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени».

- Цели: научится писать возвратные глаголы.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: диалог

Практический: работа с правилом

Практический: работа в карточках

15 мин

- Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы.

Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься.

-Почему глаголы пишутся по-разному с ь и без ь?

- Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника.

- Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216. Прочитайте его.
- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Это вопросы какой формы?

- А во втором столбике вопросы какого лица?

- На какие две группы их можно разделить?

- По какому признаку?

-Как еще можно отличить их?

- Чем они различаются?

- Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.

- Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?

-Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

Физкульминутка

- Учиться, лениться, броситься.

- Ленится, учится, бросится.

- Вопросы неопределенной формы.

- Во 2 столбике: что делает?, что сделает?.

- Глаголы 3 лица.

- По написанию мягкого знака.

- По вопросам.

-Отвечают на разные вопросы.

Алгоритм:

1. Определяем, возвратный ли это глагол?

2. На какой вопрос отвечает?

3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак.

Р.:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.:поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой

Словесный: диалог

5 мин

- Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели.

Друзья познают…ся в беде.

Трус своей тени боит…ся.

Всякий человек в деле познает…ся.

У него дело из рук валит...ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

За все брат…ся – ничего не сделать.

- Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем.

- Как определить нужен ли здесь мягкий знак?

- Задай вопрос?

- В вопросе есть мягкий знак?

- Что это значит?

- Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.

- Что это?

- Под полом таит…ся, кошки боит…ся.

- Теперь поиграем в игру « Найди лишнее слово»

- Вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее.

- Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

- Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.

- Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.

- Какое слово лишнее в первой группе? А во второй?

- В третьей? Почему? Чем оно отличается?

Друзья познаются в беде.

Трус своей тени боится.

Всякий человек в деле познается.

У него дело из рук валится.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

За все браться – ничего не сделать.

- Познаются.

- Нужно задать вопрос к нему.

- Друзья (что делают?) познаются.

- Нет

- В слове познаются не нужен мягкий знак.

-Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.

-Лук.

- Мышь.

- Под полом таится, кошки боится.

- Браться, одеваться, сдаваться, купается.

- Собираться, считаться, ломается, гневаться.

- Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется.

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

слово учителя

Практический: работа с карточками

5 мин

- У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.

1 карточка - простые задания.

2 карточка - базовые задания.

3 карточка – задания повышенной сложности.

- Возьмите карточку, в соответствии с желанием.

1 карточка.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

2 карточка.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

3 карточка.

Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.

Всякий человек а труса находит.

Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.

Всякое дело больше и спрашивает…ся.

С большого человека человеком и славит…ся.

- Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей. Кому не понятно задание?

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Слушают задание.

Выбирают карточку

- Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

- Уехали купаться, резвиться на улице, держится на воде, море вздуется,

уволиться с работы, отворачиваться от чашки, тучи несутся, вернуться из дальней поездки.

- Всякий человекпо делу узнаётся.

Смелого пуля боится,а труса находит.

Всякое дело человеком и славится.

С большого человека больше и спрашивается.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.:структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: работа с упражнением

Словесный: беседа

4 мин

- Посмотрите на упражнение №217. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Разберем слова с выделенными сочетаниями.

- Какое первое слово? Какой оно части речи?

- Правильно ли оно написано? Почему?

- Следующее слово. Какой оно части речи?

- Это возвратный глагол? Как определили?

- Задай вопрос к нему. В вопросе есть мягкий знак?

- Что это значит? Найдите в тексте возвратные глаголы. Объясните написание по алгоритму.

- Какое слово во всей нашей записи лишнее? Почему?

- Какой ответ в загадке?

- Прочитать загадку, объяснить написание слов.

- Братца. Существительное.  Существительные мы пишем через –ца.

- Купаться. Глагол. Это возвратный глагол. Есть суффикс –ся. Пошли (что делать?) купаться. В вопросе есть мягкий знак, значит пишем мягкий знак в слове.

- Купаться, купаются, валяется.

- Братца оно существительное.

- Коромысло.

Р.:контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

- Скажите, пожалуйста, с какой темой мы работали сегодня? Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

- Молодцы.  Запишите домашнее задание: упр. 219.

- Тема нашего урока: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени».

- Цели: научится писать возвратные глаголы.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Личные окончания глаголов I и II спряжения" 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование умения различать окончания глаголов I и II спряжения.Планируемые результаты:Предметные:- Знать окончания глаголов I и II спряжения;- Уметь различ...

Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...