Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развивать  устную речь учащихся.  Воспитывать чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Пролетарская СОШ

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

по теме:

«Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

Выполнила: Яковенко Т.И.

учитель начальных классов

х. Пролетарка

2014 г.

                                                                                                   

Тема урока.        Как делаются слова.  Что такое суффикс.  Суффиксы слов, называющих предметы.

Цели урока.        Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.

                        Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем.

                        Развивать  устную речь учащихся.  Воспитывать чувство прекрасного.

УУД:

Л.: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

П.: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; использует готовые и создаёт в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного).

Р.: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе;

К.: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы

Оборудование.        Учебник по русскому языку №3.  Учебник по русскому языку №2 (словари). Презентация.

Ход урока

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Заметки,

оформление доски

1.

2.

3.

4.

6.

7.

8.

9.

Организационный.

- психологический настрой;

- самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи.

Пальчиковая гимнастика.

Орфографическая минутка.

Формирование новых знаний и умений.

Физминутка

Закрепление

Итог. Домашнее задание.

- Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, одноклассникам. Посмотрите на доску, только тихо – тихо, не спугните улыбку. Улыбка – это залог хорошего настроения.  

СЛАЙД 2.

Давайте будем  друг другу дарить  хорошее настроение, а вместе с ним здоровье и радость.

- На уроках технологии мы с вами смастерили кораблики. Я предлагаю вам на корабликах отправиться за новыми знаниями.

Запустим кораблик бумажный,

          Пускай он плывет далеко.

          Урок у нас сегодня важный,

          Добыть ведь знания нелегко!

- На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

- Чтобы вы весь урок хорошо работали,  я предлагаю вам провести  гимнастику для пальчиков.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

 И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики!

 Самомассаж  рук.

 - При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной. Потом необходимо погладить обе руки. Дотронуться ладонями до щек и ощутить тепло своих рук.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату, классная работа.

- На доске  высказывание, прочтите его. Как вы понимаете смысл высказывания?

- Знания и умения очень важны в повседневной жизни. А незнание приводит к возникновению множества проблем.

 

- Спишите в тетрадь.

Оцените себя. ( на полях «+», «-»).

САМООЦЕНКА,

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

1) Самый кислый он, друзья,

Утверждаю это я.

Нужно сахара вагон,

Чтоб с улыбкой съесть … (лимон).

СЛАЙД 3.

2)На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы – коготочки

Стерегут цветочки!

 СЛАЙД 4.

3)- Ты красная?

- Нет, черная.

- А почему же белая?

- Потому что зеленая.

СЛАЙД  5.

4)Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

СЛАЙД 6.

- Что объединяет эти слова?

СЛАЙД 7.- Лимон, шиповник, смородина, малина.

- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените работу друг друга.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

- А теперь поработаем со словом малина.

Составим синквейн.

- Дети, беречь нужно не только растения, но и животных, насекомых, все, что нас окружает. Лекарственные растения помогают нам сохранить здоровье, а вот некоторые представители живой природы помогут  открыть новую тему. Давайте узнаем  о ком идет речь.

Плетет он сеть, а не гамак.

Хотя он вовсе не рыбак.

И ставит сети не в реке,

А в уголке, на потолке.  (Паук).

СЛАЙД 8.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук).

 СЛАЙД  9.

- К каким группам относятся эти животные?

- Назовем их ласково.

- Молодцы. Эти представители живой природы  открывают новую тему. Предположите какую.

- Определите цели урока. Что нам предстоит узнать и чему научиться?

- Каждый из вас получил

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

 Ваша  задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать. Поставьте знаки «+», «-»,  в колонке «Прогностическая оценка».

- Ребята, новую тему поможет изучить Обратный словарь.

Откройте словарь на с. 143, на букву –К. Найдите слова на – ик.

Устно,  в ПАРАХ,  обсудите, как образовались любые 2 слова.

Старайтесь это делать по -  очереди. Сначала один, потом – другой.

- Обратите внимание на образец.

Уч.3, с.22, упр. 20.

 Стрелочка идет от  того  слова, от которого образовалось другое слово. Слово лобик образовалось от слова лоб, поэтому и стрелочка идет от слова лоб.

Покажите образование первых 2 слов из словаря по – образцу.

СЛАЙД 10.

- Слова в парах родственные?

- Почему?

-  Чтобы определить, где находится частичка – ик , сначала отметем  корень и окончание  в словах.

- Заметили, что в словаре частичка – ик выделена цветом?

- А где она находится в слове: до или после корня?

- Предположите, для чего служит эта частичка?

- Продолжаем работать по Обратному словарю.

С. 143, слова на – К, на – ёк. Прочитайте эти слова по цепочке.

Скажите, от каких слов образовались эти слова.

- Покажите письменно  на примере 2 слов как образовались эти слова.

СЛАЙД 11.

- Слова в парах – родственные?

Выделите в каждой паре общую часть (корень) и окончание.

- Вы заметили, что в словаре частичка – ёк выделена цветом?

- Где находится эта частичка в слове?

- Для чего она служит?

- С ее помощью образуются новые слова?

ВЫВОД:

- Кто – нибудь из вас может предположить, как называется такая частичка в слове?

- А для чего служит суффикс?

- Давайте проверим, совпадают ли наши предположения?

СЛАЙД 12.

Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня. Суффикс обозначается так:

- Прочитайте плакат Летучей Мыши  с. 23.

- На что похож значок суффикса?

- Выделите суффиксы – ик и – ёк во всех ваших записях.

- С какими суффиксами слов, называющих предметы, мы сегодня встретились?

- Изменилось значение слова, если к нему добавили частичку – ик или – ёк?

- В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно – ласкательное значение.

- При помощи суффиксов что образуется?

СЛАЙД 13.

Музыкальная «Эй, лежебоки,…».

- Ребята, а сейчас вы будете работать в ГРУППАХ.

 

- Группам предлагается отгадать загадки, в словах с пропущенными буквами отметить суффиксы.

 Проверка.

СЛАЙД  14.

1 группа

Две курносые подруж...и

Не отстали друг от друж…и.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.  (Лыжи).

СЛАЙД 15.

2 группа

На лед…ой площад…е крик,

К воротам рвётся ученик.

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

Весёлая игра ...         .       (хоккей)

-Это командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, а летом на травяном поле. Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада.

СЛАЙД 16.

3 группа

Мы с бараньими рогами

Вниз под гор…у  мчимся сами,

А как на гору взбираться,

Начинаем упираться.        (Сани)

- Санный вид спорта начинался на снегу, а теперь проводится на специальных ледяных трассах.

- Какие еще суффиксы слов, называющих предметы  есть в русском  языке?

- Дети, эти виды спорта относятся к какому времени года?

- Правильно. Через несколько дней  в Сочи откроются 22 Зимние олимпийские игры. В этой олимпиаде вы поучаствовать не сможете, а в следующих может быть. Самое главное  - заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

- Ребята, к сожалению, на зимней олимпиаде донские спортсмены не будут принимать участие, но это не помешает нам болеть за российскую сборную, в составе которой много выдающихся спортсменов.

-  На этом слайде вы можете увидеть, где состоится олимпиада  и талисманы.

СЛАЙД 17.

- Дети, наш урок подходит к концу.

Положите перед собой оценочные листы.

- Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи?

СЛАЙД 18. ИТОГ УРОКА

- Что такое суффикс?

- Для чего служит суффикс?

- приведите примеры слов, обозначающих предметы, которые образовались при помощи суффиксов – ик, - ёк, - ок.

- Оцените свои знания и умения в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ, в колонке «Оценка по результату».

-  Домашнее задание у вас  необычное.

В начале урока мы на корабликах отправились добывать знания. Пришло время и мы возвращаемся  и под каждым корабликом  вы найдете домашнее задание с символикой Олимпийских игр.

Белый медведь – см. Т.2, с.18, упр.23.

Леопард – см. Т.2, с. 17, упр.22.

Заяц – составить рассказ из 3 – 5 предложений о любом виде спорта, с использованием слов с суффиксами – ик, -ёк, и др.

- Ребята, если вам урок понравился, то прикрепите солнышко;

- не понравился – солнышко плачет;

-  если ничего не поняли – не крепите ничего.

- Скоро закончится урок и ребята выйдут на перемену, а в это время  наш класс надо хорошо проветрить  потому, что заразные болезни передаются через воздух. Через воздух плохо проветриваемой комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулезом.

Дарю всем буклеты и календари с олимпийской символикой.

- Спасибо. Урок окончен.

СЛАЙД 19.

 

Рассаживаются по местам;

Получают эмоциональный настрой на восприятие.

Выставляют кораблики на заранее подготовленный стол.

Выполнение упражнений.

Ответы детей.

- В лимоне, шиповнике, смородине содержится много витамина С, который укрепляет наш организм.

- Малина – лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил.

Ответы детей.

(Это названия лекарственных растений).

малина

сладкая сочная

цветет растет лечит

Малина помогает при простуде.

Ягода.

Запись на доске:

Паук –

Жук -

Насекомые.

Ответы детей.

Паук – паучок

Жук – жучок.

 Ответы детей.

Узнать как образуются новые слова.

Научиться образовывать новые слова.

Заполняют оценочные листы.

Отчет пары.

Работа по Уч.3, с. 22, упр.20.

Лобик ---- лоб

зубик ----- зуб

Ответы детей.

У них одинаковый корень.

Отмечают корень и окончание  на доске, и  в тетрадях.

Ответы детей.

После корня.

Для образования новых слов.

Устно-

уголек –уголь,

пенек – пень,

огонек – огонь,

конек – конь,

окунек – окунь,

зверек – зверь,

якорек – якорь.

Уголек -----уголь

пенек ---- пень

После корня.

Для образования новых слов.

Суффикс.

Для образования новых слов.

Самостоятельная работа.

-ик,- ёк.

Родственные слова.

Работают самостоятельно.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

- к, -ян.

Суффиксы слов, называющих предметы.

- ик, - ёк, -к, -ян, - ник.

Личностные:

- выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей;

Предметные:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности;

Коммуникативные:

- планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование – какое  значение это имеет для меня.

Предметные:

- правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивая с образцом.

Предметные:

- видеть в словах орфограмму.

Предметные:

- пользоваться справочной литературой, а именно словарем.

4 февраля

Классная работа

- Высказывание:

«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать!»

Правила работы в группе:

- В группе должен быть ответственный.

- Если не понял, переспроси.

- Свое несогласие выражай вежливо.

- Один говорит, другие слушают.

- Работать должен каждый на общий результат.

После того как дети отгадают загадки, на доске картинки – лыжника, хоккеиста, саночника.

Как делаются слова.

Что такое суффикс.

Суффиксы слов, называющих предметы.

- ик, - ёк, -к, -ян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".

Данные конспекты  уроков  помогут учителю изучить с учащимися  данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....

конспект Мультимедийного урока по русскому языку 2 класс по теме "Наблюдение над написанием ипроизношением слов сбезударной гласной."

Конспеки мультимедийного урока по русскому языку по теме "наблюдение над написанием и произношением слов с безударной гласной."...

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...