Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."
план-конспект урока (2 класс) на тему

Ревуцкая Ирина Петровна

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;

  • создать условия для развития орфографической зоркости;
  • содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения; продолжить работу по развитию речи;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • воспитание любознательности при получении знаний и интереса к изучению родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_rus_2kl_ur68.rar92.28 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Урок 68 (55).

Тема:  Распознавание однокоренных слов.

  • Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;
  • создать условия для развития орфографической зоркости;
  • содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения; продолжить работу по развитию речи;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • воспитание любознательности при получении знаний и интереса к изучению родного языка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Вот и  прозвенел звонок,

Начинаем наш урок,

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнемся вместе с вами,

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Чистописание написание буквы Ж

На что похожа эта буква(снежинка), дайте характеристику букве и звуку.

А снежинки когда бывают зимой?

Вот сегодня на уроке вас ждут зимние задания

  Разгадывание кроссворда

1.Словно в белый пуховик

   Нарядился... (снеговик).

2.Мелкий снег. (Снежок).

3.Внучка Деда Мороза. (Снегурочка).

4.Тихо, тихо, как во сне

   Падает на землю... (снег).

5.Тонкий слой ледяных кристаллов на ветвях деревьев. (Иней).

6.Небольшая птичка с красной грудкой (Снегирь).

-КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ ПО ВЕРТИКАЛИ? (Корень).

-Все ли слова получились однокоренные? Почему?

  1. Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями и от слов с похожим значением).

Опрос с опорой на домашнее задание.

– Что такое корень слова?

– Что такое однокоренные слова?

-Выписать в тетрадь из кроссворда только однокоренные слова, выделить корень (самостоятельная работа).

        Слайд (проверка).

-Какое слово не выписала? Почему?

Опрос с опорой на домашнее задание.

– Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?

Самостоятельно допишите однокоренные слова с корнем  -снеж-.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Фронтально

(парная работа).

самооценка

Фронтально

самостоятельная работа

самооценка

проверка фронтально

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

1  3  3

– А теперь послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?»

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Валя валит...       (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

– Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один корень -кол-. (Разное значение, нельзя объяснить через какое-то одно из них.)

– А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит.)

-Помогите снеговикам  построить горку из родственных слов, выдели корень

 

ж

и

 

 

 

н

я

 

 

 

н

и

к

 

 

 

н

и

ц

а

Зима пригласила в гости своих друзей  холод и мороз. Помогите расселить гостей по домам. Запись в тетрадях по рядам. Проверка.

зима                    мороз                  холод

Зимушка, зимний,  холодильник, холодок, заморозки, морозец, зимовать, морж, разминка, похолодало, морозный, сосулька, лёд.

-Кто из гостей остался на улице? Почему?

1 уровень  Найти лишние слова, объяснить.

вода                        светлый               лист

водный                  свет                       листочек

водитель               светить                 листопад

водичка                 светло                   лисий

проводник            светлячок            листик

водоём  

2 уровень. Вставь пропущенные слова, выдели корень.

Мой папа заядлый ______________ . Он может поймать и маленькую  ______________, и большую __________________ . Папа приносит _________ домой, а мама варит _________________ суп.

3 уровень. Выделить корень. Дописать 2 родственных слова.

Море, моряк, морской, приморский, заморский, _________________ , _____________ .

Проверка.

фронтально

самооценка

работа в парах

самооценка

разноуровневая работа

самооценка

групповая

работа у доски

самооценка

самооценка

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

3  5  3  1

3. Словарно-орфоэпическая работа.

На доске записаны слова:

Алфавит, арбуз, магазин, звонит, звонят, позвонишь, позвонят.

– Запишите слова. Поставьте ударение.

– Проверьте себя по учебнику. Учитель может сам указать, где искать нужный материал: «Произноси эти слова правильно», а может организовать поиск.

– Где мы обычно находим в учебнике справочные материалы? (В конце книги.)

– Пролистайте учебник в конце и найдите название памятки, которая может вам помочь.

– Как называется эта памятка? Найдите и прочитайте в учебнике те слова, которые у вас записаны.

– Что вы заметили общего в постановке ударения в этих словах? (Ударение падает на последний слог.)

– Назовите слова, которые обозначают предметы. Поставьте к ним вопрос. Подчеркните букву безударного гласного. Можно ли её проверить? Как называются такие слова? (Словарными.)

– Прочитайте правильно остальные слова (звонит, звонят, позвонишь, позвонят). Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

– Подчеркните букву безударного гласного в корне. Можно ли её проверить?

самостоят. работа

самооценка

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Сегодня мы закончили тему «Корень слова». Что узнали? Проверьте свои знания.

Тест.

Выберите правильный ответ:

1.Корень это:

а) общая часть родственных слов;
б) общая часть слов.

2. Родственные слова это:

а) слова, которые сходны по смыслу;
б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

  1. В какой строчке корень выделен правильно?

а) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить;
б)
Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.

  1. Подчерните лишнее слово:

Летать, лето, летчик.

самооценка

V. Домашнее задание.

подобрать однокоренные слова1в. (зима, составить 2 предложения; 2в. (снег, составить 2 предложения)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс, "Предлоги со словами" ( по Л.В.Занкову, на основе сказки "Книга мастеров")

Урок по русскому языку, на этап получения новых знаний по теме предлоги. Урок построен по программе развивающего обучения Занкова. В процессе урока дети вместе с героями сказки и учителем получают алг...

конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Части речи-глагол"

Цель урока: Знакомство с понятием части речи - глагол....

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

План конспект урока по русскому языку 2 класс тема: Части речи.

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема Части речи....