Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс (Перспективная начальная школа)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Мишина Елена Сергеевна

«Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk.yaz_.23.02.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №:91                                                                                                                                      

Класс: 3 а                                                                                                                                          Студентка: Мишина Е.С, 43гр.                                                                                                                                                        

Учитель:  Силина И.Ю

                                                                                                                                                               

Тема урока: «Окончания существительных во множественном числе в И.п.»

Цель: совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. 

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомятся с окончаниями имен существительных во множественном числе. Научатся распознавать падежи во мн.ч. Личностные:  умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции. Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник по русскому языку 3 кл., ПНШ Чуракова; тетрадь на печатной основе,презентация,

      Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись!

   Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

–На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это  доброжелательная улыбка.                                                    - Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Личностные : положительное отношение к уроку.

II.  Актуализация знаний и мотивация

 (Словесный:беседа)

Практический: словарный диктант

2 мин

Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Словарный диктант: (запишите слова в столбик, подчеркните орфограммы, поставьте ударения)                                                                               обед

огурец

винегрет

пальто

тарелка

-Рядом запишите эти сущ. в форме мн.ч. Р.п., выделите окончания.

Обед-обедов

огурец-огурцов

винегрет-винегретов

помидор-помидоров

пальто-

тарелка-тарелок

-Какое слово лишнее? Почему? (Оно лишнее по окончанию) сущ. пальто несклоняемое

Как отличить сущ. в форме ед.ч. от сущ. в форме мн.ч.?

-А могут ли склоняться сущ. во мн.ч.?

Открывать тетрадь записывать

 Выполнять словарный диктант                                                  

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                   

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный: беседа)

7мин

Давайте сформулируем тему нашего урока. (Окончания существительных во множественном числе в И.п). Какие цели мы поставим? Научиться правильно писать падежные окончания существительных во множественном числе.

Откройте учебник на стр.69.Посмотрите на задание сверху. Прочитаем его. Назовите начальную форму слов в таблице. Это форма И.п. ед.ч. В ед.ч. эти существительные имеют разные склонения. Называют одушевленные и неодушевленные существительные.

Ответьте на вопрос: «В каком падеже у всех существительных мн.ч. окончания -ам, -ям? В каком – -ами, -ями? А -ах, -ях?» Дети, пользуясь таблицей, отвечают. (Д.п.Т.п П.п)

В результате какой мы можем сделать вывод?(Что невозможно определить склонение существительных в этих падежах во мн.ч. по окончаниям, так как эти окончания одинаковые.)

Хорошо, молодцы.

 Анализировать и отвечать на вопросы

Формулировать тему

Ставить цели

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие  нового знания

(Практическая работа по теме)

   

8 мин

А сейчас переверните стр70, дополните вывод Летучей Мыши. У каких сущ.одинаковые окончания в И.п. и В.п? (стены,земли,сёла,поля,лучи,степи)

А у каких сущ.одинаковые окончания в Р.п и В.п?

(окончания –ов,ёв,ей,      )

Прочитайте в рамочке слова Летучей Мыши.

Выполним упр.79.Ваша задача списать текст Михалкова, распознавать в тексте существительные в форме мн.ч. И.п., а также найти в словах уже известные орфограммы.

Подчеркните все знакомые вам орфограммы. Найдите сущ.во мн.ч. Над ними укажите падеж. Выделите окончания. Найдите в стихотворении имена прилагательные, стрелочками покажите словосочетания, в которые они входят.

Итак, какие орфограммы вы подчеркнули? Назовите сущ.во мн числе?( И.п-слоны,собаки,верблюды,волки,кошки,гармошки,утки,дудки,куклы-матрёшки).

Какой мы можем сделать вывод? (В этом упр все слова имени сущ.во множественном числе имеют И.п.)

А сейчас выполним упр.80.Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Давайте прочитаем стихотворение. Спишите его, найдите сущ. В форме мн.ч.Над ним укажите род.(устно поставьте в форму ед.ч)Выделите окончания.

Итак, давайте сделаем вывод: Все существительные здесь стоят в именительном падеже. Учитель обращает внимание детей, что существительные ж.р. во мн.ч. И.п. имеют окончание -и, а существительные ср.р. во мн.ч. И.п. – окончание -а.

Сделайте словообразовательный анализ выделенных слов. Какие это слова?(толстяк, простынки). Давайте проверим, что у вас получилось?

толстяк ← толстый

простынка ← простынь

А сейчас найдите слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением, и выпишите их, подобрав проверочные слова:

на плите – плитка

 толстяк – толстый

 простынки – простынь

трещат – треск

огоньки – огонь

Затем найдите  глаголы и выпишите  их в два столбика (ед.ч. и мн.ч.):

бушует         хлопает

клокочут       трещат

                        пляшут

На какие  вопросы отвечают эти глаголы:«что делает? что делают?».

Какой мы можем сделать вывод по этим глаголам: Что все эти глаголы обозначают действия, происходящие сейчас, а не в прошлом

-Слушать  учителя;

-Выполнять задание;

 

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Физминутка

1 мин

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

- Принимают участие в физминутке

П: строят речевое высказывание в устной форме

V. Первичное закрепление Практический: самостоятельная работа

6 мин

Давайте обратимся к плакату Летучей Мыши на с. 72. Ответьте на вопросы и выскажите свои предположения о том, что глаголы прошедшего времени обозначают действия, происходившие в прошлом, а глаголы будущего времени – действия, которые произойдут в будущем.

-Отвечать на вопросы

Выполнять самостоятельную работу

К: высказывать своё мнение

Р: принимают и сохраняют задачу.

VI. Вторичное закрепление

(Словесный: беседа)

4 мин

Выполним упр.81. Прочитайте задание, что нужно сделать? Записать сущ.в форме И.п. мн.ч. Но сначала  попробуем устно поставить каждое из слов в нужную форму, а затем записать и сверить с таблицей на с. 97.

Проверим, что у вас получилось.

Директора,слесари и слесаря,доктора,инженеры,шофёры,трактора и тракторы,медведи,сторожа,учителя,карманы.

Выполнять упражнение.

П: строят рассуждение;строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

К: высказывать своё мнение

VII.Итог урока

 Словесный (беседа)

   

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

  1. мин

Наш урок подходит к концу. Ребята, какая тема нашего урока? А какие мы ставили цели? А у кого были затруднения? Внимание на экран.

-Сегодня я узнал (а)...

-было трудно…

-я научился…

Домашнее задание.                                                            

Читать таблицу, повторять правила.

- Подводить итоги урока. Анализировать свою деятельность на предмет достижения цели

Л: понимание успешности деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний чу-щу"

Предмет: Русский языкКласс: 1 «Б»Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний и способов действий.УМК:  «Перспектива»Дата проведения: 14.09.2013 г....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.

На уроках  русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе,   важную роль играет  системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания ...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (закрепление)

Планируемые результаты: Предметные: -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. -отрабат...

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формирование навыка правописания букв О и Е в окончаниях существительныхТип ...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения правописания предлогов с именами существительными Задачи урокаДидактические:1.  Формировать право...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...