Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развивать устную речь учащихся. Воспитывать чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Пролетарская СОШ
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе
по теме:
«Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»
Выполнила: Яковенко Т.И.
учитель начальных классов
х. Пролетарка
2014 г.
Тема урока. Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.
Цели урока. Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК.
Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем.
Развивать устную речь учащихся. Воспитывать чувство прекрасного.
УУД:
Л.: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.
П.: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; использует готовые и создаёт в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного).
Р.: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе;
К.: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы
Оборудование. Учебник по русскому языку №3. Учебник по русскому языку №2 (словари). Презентация.
Ход урока
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Заметки, оформление доски |
1. 2. 3. 4. 6. 7. 8. 9. | Организационный. - психологический настрой; - самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Пальчиковая гимнастика. Орфографическая минутка. Формирование новых знаний и умений. Физминутка Закрепление Итог. Домашнее задание. | - Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, одноклассникам. Посмотрите на доску, только тихо – тихо, не спугните улыбку. Улыбка – это залог хорошего настроения. СЛАЙД 2. Давайте будем друг другу дарить хорошее настроение, а вместе с ним здоровье и радость. - На уроках технологии мы с вами смастерили кораблики. Я предлагаю вам на корабликах отправиться за новыми знаниями. Запустим кораблик бумажный, Пускай он плывет далеко. Урок у нас сегодня важный, Добыть ведь знания нелегко! - На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной. - Чтобы вы весь урок хорошо работали, я предлагаю вам провести гимнастику для пальчиков. Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь с ним сильно, И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою, И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут как зайчики! Самомассаж рук. - При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной. Потом необходимо погладить обе руки. Дотронуться ладонями до щек и ощутить тепло своих рук. - Откройте рабочие тетради, запишите дату, классная работа. - На доске высказывание, прочтите его. Как вы понимаете смысл высказывания? - Знания и умения очень важны в повседневной жизни. А незнание приводит к возникновению множества проблем.
- Спишите в тетрадь. Оцените себя. ( на полях «+», «-»). САМООЦЕНКА, - Отгадайте загадки. Запишите отгадки. 1) Самый кислый он, друзья, Утверждаю это я. Нужно сахара вагон, Чтоб с улыбкой съесть … (лимон). СЛАЙД 3. 2)На кустах цветы Просто чудо красоты! Шипы – коготочки Стерегут цветочки! СЛАЙД 4. 3)- Ты красная? - Нет, черная. - А почему же белая? - Потому что зеленая. СЛАЙД 5. 4)Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. СЛАЙД 6. - Что объединяет эти слова? СЛАЙД 7.- Лимон, шиповник, смородина, малина. - Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Обменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените работу друг друга. ВЗАИМОПРОВЕРКА. - А теперь поработаем со словом малина. Составим синквейн. - Дети, беречь нужно не только растения, но и животных, насекомых, все, что нас окружает. Лекарственные растения помогают нам сохранить здоровье, а вот некоторые представители живой природы помогут открыть новую тему. Давайте узнаем о ком идет речь. Плетет он сеть, а не гамак. Хотя он вовсе не рыбак. И ставит сети не в реке, А в уголке, на потолке. (Паук). СЛАЙД 8. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук). СЛАЙД 9. - К каким группам относятся эти животные? - Назовем их ласково. - Молодцы. Эти представители живой природы открывают новую тему. Предположите какую. - Определите цели урока. Что нам предстоит узнать и чему научиться? - Каждый из вас получил ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. Ваша задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать. Поставьте знаки «+», «-», в колонке «Прогностическая оценка». - Ребята, новую тему поможет изучить Обратный словарь. Откройте словарь на с. 143, на букву –К. Найдите слова на – ик. Устно, в ПАРАХ, обсудите, как образовались любые 2 слова. Старайтесь это делать по - очереди. Сначала один, потом – другой. - Обратите внимание на образец. Уч.3, с.22, упр. 20. Стрелочка идет от того слова, от которого образовалось другое слово. Слово лобик образовалось от слова лоб, поэтому и стрелочка идет от слова лоб. Покажите образование первых 2 слов из словаря по – образцу. СЛАЙД 10. - Слова в парах родственные? - Почему? - Чтобы определить, где находится частичка – ик , сначала отметем корень и окончание в словах. - Заметили, что в словаре частичка – ик выделена цветом? - А где она находится в слове: до или после корня? - Предположите, для чего служит эта частичка? - Продолжаем работать по Обратному словарю. С. 143, слова на – К, на – ёк. Прочитайте эти слова по цепочке. Скажите, от каких слов образовались эти слова. - Покажите письменно на примере 2 слов как образовались эти слова. СЛАЙД 11. - Слова в парах – родственные? Выделите в каждой паре общую часть (корень) и окончание. - Вы заметили, что в словаре частичка – ёк выделена цветом? - Где находится эта частичка в слове? - Для чего она служит? - С ее помощью образуются новые слова? ВЫВОД: - Кто – нибудь из вас может предположить, как называется такая частичка в слове? - А для чего служит суффикс? - Давайте проверим, совпадают ли наши предположения? СЛАЙД 12. Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня. Суффикс обозначается так: - Прочитайте плакат Летучей Мыши с. 23. - На что похож значок суффикса? - Выделите суффиксы – ик и – ёк во всех ваших записях. - С какими суффиксами слов, называющих предметы, мы сегодня встретились? - Изменилось значение слова, если к нему добавили частичку – ик или – ёк? - В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно – ласкательное значение. - При помощи суффиксов что образуется? СЛАЙД 13. Музыкальная «Эй, лежебоки,…». - Ребята, а сейчас вы будете работать в ГРУППАХ.
- Группам предлагается отгадать загадки, в словах с пропущенными буквами отметить суффиксы. Проверка. СЛАЙД 14. 1 группа Две курносые подруж...и Не отстали друг от друж…и. Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу. (Лыжи). СЛАЙД 15. 2 группа На лед…ой площад…е крик, К воротам рвётся ученик. Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!» Весёлая игра ... . (хоккей) -Это командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, а летом на травяном поле. Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада. СЛАЙД 16. 3 группа Мы с бараньими рогами Вниз под гор…у мчимся сами, А как на гору взбираться, Начинаем упираться. (Сани) - Санный вид спорта начинался на снегу, а теперь проводится на специальных ледяных трассах. - Какие еще суффиксы слов, называющих предметы есть в русском языке? - Дети, эти виды спорта относятся к какому времени года? - Правильно. Через несколько дней в Сочи откроются 22 Зимние олимпийские игры. В этой олимпиаде вы поучаствовать не сможете, а в следующих может быть. Самое главное - заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. - Ребята, к сожалению, на зимней олимпиаде донские спортсмены не будут принимать участие, но это не помешает нам болеть за российскую сборную, в составе которой много выдающихся спортсменов. - На этом слайде вы можете увидеть, где состоится олимпиада и талисманы. СЛАЙД 17. - Дети, наш урок подходит к концу. Положите перед собой оценочные листы. - Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи? СЛАЙД 18. ИТОГ УРОКА - Что такое суффикс? - Для чего служит суффикс? - приведите примеры слов, обозначающих предметы, которые образовались при помощи суффиксов – ик, - ёк, - ок. - Оцените свои знания и умения в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ, в колонке «Оценка по результату». - Домашнее задание у вас необычное. В начале урока мы на корабликах отправились добывать знания. Пришло время и мы возвращаемся и под каждым корабликом вы найдете домашнее задание с символикой Олимпийских игр. Белый медведь – см. Т.2, с.18, упр.23. Леопард – см. Т.2, с. 17, упр.22. Заяц – составить рассказ из 3 – 5 предложений о любом виде спорта, с использованием слов с суффиксами – ик, -ёк, и др. - Ребята, если вам урок понравился, то прикрепите солнышко; - не понравился – солнышко плачет; - если ничего не поняли – не крепите ничего. - Скоро закончится урок и ребята выйдут на перемену, а в это время наш класс надо хорошо проветрить потому, что заразные болезни передаются через воздух. Через воздух плохо проветриваемой комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулезом. Дарю всем буклеты и календари с олимпийской символикой. - Спасибо. Урок окончен. СЛАЙД 19.
| Рассаживаются по местам; Получают эмоциональный настрой на восприятие. Выставляют кораблики на заранее подготовленный стол. Выполнение упражнений. Ответы детей. - В лимоне, шиповнике, смородине содержится много витамина С, который укрепляет наш организм. - Малина – лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил. Ответы детей. (Это названия лекарственных растений). малина сладкая сочная цветет растет лечит Малина помогает при простуде. Ягода. Запись на доске: Паук – Жук - Насекомые. Ответы детей. Паук – паучок Жук – жучок. Ответы детей. Узнать как образуются новые слова. Научиться образовывать новые слова. Заполняют оценочные листы. Отчет пары. Работа по Уч.3, с. 22, упр.20. Лобик ---- лоб зубик ----- зуб Ответы детей. У них одинаковый корень. Отмечают корень и окончание на доске, и в тетрадях. Ответы детей. После корня. Для образования новых слов. Устно- уголек –уголь, пенек – пень, огонек – огонь, конек – конь, окунек – окунь, зверек – зверь, якорек – якорь. Уголек -----уголь пенек ---- пень После корня. Для образования новых слов. Суффикс. Для образования новых слов. Самостоятельная работа. -ик,- ёк. Родственные слова. Работают самостоятельно. 1 группа: 2 группа: 3 группа: - к, -ян. Суффиксы слов, называющих предметы. - ик, - ёк, -к, -ян, - ник. | Личностные: - выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей; Предметные: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности; Коммуникативные: - планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: - смыслообразование – какое значение это имеет для меня. Предметные: - правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивая с образцом. Предметные: - видеть в словах орфограмму. Предметные: - пользоваться справочной литературой, а именно словарем. | 4 февраля Классная работа - Высказывание: «Нужно не просто знать, а заставлять знания работать!» Правила работы в группе: - В группе должен быть ответственный. - Если не понял, переспроси. - Свое несогласие выражай вежливо. - Один говорит, другие слушают. - Работать должен каждый на общий результат. После того как дети отгадают загадки, на доске картинки – лыжника, хоккеиста, саночника. Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. - ик, - ёк, -к, -ян. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".
Данные конспекты уроков помогут учителю изучить с учащимися данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....
конспект Мультимедийного урока по русскому языку 2 класс по теме "Наблюдение над написанием ипроизношением слов сбезударной гласной."
Конспеки мультимедийного урока по русскому языку по теме "наблюдение над написанием и произношением слов с безударной гласной."...
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....
Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"
Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"
laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...