Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Соловьёва Дарья Олеговна

Тема урока: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Класс: 4 «Б»

Цель: совершенствование умения правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Задачи урока:

          Дидактические: учить правильно задавать вопросы к глаголам; правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.

         Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей, грамотную речь учащихся, орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение.

         Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

   Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  

   Метапредметные:

          Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.   

          Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения   

          Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

  Личностные: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи, формировать интерес к учению, пользоваться формами само-оценивания и взаимооценивания на уроке.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

фрагмента

урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма органи

зации УД (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Самоопределение к деятельности (1 мин)

Цель: вовлечение учащихся в  постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Словесный: слово учителя.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать правила русского языка, то сможем …»

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

Ф

Презентация

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

2. Актуализация знаний. Введение в проблему

(5 мин)

Цель: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия.

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

Для того чтобы продолжить работу , нужно повторить и вспомнить следующий материал:

-Какую часть речи мы изучаем?

-Что называется глаголом?

-Какого вида бывают глаголы ? Какую форму могут иметь? Число? Как определить лицо глагола?

Работа в группах - по карточкам

- Прочитайте текст. Найдите глаголы, определите у них вид , форму, лицо, число.

Апрель.

Наступил апрель. Весело звенит капель. На солнце сверкают лужи. В голубой вышине скоро будет звенеть весёлая песня жаворонка. С юга прилетят дикие утки.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка каллиграфии: пишем буквы: заглавная и строчная буква Тт, словарная работа(с. 148, тпо с.38)

-Догадайся, какие слова пропущены, и впиши их.

работа по подготовке к ВПР: анализ лексического значения слов(работа с толковым словарем с.150): ТЕПЛИЦА- теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания овощей, цветов.(например: На даче мы оборудовали теплицу).ТЕПЛИТЬСЯ –гореть неясным, слабым пламенем.(например, Огонь к костре едва теплился).

Работают в парах, находят глаголы, определяют морфологические признаки, заполняют карточку

-1 человек от группы зачитывает ответы, ответы проверяются

Самопроверка (стр. 102 упр 5)

Ф,Г

Работа с карточками

Умение строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

3. Постановка учебной задачи

(3 мин)

Цель: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия. 

Словесный: диалог.

Солнце сади(тся), струи(тся)води(ца.)

Пти(ца)-синица в воду гляди(тся).

Чистой водицы синица напьется-

Славно сегодня звени(тся)-пое(тся)

Задание: Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

-Работаем в паре - делаем взаимопроверу: сравните свои работы. - Задание было одно, а выполнили его по разному ? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? -Какова тема нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой?

-Тся или -ться?

Уч-ся по-разному написали слова с пропущенными буквами, тк ещё не знают, когда пишется тся или ться

Тема: «Правописание глаголов с –тся и ться».

Ф,П

Работа с учебником

Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы

   4. "Открытие" новых знаний

   (10 мин)

   Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону.

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

Практический: работа в карточках.

Итак, возникла проблема. Нам необходимо определить, когда пишется ца, а когда -тся, а когда ться и решить проблему.

- Прочитайте слова

- На какой вопрос они отвечают?

- Какой частью речи они являются?

- В какой форме стоят глаголы?

-Какой вывод вы можете сделать?

---Чтобы понять, когда пишется -ться, а когда -тся, определи в какой форме стоят глаголы 1 столбика,

и в какой форме стоят глаголы 2 столбика.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Кусаться, купаться, стараться.

ЧТО ДЕЛАЕТ? Кусается, купается, старается.

ВЫВОД: если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? Что сделать?) на конце пишется –ться - улыбаться, смеяться.

Если глагол употреблен в форме 3-го лица единственного или множественногочисла (отвечает на вопросы что делает? Что сделает?) на конце пишется –тся - волнуется, улыбаются.

-Согласны ли вы с таким выводом? Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Стр.100-101

1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.

Глагол -тся -ться

Поставь вопрос Если

что (с) делать? что делает?

что сделает?,

что делают? ,https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/25/s_5b0847db67040/907630_1.png

что сделают?

н. ф. 3-е лицо, ед. или м.ч

в вопросе есть в вопросе

ь знак нет ь знака, то пиши -ться то пиши -тся

Обсуждение ошибок.Проверка по образцу.

Ф,И

Учебник

Умение  строить монологическое высказывание

 

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

  5. Закрепления новых знаний и способов действий

  (10 мин)

  Цель:  совершенствование умения правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

1)Работа по учебнику (упр.1,стр. 101) Прочитайте слова в упражнении. Запишем их на доске и в тетради в три столбика (работа коллективная по цепочке):1)имена существительные, 2)глаголы в начальной форме, 3)глаголы в форме 3-го лица

ФИЗМИНУТКА

Запись на доске в три столбика.

И

Учебник

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память.

   6.Включение в систему знаний и повторения  

  (5 мин)

Цель: совершенствование умения правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Словесный: беседа.

Практический: работа с упражнением

1)Работа по учебнику (упр.3, стр. 101)

-Записывай слова в таком порядке: сначала глагол в начальной форме, потом глагол в форме 3-го лица ед.числа, а потом в форме 3-го лица мн.числа: по образцу: гордиться -гордится, гордятся. (садиться, виться, литься, смеяться, отозваться)

2)Самостоятельная работа (упр.2, стр. 101)

Сделай буквенную запись слов. К словам письменно задавай вопросы. Подчеркивай орфограммы на изученное правило.

(Красна (кто?)девица, любит(чтоделать?)учится…)

3)Дифференцированные задания

с правом на выбор.

1) Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку 1.

2) Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2.

3) Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3.

Самопроверка по образцу

Самостоятельное выполнение

Карточка №1

– Вставь в пословицы изученную орфограмму

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

Карточка №2

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

Карточка №3

Подбери глаголы на изученное правило.

Проявлять стремление – ………

  1. Они испытывают  волнение - ……….
  2.  Допускать ошибки -   ………
  3. Он испытывает  радость …     

Ф, И

Учебник

Умение работать по образцу.

Умение работать самостоятельно

Развитие навыка самооценивания

  7. Рефлексия деятельности

  (1 мин)

  Цель: подведение итогов

Словесный: беседа.

-Чем сегодня на уроке мы занимались?

-Что нового для себя вы узнали?

- Скажите, решили мы задачи, которые поставили перед собой, чтобы достигнуть цели урока?

-Какое настроение у вас в конце урока?(смайл)

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек. Дополните предложения: На уроке мне было …Я узнал … Я научился … Молодцы!!! Сегодня на уроке отлично работали следующие учащиеся:…. Необходимо быть активнее и внимательнее ….

- Домашнее задание:

1) упр. 4 стр. 102 (Спиши текст, перед глаголами записывай вопросы)

2)ТПО стр.37 ( Вставь в слова пропущенные -ться и –тся)

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Ф

Презентация

Умение логически рассуждать, делать выводы

Умение слушать и понимать речь

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний чу-щу"

Предмет: Русский языкКласс: 1 «Б»Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний и способов действий.УМК:  «Перспектива»Дата проведения: 14.09.2013 г....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (закрепление)

Планируемые результаты: Предметные: -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. -отрабат...

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание предлогов с именами существительными» (2 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения правописания предлогов с именами существительными Задачи урокаДидактические:1.  Формировать право...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...