Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 25.97 КБ |
rabochie_listy.docx | 14.1 КБ |
pamyatka_koren_rodstvenye_slova.docx | 13.13 КБ |
pamyaka_rodtsvennye_slova.docx | 11.29 КБ |
urok_russkogo_yazyka._rodstvenye_slova_koren_slova.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
По теме «Родственные слова. Корень слова»
Тип урока | урок открытия новых знаний | |
Цель урока | – сформировать понятие родственные слова, корень слова | |
Планируемый результат | Предметные умения сформировать умение находить однокоренные слова, выделять корень, расширить словарный запас учащихся | Универсальные учебные действия Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: освоение умения однокоренные слова и выделять корень слова , формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
Основные понятия | корень слов, родственные слова, предложение, текст | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Бунеевы, учебник русского языка 2 класс мультимедийной сопровождение урока, индивидуальные рабочие листы, клей, памятка «Родственные слова. Корень слова» | |
Организация пространства: | фронтальная работа, работа в парах |
Этап урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
| -Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Ребята, положите перед собой рабочие листы, приготовьте ручки. Внимательно послушайте задание. Сейчас на минутке чистописания вы будете прописывать букву, которая обозначает согласный, твердый, парный, звонкий, парный звук в слове горе. Что это за буква? Г Посмотрите внимательно на экран, на рабочей строке вы прописываете чередование строчной буквы г и буквосочетание гр. (выполнение задания, напомнить о посадке) Обведите лучшую, по вашему мнению букву. | Мотивация на настрой урока | Подготовка класса к работе | Р.- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. |
II/ Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | Посмотрите на экран, сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес. Скажите, что вы делаете осенью в лесу? Как можно назвать людей, которые собирают грибы? Прочитайте слова, записанные на экране про себя. Прочитайте слова вслух. Предлагаю вам задание – обсудите в парах, а затем запишите на рабочий лист только те слова, которые являются родственными. Повторим перед началом работы правила работы в парах. Проверим, какие вы выписали слова на свои рабочие листы. Физминутка для глаз, рук. А я выписала слово подберезовик. Согласны ли вы со мной? Давайте разберемся. Какое задание вы получили? Как вы понимаете смысл словосочетания родственные слова? Попробуйте доказать, что слово подберезовик является близким по смыслу к словам, записанным на экране. Для этого давайте объясним значение каждого слова и словосочетания. Так вот, значит подберезовик действительно родственное слово для этих слов, т.к. это тоже гриб, слово подберезовик получается близко им по смыслу. Нет? Что же еще есть общего, кроме смысла у родственных слов? Общая часть? Может кто-то сможет сказать, как называется эта общая часть? (корень слова) Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Давайте спланируем нашу работу
Как вы думаете, что нам будет нужно для того, чтобы правильно определять родственные слова? (объяснять значение слов, верно находить корень) Вернемся к нашим словам. Давайте выделим на рабочих листах общую часть в этих словах. Выделим корень этих слов. Попробуйте сформулировать правило, что же такое - родственные слова? Это слова, имеющие общую часть, близкие по смыслу Занесем это правило на ваши памятки. Приклейте нужные части правила с помощью клея на памятку. Какие части правила вам понадобятся? Попробуйте, опираясь на то, что вы уже знаете сформулировать, что такое корень слова? Корень – это общая часть родственных слов. Давайте занесем это правило на вашу памятку, приклейте нужную часть. Сверим наш вывод с выводом авторов в учебнике. Откройте учебники на странице ____, найдите и прочитайте про себя правило. Верен ли наш вывод? (прочитать правило еще раз вслух) ФИЗМИНУТКА. Если я назову пару родственных слов, - вы хлопаете в ладоши, если пару слов, не являются родственными, то подпрыгиваете. Нос-носатый, циркуль-цирк, дом-домишки, обед-стол, дом-дым, кот-котик, врач-доктор Дети, а где вы слышали слово – корень? Какие, как вы думаете, еще могут быть значения у этого слова? Давайте поищем ответ на этот вопрос в словаре (прочитать значения слова корень) Как много значений у этого слова. Может кто-то может сказать, как называются слова, которые имеют много значений? Какое из этих значений нам понадобится на уроках русского языка? Оцените свою работу над этим заданием? Какое задание выполняли? Какое умение развивали? Все ли получилось? | Создает проблемную ситуацию | Ставят цели, формулируют тему урока Ученик зачитывает выписку из толкового словаря. | Р. – целеполагание П.- формулирование познавательной цели Л.- выдвижение гипотез и их обоснование |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Первичное закрепление Упражнения по развитию мышления | Как много всего мы теперь знаем, попробуем применить наши знания, поработаем на своих листах. Предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Найди родственника». На ваших листах записаны группы слов, вам необходимо записать (подчеркнуть карандашом) через запятую только родственные слова и выделить в них общую часть, -корень Горе, гора, горемыка, горный, горюшко, горевать Водит, вода, водяной, водичка, водоем, переводит Проверим. Какие родственные слова вы подчеркнули? Какие корни выделили? Предлагаю вам выполнить еще одно интересное задание: запишите на свои рабочие листы группы однокоренных слов, выделяя корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. Какие группы у вас получились? Какие корни выделили? Оцените свою работу над этим заданием? Какое задание выполняли? Какое умение развивали? Все ли получилось? Предлагаю вам более сложное задание. Поработайте в парах, составьте из карточек с предложениями текст, найдите в паре в этом тексте родственные слова, выпишите их на свои листы и выделите в этих словах корень. Осенние листья медленно падают на землю. Пришла осень Они укрыли все вокруг цветным ковром. Прочитайте, какой текст у вас получился? Какие родственные (однокоренные) слова, вы смогли в нем найти? Какой корень выделили? Пришла осень. Осенние листья медленно падают на землю. Они укрыли все вокруг цветным ковром. Слова: осень, осенние Корень: осен | Первичное обобщение Организует деятельность по применению новых знаний | Выполняют задание Выделяют признаки, оценивают работу | К.- сотрудничество в поиске информации П.- логические: анализ объектов |
ΙV. Итог урока. Рефлексия деятельности Д/З | С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? ( родственные слова, корень слова) Как можно доказать, что слова являются родственными ? (должны иметь общую часть и близки по смыслу) Что такое корень слова? ( общая часть родственных слов) Дети, ваше домашнее задание находится на индивидуальных листах. Вам предложены 2 вида заданий, вы можете выбрать то, что вам по силам и выполнить его в своей рабочей тетради по русскому языку. Ученики сами выбирают задание по силам I уровень. Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр - II уровень. Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать. Оцените свою работу на уроке? Что для вас было наиболее сложным-легким? Все ли было понятно? Возникли ли какие-то трудности? Для этого вам нужно будет поднять карточку, красная обозначает – испытываю затруднения (не понял до конца) Синяя – все понял, но нужна помощь Зеленая – все понял, смогу объяснить Выберите нужную карточку и поднимите ее. Спасибо вам за работу. | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты | Л.- смыслообразование, К.- умение точно выражать свои мысли |
Предварительный просмотр:
Удачи на пути к новым знаниям!
- Минутка чистописания – запиши букву, обозначающую согласный, мягкий, парный, звонкий, парный звук в слове ГИМН
- «Найди родственника»
Горе, гора, горемыка, горный, горюшко, горевать
Водит, вода, водяной, водичка, водоем, переводит
- Составьте из предложенных слов группы однокоренных и запишите их, выделяя корень
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
4. Выпишите из составленного вами текста родственные слова и выделите их корень
Домашнее задание (по выбору)
- Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень
Суп - хлеб - сахар - мыло - тигр –
- Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грибники
Гриб, грибник, подберезовик, грибной суп, гребень, погребок, грибок, гребля
Подберёзовик
Тема урока Родственные слова, корень слова План работы: Узнать , что такое родственные слова, корень слова Учиться находить родственные слова, корень слова
Гриб, грибник, грибной суп, грибок
Родственные слова близкие по смыслу Имеют общую часть
Корень слова - это общая часть родственных слов
Физминутка « Прыг-хлоп » Нос-носатый циркуль-цирк дом-домишки обед-стол дом-дым кот-котик врач-доктор
«Найди родственника» Горе, горемыка, горюшко, горевать Вода , водяной, водичка, водоем
Грач, грачиха , грачата вода, водичка, водный, лес , лесок, лесной, лесник
Пришла осень. Осенние листья медленно падают на землю. Они укрыли все вокруг цветным ковром. Осень, осенние
испытываю затруднения (не понял до конца) все понял, но нужна помощь все понял, смогу объяснить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок закрепления изученного материала по русскому языку в 3 классе на тему "Корень слова. Однокоренные слова". На уроке дети учатся находить в словах общую часть (корень слова), подбирать одноко...
Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...
План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень слова. Однокоренные слова". Школа 2100, Бунеев Р.Н.
План - конспект урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" включает перечень используемых ЭОР со ссылками....
конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...