Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Для учитлей начальных классов коррекционной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему:
« Родственные слова. Корень слова».
Составила:
учитель начальных классов
Крылова Н. В.
Протокол №______
с. Старобелокатай, 2015г
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова.»
Цели урока:
- закрепить понятие «родственные слова».
- выделить два основных признака родственных слов.
- дать определение понятию «корень слова».
- ознакомить с алгоритмом нахождения корня в слове.
- упражнять в нахождении родственных слов среди слов, похожих по написанию.
- воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.
- обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока - урок изучение нового материала.
Ход урока
- Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропишите в тетради минутку чистописания. Кто написал ручки, положите на парту, чтобы я видела, и приготовьтесь слушать меня.
- Проверка пройденного материала.
- Какую тему проходили на том уроке? (Правописание предлогов).
- Что такое предлог? Как предлоги пишутся со словами?
- Чтобы закрепить пройденную тему, выполните следующее задание индивидуально. Подчеркнуть в предложениях предлоги (работа по карточкам).
3. Постановка темы и целей урока
- Послушайте текст. (Слайд 1).
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
- Кого можно в этом тексте назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)
- Ребята, есть ли у вас родственники?
- А кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна
семья, имеет одну фамилию).
- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
- Послушайте стихотворение Я. Акима (Слайд 3)
Моя родня
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю
- Ребята, не только среди людей бывают родственники, но и среди слов тоже есть родственники.
-Итак, какая тема сегодняшнего урока? (Родственные слова).
- К нашему тексту мы вернемся в конце урока, и вы мне точнее определите, почему гусеница не является родственницей гусям.
4. Работа по теме урока
- Прочитаем стихотворение «Как растут слова» вслух. Прислушайся к звучанию слов, выделенных красным цветом. (слайд 4).
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
- Ребята, слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию?(да)
- А по написанию похожи?(Да)
-Все верно, все эти слова имеют общую часть – САД.
-Такие слова называются родственными. Родственные слова – это слова, у которых есть общая часть. (слайд 5) (плакат с определением).
-Итак, первый признак родственных слов, они имеют общую часть.
Например: море, морской, моряк. Какая у них общая часть?
-Второй признак родственных слов, родственные слова должны быть близкими по смыслу (слайд 6).
- Вернемся к нашему стихотворению и прочитаем, что обозначают слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник и сделаем вывод ( слайд 7).
- Ребята, вы узнали, что у родственных слов есть общая часть, которая не меняется. В наших словах ( сад, посадили, рассада, садовод, садовник) общая часть САД. Эта часть слова называется корень. Корень-это общая часть слова и он выделяется вот так….(слайд 8)
- Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. (слайд 9).
Например: дом. Подберите к этому слову несколько родственных слов: дома, домище, домик (плакат).
- Какая общая часть у этих слов? (дом)
Это и будет корень слова. Выделим его…..
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала (работа по учебнику)
- А теперь поработаем и закрепим новый материал по учебнику. Открываем учебник на странице 167, выполним упражнение 1.
- Следующее выполним упражнение 2.
- Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики». ( на доске)
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по группам.
1 группа - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 группа - - вод-
Вода, водичка, водный, водитель.
3 группа- -гор-
Гора, горный, гореть, пригорок.
- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем, 1 группа, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 группы)
-Проверяем работу 3 группы.
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями, а вы –листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - рыб –
Рыбак, рыбак, рыбачить, рыбачье, рыбка, рыбешка.
2 группа - ум –
Умный, умница, умник, ум, поумнел, разум.
3 группа - снег –
Снег, снегурочка, снежок, подснежник, снеговик, снежинка
- Посмотрите, какие чудные деревья у нас получились!
7. Итог урока
-Итак, ребята, так почему же гусеница не является родственницей гусям?
( Слова эти похожи по звучанию, но гусеница - это личинка насекомых, а точнее бабочки. А гуси-это птицы.) Эти слова не близкие по смыслу, а разные, поэтому эти слова не родственные.
- Какие новые слова узнали на уроке?
- Какие слова называются родственными? ( Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как она выделяется. Покажите…..
8. Домашнее задание
Упражнение 5 на странице 170.
9. Рефлексия
- А теперь оцените свою работу на уроке (поднимают смайлики).
- Итак, оценки за урок получают …….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"
Предмет: Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...
Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"
Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".
Данные конспекты уроков помогут учителю изучить с учащимися данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой част...
Открытый урок по русскому языку на тему« Что такое родственные слова?»
Тип урока.Открытие нового знанияКласс.2Тема« Что такое родственные слова?»Образовательная программа, автор.«Школа России» В. П. Канакина, В . Г. ГорецкийОпред...