1.Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности.
5 мин.
2.Совместное исследование проблемы
5 мин
3.Моделирование (составление плана действий) 3 мин
4.Конструирование нового способа действия (реализация построенного проекта)
7 мин
5. Переход к этапу решения частных задач
7 мин
6.Применение общего способа действий для решения частных задач
10 мин.
7.Контроль на этапе окончания учебной темы. Рефлексия
7 мин
Д.З.
1 мин. Придумайте как можно больше родственных слов с любым корнем и оформите их (в виде дерева, солнца и т. д.)
| Цель: создать необходимый уровень мотивации у учащихся ,готовность к учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний
Фиксация новой учебной задачи.
создание проблемной ситуации.
Цель:поиск решения учебной задачи
Корень Многозначное Главная часть слова Однокоренное
Общий смысл(значение) корень
Цель:фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта
Поиск решения учебной Составление плана действий проекта выхода из затруднения)
Цель:построение ориентированной основы нового способа действий
Реализация построенного проекта
Цель: контроль за правильностью выполнения способа действия
Цель: распознавание родственных слов
Коррекция отработки способа
Рефлексия Контроль
Цель: контроль | Создает эмоциональный настрой на урок - Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Девизом нашего урока будет выражение«Зри в корень»( слайд3) - Как называется такое выражение? (фразеологический оборот) - Что значит зри? - Где можно узнать? ( словарь) - Зри – значит смотри, гляди. - Что значит смотри в корень? ( находи главное, важное, суть происходящего) - Вы хотите узнать что – то новое, важное на уроке? - Можете вы сами находить, добывать знания? А для чего вам это нужно? Пальчиковая гимнастика Каллиграфическая минутка. - Посмотрите на таблицу, ответьте, какая буква повторяется в каждой строчке? (к) ( слайд 4) Охарактеризуйте ее.
Каллиграфическая минутка. Кка/Ккб//Ккв/// - Найдите закономерность и продолжите ряд. -Из букв мы создаем слоги, из слогов – слова. Как называются слова с непроверяемыми написаниями? ( словарные) - Я приготовила вам кроссворды для словарной работы - Вы должны по значению слова определить о чем идет речь и записать это слово по горизонтали (слайд5) 1. Год кончает, зиму начинает( декабрь) 2.Зимой на улице очень….(холодно, холод) 3.Как по – другому сказать, зимой на улице лютый….(мороз) 4.Ночью на небе светит..(месяц) 5. как называется второй месяц зимы (январь) 6.Самый короткий месяц (февраль) - Какое слово – лишнее. Почему? Объясни. - Какое слово получилось по вертикали?) ( Корень)
Организует устный коллективный анализ учебной задачи. фиксирует выдвинутые гипотезы, организует обсуждение - Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем? ( Корень есть у любого растения (подземная часть), у зуба, волоса, корень есть у слова - Для чего они нужны? Какой вывод можно сделать? (Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Это очень важная часть дерева, зуба, волоса.) Главная часть слова. - Это главная часть родственных, однокоренных слов. - Какие слова мы называем родственными? (общее значение, одинаковый корень) - Именно в корне содержится лексическое значение слова. - Как распознать родственные слова? проблема Тема урока: Корень .Родственные слова
Цель урока: учиться распознавать родственные слова
Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о корне.
Организует учебное исследование для выделения понятия
- Кто по модели сможет рассказать, что такое корень? (правило) уч. с95 правило в учебнике читает ученик - Хотите узнать что – то новое ? - Послушайте одну историю - Вы кто такие? - Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята. -А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница! (по С. Иванову) (слайд) - Родня ли гусеница гусю? Кто как считает? Объясни. Для дальнейшей нашей работы нам нужно составить план работы.
-1.Выделить группу однокоренных слов 2.Находить и исправлять ошибки 3.Применять знания 4. Вывод (алгоритм)
Контролирует выполнение каждой операции (пошаговый контроль) Откройте учебник на с. 95 упр. 159 Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень Как найти корень слова? Памятка (алгоритм): 1 шаг: смотрю значение слова 2 шаг: подбираю родственные (однокоренные) слова 3 шаг: выделяю общую часть – корень.
Оцените свою работу (прогноз) - Проверим по эталону ( самооценка) -По какому признаку вы выделили слова в группы? (имеют одинаковую общую часть, близкие, схожие по смыслу) - Проверьте по эталону ( слайд 7) - У кого оценка совпала с реальной? - Кому нужно поработать над темой?
Физкультминутка
Организует коррекционную работу
- Для следующего задания предлагаю вам поработать в паре 1 вариант: нос ,носильщик, носатый, носик 2 вариант: смелость, смелый, храбрый, осмелел - Найдите лишнее слово и зачеркните его. - Проверьте у соседа по парте. Оцените работу. - Объясните ваш выбор. Физкультминутка для глаз - Для работы в группе я приготовила вам следующие задания. - Давайте вспомним правила работы в группе
- Всем группам предлагаю одинаковые правила работы с заданиями: 1. Прочитайте задание. 2.Выполните задание. 3.Сделайте отчет группы. Задание для группы №1. - Подберите родственные слова с корнем – сад –
- Напишите их и приклейте к дереву.
- Докажите правильность своего ответа.
Задание для группы №2.
- Подберите однокоренные слова к корню мороз-.
2.Напишите их и приклейте к снежинке. 3.Докажите правильность своего ответа.
Задание для группы №3. - Найдите однокоренные слова к слову гора (возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью):
- Приклейте их на рисунок.
- Докажите правильность своего ответа.
- Где мы сможем применить свои знания? ( образовывать новые слова, разбирать по составу, при написании сочинений, составлении текстов, быть грамотными…) ( в самостоятельной работе)
Контрольно – оценивающая деятельность
1. Определите, какой уровень трудности вы выберете.( слайд9) 2. Запишите слова. 3.Оцените работу.
1 уровень -2б -Запиши однокоренные слова в 2 столбика. Лист, хвостик, хвостатый, листочек, хвост, листопад. 2 уровень -3б. Запиши слова, подчеркни лишнее слово: а) домашний, дом, домино, домовой; б) водить, водица, водяной, вода; в) говор, разговор, воришка, говорит. 3 уровень -4б. -Подберите однокоренные слова в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. а) холод- ..., ..., ... . б) свет- ..., ..., ... . в) лень - ..., ..., ... -Оцените свою работу. Сколько баллов поставили? - Проверьте по эталону.
- На все вопросы нашего плана мы ответили и сейчас нам предстоит сделать вывод. Вывод: как распознать родственные слова? Построим алгоритм: 1. Близкие по смыслу 2.Имеют общую часть – корень
( образовывать новые слова, разбирать по составу, при написании сочинений, составлении текстов, быть грамотными…)
Рефлексия: - Кому на уроке было интересно узнать что – то новое? - Какие трудности вы испытывали на уроке? - Какое задание показалось самым трудным? За что ты можешь себя похвалить?
Оцените свою работу на уроке.(светофор)
- Спасибо за урок!
-
.
| фронтальная
Игра «Отгадай слово»
Коллективная
Коллективная Индивидуальная ( у доски) – 2 ученика
парная
Работа в группах
| Вовлеченность учащихся в учебную деятельность
Выполняют задании е, находят закономерность
Пробуют применить прежние знания в новой ситуации, ищут способы решения проблемы, анализируют, делают выводы, самостоятельно выводят тему урока, делают логические умозаключения по теме урока
Фиксируют в модели выделенные связи и отношения
На основе практических действий учащиеся выбирают способ решения учебной задачи, выводят алгоритм.
Проговаривают правило вслух
Дети анализируют и находят правильный выход. Отработка операций , в которых допущены ошибки
| выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
- постановка и решение проблемы;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов моделирование,схемы
Конструируюи новый способ действий,формируют понятия
Осуществляют работу по выполнению
заданий упр.
Отработка операций, в которых допущена ошибка
Выполняют, контролируют, оценивают результат
| формирование умения слушать и слышать.
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Участвуют в обсуждениисодержания материала
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Используют речь для регуляции своего действия
Рефлексия своих действий
| нацеливание на успешную деятельность
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно
Осуществляют самоконтроль; принимают и сохраняют учебную цель и задачу
- составление плана и последовательности действий.
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.,осуществляют самоконтроль
Осуществляют самоконтроль
Осуществляют самоконтроль
Пошаговый контроль по результату
Самопроверка
Контроль по результату
Пошаговый контроль по результату
|