Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
УМК «Школа России»
4 класс
Тема: Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Цель:
- познакомить учащихся с правописанием возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Задачи:
- учить отличать возвратные глаголы от других форм глагола;
- учить задавать вопрос к возвратным глаголам, правильно их записывать;
- отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени;
- познакомить учащихся с правописанием –тся, -ться в возвратных глаголах;
- учить употреблять возвратные глаголы в речи, правильно произносить;
- развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
- развивать мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- учебник;
- компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.
- Кто же такие «гости», сформулируйте значение этого слова.
-/Дети отвечают/ «1.Тот, кто пришёл или приехал навестить кого-либо, провести у кого-либо некоторое время». Д. р .
- Какое значение слова вы сейчас пытались определить?
- Лексическое значение.
- Как проверить нам, достаточно ли полно вы сформулировали лексическое значение этого слова?
- По словарю.
- Возьмем орфографический словарь?
- Нет, возьмем толковый.
- Откроем толковый словарь в дистанционном курсе « Секреты русского языка».
- Проверим, что еще не сказано вами, какие значения вы не проговорили?
- «2. Тот, кто пришёл или приехал откуда-либо с какой-либо целью…»
- С какой же целью пришли к нам наши гости?
- Проанализировать, как у нас с вами получится добиться поставленной на урок цели.
- Садитесь.
- Откройте тетради и запишите дату и название работы, которая будет проводиться в классе слова «Классная работа».
- Актуализация опорных знаний.
- Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока и поставить перед собой цель, проведем электронный опрос:
1. Выбери верное утверждение:
Глагол – это часть слова;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это член предложения
2. Выбери правильный ответ:
Спряжение – это…
а) изменение глагола по числам и лицам;
б) изменение глагола по временам;
в) изменение глагола по числам;
г) изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
3. Если глагол отвечает на вопрос что делает?, что делают?, то это форма....
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) прошедшего времени
2) настоящего времени
3) будущего времени
4) неопределенная форма
4. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) что делает?что делают?
2) что сделает?что будет делать?
3) что делал?что делали? что сделал?
4) что делать?что сделать?
5. Выбери глагол будущего времени
1) пробежала
2) воркует
3) прилетит
4) фотографирую
6. У глагола какого времени не определяется спряжение?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) прошедшего
2) настоящего
3) будущего
7. Какой глагол стоит в 1 спряжении?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) играть
2) звонить
3) чистить
ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.
На слайде появляются два предложения:
- Давайте сравним значения глаголов в следующих предложениях:
Утром мама умывает, одевает, обувает, причесывает маленького Серёжу и ведёт его в детский сад.
Утром мама умывается, одевается, обувается, причесывается и ведёт маленького Серёжу в детский сад.
- Какое задание нужно выполнить?
- Как вы думаете, какое действие обозначают глаголы в первом предложении? (в первом предложении глаголы умывает, одевает, обувает, причёсывает обозначают действия, которые направлены и переходят на другой объект, в данном случае на Серёжу). , т.е. дальше еще раз простым языком, чтобы поняли все - речь идет о маме, которая делает что-то для своего сыночка Сережи Т.е. действие обращена на /в данном случае/ Сережу. Мама умывает (кого? сыночка) , одевает(кого? сыночка) , обувает (кого? сыночка), причёсывает (кого? сыночка)
- Как изменились глаголы во втором предложении? (к вышеназванным глаголам добавился суффикс -ся). Также изменилось значение глаголов.
- Какое действие обозначают глаголы во втором предложении? (они стали обозначать действия, которые не переходят на другой объект, а направлены или «возвращаются» к самому действующему лицу, в данном случае к маме).т.е. во втором предложении тоже речь идет о маме, которая делает что-то, но уже не для сыночка, а для себя действие, обращённое на себя? Я мою (кого? что?), я моюсь - сам себя. То же одеваю - одеваюсь. Т.е. действие обращена на /в данном случае/ на саму маму. Мама умывает (кого? сыночка? нет, себя) , одевает (кого? сыночка? нет, себя) , обувает (кого? сыночка? нет, себя), причёсывает (кого? сыночка? нет, себя).
- Глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой объект, а возвращается к самому действующему лицу, называются возвратными, или возвратные глаголы - это глаголы, которые образованы при помощи постфикса –ся(-сь) и обозначают обращенность действия на субъект, то есть на себя. и сегодня на уроке мы с ними познакомимся.
- Работа над новым материалом.
1) Работа с правилом.
- Откройте учебник на странице 102.
- Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока.
- Прочитаем правило.
- Какие глаголы называются возвратными?
- При написании возвратные глаголы отличаются наличием особой морфемы -ся и -сь, которая называется суффиксом.
- Она служит для образования новых слов, при этом присоединяется она не к основе слова, а к окончанию. При морфемном разборе глагола такие суффиксы входят в основу слова, при этом основа в этих словах будет прерывистой.
- Разберем по составу слово причесывается:
- Начинаем с окончания.
- Что такое окончание? (окончание- это изменяемая часть слова)
- Какое лицо у данного глагола? (2 лицо)
- Образуйте 2 лицо множественного числа, что изменилось? (ты/ причесываешься).
- Образуйте 3 лицо множественного числа: (они/причесываются) .
при- приставка /доказательства: сел-присел, встал-привстал/, -чес- корень, -ыва- суф., -ет – оконч., -ся- возвратный суф
-Прочитайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр»:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
- Найдите глаголы с суффиксом -ся/.
- В какой форме стоят эти возвратные глаголы?
-Отвечают на вопрос что делать?, значит – в неопределенной, начальной форме,
- Образуйте у этих глаголов форму 1 лица? (мыться- моюсь, плескаться – плескаюсь, кувыркаться –кувыркаюсь)
- Немного истории. Как же образовались суффиксы -сь и –ся?
Образовались суффиксы -сь и -ся от местоимения себя, которое в старославянском языке имело краткую форму сь или ся и указывало на то, что действие переходит на действующее лицо или возвращается к действующему лицу.
Например: причесаться, то есть, причесать себя.
- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?
- Какой знак пишется в возвратных глаголах в неопределенной форме?
- Обратите внимание, в одних случаях сочетание -ться пишется с мягким знаком, в других случаях – без мягкого знака.
- Давайте узнаем, отчего же зависит выбор -тся или -ться?
На слайде появляется два предложения:
Ученик готовится к уроку.
Ученик начал готовиться к уроку.
- В какой форме стоит глагол в первом предложении? (является глаголом с возвратным значением и стоит в форме 3 лица единственного числа – он готовится).
- На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос что делает?).
- В вопросе нет мягкого знака, поэтому мягкий знак в сочетании -тся не пишется.
- В какой форме стоит глагол во втором предложении? (в неопределенной).
- На какой вопрос отвечает неопределенная форма глагола?
- В этом случае в сочетании -ться мягкий знак пишется.
- Какой вывод можем сделать? (Если глагол настоящего или будущего времени отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделает? или что сделают? и представлен в форме 3 лица единственного или множественного числа, то мягкий знак в сочетании
-тся не пишется.
Если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то в сочетании -ться необходимо писать мягкий знак).
2) Фронтальная работа с классом.
- Выполним упражнение 212, на странице 102.
- Прочитаем текст.
- О чем этот текст?
- Какие задания нужно выполнить по этому тексту? (объяснить написание пропущенных орфограмм, найти возвратные глаголы в неопределенной форме).
- По цепочке, определяем орфограмму и говорим, какая буква пропущена.
- По каким признакам мы это определим возвратный глагол в неопределенной форме? (вопрос + суффикс -ся).
- Найдем этот глагол в тексте (позабавляться).
- Определите лексическое значение глагола. (Шутить).
- Перейдем к грамматическому значению глагола.
- Выпишем этот глагол, произведем 1/ морфемный /что это значит? (Разбор слова как части речи) и 2/ морфологический /что это значит? (Разбор слова по составу)
1. Позабавляться;
находим начальную, н.ф, т.е. ставим вопрос что сделать?– позабавляться;
имеет постфикс –ся-, значит возвратный,
отвечает на вопрос что сделать?, значит, это глагол совершенного вида,
определяем спряжение: 1 спр. настоящее время,3 лицо, ед.ч)
2.Забавляться (забавл — корень /доказательства: однокоренные слова,
-я-, /доказательства: что делать? вселяться, удивляться/
-ть-, //другой вариант –ти-, /формообразующий суффикс, образовывает не новое значение, а только новую, неопределенную/начальную/ форму глагола. Не входит в основу слова. /
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те.
-ся — постфикс,
нет окончания,
забавля + ся — основа слова.)
- Сможете ли вы теперь самостоятельно определить, какие глаголы называются глаголами с возвратным значением и как правильно записывать буквосочетания -тся и -ться в таких глаголах? (да).
V. Закрепление изученного.
1. Замените одним словом.
Приветствовать друг друга при встрече( ).
Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение( ).
Давать согласие( ).
Собирать перед поездкой вещи( ).
Допускать ошибку( ).
Проявлять интерес к чему-либо( ).
Чувствовать обиду( ).
2. http://learningapps.org/1457561 (тся, ться)
VΙ. Итог урока.
- Какое действие обозначают возвратные глаголы? (Они обозначают действие, которое не переходит на другой объект, а возвращается к самому действующему лицу/ обозначают обращенность действия на субъект, то есть на себя).
- Чем отличаются возвратные глаголы при написании? (При написании возвратные глаголы отличаются наличием особой морфемы -ся и -сь, которая называется постфиксом, потому что стоит после всех морфем? или возвратным суффиксом).
- Когда в сочетании -ться пишется мягкий знак? (Если возвратный глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то в сочетании -ться пишется мягкий знак).
- Когда в сочетании –тся мягкий знак не пишется? (Если глагол стоит в форме 3 лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то мягкий знак в сочетании -тся не пишется).
VΙΙ. Домашнее задание.
Упр.213, стр.103.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России
Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...
Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»
Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов» (4 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов» (4 класс, УМК "Школа России")....