Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Крылова Наталья Валерьевна

Для учитлей начальных классов коррекционной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат VIII вида.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему:

« Родственные слова. Корень слова».

                                                            Составила:

учитель начальных классов

Крылова Н. В.

Протокол №______

с. Старобелокатай, 2015г

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова.»

Цели урока:

  • закрепить понятие «родственные слова».
  • выделить два основных признака родственных слов.
  • дать определение понятию  «корень слова».
  • ознакомить с алгоритмом нахождения корня в слове.
  • упражнять в нахождении родственных слов среди слов, похожих по написанию. 
  • воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.
  • обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока - урок изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропишите в тетради минутку чистописания. Кто написал ручки,  положите на парту, чтобы я видела, и приготовьтесь слушать меня.

  1. Проверка пройденного материала.

- Какую тему проходили на том уроке? (Правописание предлогов).

-  Что такое предлог? Как предлоги пишутся со словами?

- Чтобы закрепить пройденную тему, выполните следующее задание индивидуально. Подчеркнуть в предложениях предлоги (работа по карточкам).

3. Постановка темы и целей урока

- Послушайте текст. (Слайд 1).

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно  в этом тексте назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)

- Ребята, есть ли у вас родственники?

- А кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию).

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Послушайте стихотворение Я. Акима (Слайд 3)

Моя родня

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.

 И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю

- Ребята, не только среди людей бывают родственники, но и среди слов тоже есть родственники.

-Итак, какая тема сегодняшнего урока? (Родственные слова).

- К нашему тексту мы вернемся в конце урока,  и вы мне точнее определите, почему гусеница не является родственницей гусям.

4. Работа по теме урока

- Прочитаем стихотворение  «Как растут слова» вслух. Прислушайся к звучанию слов, выделенных красным цветом. (слайд 4).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

Е. Измайлов

- Ребята, слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию?(да)

- А по написанию похожи?(Да)

-Все верно,  все эти слова имеют общую часть – САД.

 -Такие слова называются родственными. Родственные слова  – это слова, у которых есть   общая часть. (слайд 5) (плакат с определением).

-Итак, первый признак родственных слов, они имеют общую часть.

Например: море, морской, моряк. Какая у них общая часть?

-Второй признак родственных слов, родственные слова должны быть близкими по смыслу (слайд 6).

- Вернемся к нашему стихотворению и прочитаем,  что обозначают слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник и  сделаем вывод ( слайд 7).

-  Ребята, вы узнали,  что у родственных слов есть общая часть, которая не меняется.  В наших словах ( сад, посадили, рассада, садовод, садовник) общая часть САД. Эта часть слова  называется корень. Корень-это общая  часть слова и он выделяется вот так….(слайд 8)

- Чтобы найти корень слова,  нужно  сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. (слайд 9).

Например:  дом.  Подберите к этому слову несколько родственных слов: дома, домище, домик (плакат).

-  Какая общая часть у этих слов? (дом)

Это и будет корень слова. Выделим его…..

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала (работа по учебнику)

- А теперь поработаем и закрепим новый материал по учебнику. Открываем учебник на странице 167, выполним упражнение 1.

- Следующее  выполним упражнение 2.

- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики». ( на доске)

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по группам.

 1 группа -  - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 группа -  - вод-

Вода, водичка, водный, водитель.

3 группа- -гор-

Гора, горный, гореть, пригорок.

- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 группа, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2  группы)

-Проверяем работу 3 группы.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

А теперь давайте еще  поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями, а вы –листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются   группы родственных слов.

     1 группа   - рыб –

Рыбак, рыбак, рыбачить, рыбачье, рыбка, рыбешка.

     2 группа   - ум –

Умный, умница, умник, ум, поумнел, разум.

   3 группа   - снег –

Снег, снегурочка, снежок, подснежник, снеговик, снежинка

- Посмотрите, какие чудные деревья у нас получились!

7. Итог урока

-Итак,  ребята, так почему же гусеница не является родственницей гусям?

( Слова эти похожи по звучанию, но гусеница - это личинка насекомых, а точнее бабочки. А гуси-это птицы.) Эти слова не близкие по смыслу, а разные, поэтому эти слова не родственные.

- Какие новые слова узнали на уроке?

- Какие слова называются родственными? ( Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

- Как называется общая часть родственных слов?

- Как она выделяется. Покажите…..

8. Домашнее задание

Упражнение 5 на странице 170.

9. Рефлексия

- А теперь оцените свою работу на уроке (поднимают смайлики).

- Итак, оценки за урок получают …….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"

Предмет:  Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".

Данные конспекты  уроков  помогут учителю изучить с учащимися  данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой част...

Открытый урок по русскому языку на тему« Что такое родственные слова?»

Тип  урока.Открытие нового знанияКласс.2Тема« Что такое родственные слова?»Образовательная программа, автор.«Школа России»   В. П. Канакина, В . Г. ГорецкийОпред...