Предмет: русский язык Класс: 2 Тема урока: Учимся писать разделительный твёрдый знак.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шевцова Татьяна Николаевна

Урок русского языка построен в соответствии с технологией деятельностного метода обучения, с применением поисковых методов обучения и приемов, с использованием разных форм организации деятельности (фронтальной, индивидуальной, в парах, групповой).   Задания для учащихся строятся таким образом,  чтобы они, при изучении нового материала,  опирались на   ранее изученные способы разрешения проблемных ситуаций на уроке. На уроке используются методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заочный  областной конкурс «ФГОС в действии. Мой новый урок.»

Автор урока  Шевцова Татьяна Николаевна

Должность :учитель начальных классов высшей категории, «Отличник народного просвещения»
Место работы,: МОУ «СОШ №2 г. Ершова Саратовской области»,

Электронный  адрес: lykovenko@mail.ru

Предмет:  русский язык

Класс: 2

Автор УМК: Н.Ф.Виноградова

Учебник «Русский язык» 2 класс, под редакцией С.В.Иванова, 2012г.

Тема урока: Учимся писать разделительный твёрдый знак.

Тип урока:     открытие нового знания.

Цели:

 Деятельностная цель:

 - формирование умения правописания разделительного твёрдого;

Содержательная цель:

 - усвоение алгоритма работы с  разделительным твёрдым знаком;

Задачи:

 - формировать умение правильно писать слова с  разделительным    твердым знаком;

 - составить  алгоритм правописания разделительного твёрдого знака;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык;

 - воспитывать культуру учебного труда.

Образовательные: путём наблюдения, сравнения ввести правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком.

Развивающие: способствовать развитию  орфографической  зоркости, словесно-логического мышления,  наблюдательности, памяти;  умению рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

Формирование УУД:

- личностные: положительное отношение к процессу познания; применение правил делового сотрудничества; адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия,

- регулятивные:  оценивание  и  корректирование деятельности, постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно; составление плана действий  (с помощью учителя);  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка (самооценка) – осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;  умение вносить  необходимые дополнения  и  изменения, корректировать результаты работы;

- познавательные:  воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; нахождение дополнительной информации;  умение высказывать предположения; обсуждение проблемных вопросов; выполнение знаково-символические действия (моделирование) для  выделения существенного,  структурирование  знания для построения речевого высказывания в устной форме; построение логической цепи рассуждений с опорой таблицу, схему-опору; выдвижение  гипотезы,   их обоснование/опровержение;

                             - коммуникативные:  участие в учебном диалоге и построение монологического высказывания; умение  работать в паре, группе.

Оборудование урока: 

У учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя, плакат ы – карточки, формата  А3, заготовки листов для творческой работы.

У учащихся:  карточки из приложения 4.

  1. Учебник «Русский язык» 2 класс, в 1 часть, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012  (авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова)
  2. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 класс, в 1 часть, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012 (автор: М.И.Кузнецова)

Информационные источники:

1. Учебник «Русский язык» 2 класс, в 1 часть, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012  авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова)


  2.  Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам/ авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова – 3 изд., перераб. -  М.: «Вентана – Граф», 2012, - 512 с.  

Сценарий  урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Формируемые  УУД

1. Организационный момент. 

2 мин

Добрый день,  дети! Я рада вас всех видеть на уроке и хочу, чтобы наш урок был полезным и интересным.

Этот урок будет не совсем обычным.

Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 45 минут вы превратитесь в научных работников исследовательского отдела.  А я, с вашего разрешения, буду председателем научного совета. Вы согласны?

 Нам предстоит решить много трудных, но интересных задач. Проверьте готовность к  исследовательской работе.

Участвуют  в диалоге

(Ответ. Да.)

Проверка готовности рабочего места. Контроль/самоконтроль позы учащегося за партой.

Коммуникативные УУД: понимать другие позиции (взгляды, интересы).

Личностные  УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; выражать положительное отношение к процессу познания.

2.Чистописание.

4 мин

1. Начнём  работу с производственной гимнастики

Нашим пальчикам приятно

Делать каждый день зарядку!

В кулачок мы их сожмём,

По порядку разогнём.

Каждый пальчик мы погладим

Правильно за партой сядем.

Все поправим мы тетрадь,

Все  готовы в ней писать.

2. Выполним совместно первое задание. Оно будет следующим. ( Слайд 2)

  Назовите буквы, которые вы будете писать.

  Какую задачу мы поставим перед собой?

   

  Приступите к выполнению задания.

 

  Рассмотрите соединения букв: съя, въе, тъё, тье, вьи. ( Слайд 2, по щелчку)

  Как надо писать соединения данных букв?

  Правильно. При выполнении задания уделите этому  особое внимание.

 

 Сравните каждое написанное вами соединение с образцом.

Как вы считаете, справились ли вы с заданием?

Подчеркните те соединения букв, которые написаны правильно и красиво.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

(Ответ. Ъ,ь)

(Ответ. Упражняться в написании отдельных букв, соблюдая наклон, параллельность, высоту и ширину букв.)
Пишут буквы ъ,ь до половины строки.

(Ответ. Безотрывно.    Соблюдать все правила письма, уделить внимание верхнему и нижнему соединению букв.)

Пишут соединения букв: съя, въе, тье,вьи до конца строки.

Сверяют с эталоном.

Анализируют и оценивают свою работу.

Подводят итог работы.

Личностные УУД. Применение   правил делового сотрудничества

Регулятивные УУД. Принимать  и сохранять учебную задачу.

ПознавательныеУУД. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Познавательные УУД. Формирующие умственные операции

КоммуникативныеУУД.

Участвовать  в учебном диалоге.

Регулятивные УУД.

Соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном.

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (Проводится   на основе словарной работы.) 

4 мин

Прежде чем начать исследовательскую работу, необходимо повторить и обобщить изученный материал.

  На слайде вы видите снимки. ( Слайд 3)

  Давайте попробуем поставить учебную задачу на данном этапе работы?  Кто готов  озвучить её?

 

 

 Какие орфограммы встретились в словах?

  В какой части слова написан разделительный мягкий знак?

   Перед какими буквами он написан и что показывает?

Давайте вспомним, что  в русском языке есть еще один разделительный знак. Какой?

(Ответ. Обозначить  словами картинки и записать эти слова.)

Записывают слова: воробьи, соловьи, семья, платье, деревья.

(Ответ. Безударные гласные в корне слова и разделительный ь.)

(Ответ. Он стоит  после корня.)

Разделительный мягкий знак стоит перед е,,и,я  и указывает, что эти буквы обозначают два звука.)

(Ответ. Разделительный  ъ.)

Личностные УУД. Применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные УУД. Ставить, принимать  и сохранять учебную задачу.

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. 

  

Познавательные УУД. Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов);

 сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.

Коммуникативные УУД.

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности.  

5 мин

Пользуясь правом председателя учёного совета, предлагаю начать работу.  Я надеюсь, что вы проявите все свои знания, умения, будете работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.

Сейчас нам предстоит рассмотреть предложение. 

За обедом я сел к столу и быстро всё … .

(Слайд 4)

Устно дополните  предложение недостающим словом и сделайте его транскрипцию.

Какими буквами вы обозначите  звуки этого слова?

 

Какое слово получилось?

 Это слово соответствует данному предложению?

Что нужно сделать, чтобы правильно записать слово «съел»?

Какими буквами можно отделить согласный от гласного?

Вы знаете, какую из этих букв выбрать?

 

Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

Составляют транскрипцию:

   [ с й´э л ] (Слайд 4 по щелчку)

 (Ответ. Обозначим так:

[с]     - с,

 [й´э] – е,

 [л]     - л )

(Ответ. Сел.)

(Ответ. Нет.)

(Ответ. Отделить согласный от гласного.)

(Ответ. Разделительным ь или ъ.)

Фиксируют индивидуальное затруднение.

(Ответ. Нет.  Мы  знаем, что в словах «льёт», «друзья», «крылья» пишется разделительный Ь, но не знаем, когда нужно писать разделительный ъ.)

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

(Ответ. Нужно узнать, когда в словах пишется разделительный ъ?)

Личностные  УУД: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные УУД.

  Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД.

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

5. Реализация проекта.

10 мин

Предлагаю всем участникам совета исследовать правописание разделительного твёрдого знака. Работать будем по отделам. Каждый исследовательский отдел изучит поставленную перед ним задачу.

Придерживайтесь рекомендаций к выполнению работы в отделе. (Слайд 5)

Каждый исследовательский отдел получает плакат- карточку , формата  А3.

(Приложение 1, 2, 3)

(Работа в группах.)

  Итак, слово предоставляется исследователям 1-ого отдела.

  Предоставляется слово 2-ому исследовательскому отделу.

  Предоставляется слово 3-ему  исследовательскому отделу.

Предлагаю все результаты исследования обобщить и  сделать вывод, когда в словах пишется разделительный твердый знак.

Для этого каждый отдел разобьётся на группы по 2 человека. Каждая пара из предложенных карточек

 (Приложение 4) составит схему     «Когда надо писать разделительный Ъ ».     (Работа в парах).

    Результатами своей работы с нами поделятся …  (учитель для ответа вызывает одну пару к доске).

Уважаемые коллеги,    внимательно слушайте выступление сотрудников, сверьте свою схему с отчётом у доски. Будьте готовы дополнить их ответ.

 Есть ли вопросы, дополнения  к  выступившим сотрудникам ?

 

Как же мы ответим на вопрос «Когда надо писать  разделительный Ъ »?

(В случае затруднения учащимся можно предложить продолжить фразу: «Разделительный твёрдый знак пишется …»)

   

  Сравним свой вывод с выводом из учебника.

  Отличается наш вывод от правила в учебнике?

Читают правила работы в группе.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Работают по группам.

Ученики прикрепляют плакат №1 к доске и, комментируя ход своих рассуждений, делают вывод: «В ходе наблюдений  мы выяснили,  что  разделительный твёрдый знак  пишется в словах  после приставки».

Ученики прикрепляют плакат №2 к доске и, комментируя ход своих рассуждений, делают вывод: «В ходе наблюдений  мы выяснили,  что приставка в словах с разделительным твёрдым знаком оканчивается на  буквы согласных звуков »

Ученики прикрепляют плакат №3 к доске и, комментируя ход своих рассуждений, делают вывод: «В результате исследования мы выяснили,  что разделительный твёрдый знак пишется перед  гласными буквами  е, ё, ю, я».

Работают в парах.

На классной доске вызванные ученики составляют схему:

Сверяют свои схемы-опоры с ответом у доски. При необходимости вносят поправки, дополнения.

С помощью учителя формулируют правило.

Читают правило по учебнику  с.  158. Сравнивают.

(Ответ. Вывод совпадает с правилом в учебнике.)

Личностные УУД.

Применять  правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные УУД.

 Оценивать  весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»),

  принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД.

Выявлять  особенности (качества, признаки) разных объектов);

 сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам;

выявлять сходство и различия;

 высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД.

Воспринимать  текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Личностные УУД. Применять   правила делового сотрудничества.

Регулятивные УУД.

Выполнять знаково-символические действия (моделирование) для  выделения существенного.

Регулятивные УУД.

Вносить  необходимые дополнения  и  изменения

 в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные УУД.

Уметь  выделять и осознавать  то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

осознавать качество и уровень усвоения.

6. Физминутка.

2 мин

Наступил технический перерыв.

Его мы проведём вместе с твёрдым знаком. (Слайд 6)

Делают физминутку.

7. Первичное закрепление.

Научное открытие лишь тогда имеет значение, когда его умело применяют в практической жизни.

Работникам каждого отдела предстоит показать, как полученные ими знания о правописании ъ они будут  применять на практике. (Слайд 7)

Докажите,  может ли после данных приставок  стоять разделительный твёрдый знак.

Подведите итог работы. (Слайд 8)

Объясняют, после каких приставок может стоять ъ, а после которых нет.

Называют приставки, после которых может писаться ъ

Личностные УУД. Применять   правила делового сотрудничества.

Регулятивные УУД.

Принимать  и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД.Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Предлагаю продолжить работу по применению правила о написании ъ и провести эксперимент. Нам предстоит изучить корни слов, перед которыми может стоять разделительный твёрдый знак.

Каждый отдел выпишет только те слова, перед корнем которых можно писать Ъ. (Слайд 9)

Поменяйтесь своими работами. Совместно обсудите, правильно ли

выполнено задание.

Теперь, давайте подумаем, как мы должны работать с данной орфограммой?

 Предлагаю поработать  в рубрике «Учимся применять правило»

 ( учебник с. 158).

Всегда ли после приставок пишется разделительный твёрдый знак?

Покажем на практике  эффективность применения данного алгоритма и

выполним задание (Слайд  10, 11)

Работают в группе.

Анализируют и оценивают свою работу и работу

одноклассников.

(Ответ. Составим алгоритм работы.)

Работают по учебнику с. 158 и совместно с учителем рассуждают:  

об+ехал

Выделю приставку об.

Приставка заканчивается на букву согласного звука б .

Корень начинается с буквы е.

Значит,  в слове  объехал надо писать ъ.

Совместно с учителем выделяют опорные слова для алгоритма:

Выделю приставку __ .

Определю с какой буквы начинается корень ___ .

Сделаю вывод.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Применяют алгоритм написания разделительного ъ. Представители отделов поочерёдно выполняют задание.

Познавательные УУД.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД.

Уметь  выделять и осознавать  то, что уже

усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

Регулятивные УУД.

Осваивать   способы итогового, пошагового контроля по результату

Регулятивные УУД.

Выполнять знаково-символические действия (моделирование) для  выделения существенного

Коммуникативные УУД.

Воспринимать  текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения,

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:  определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Регулятивные УУД.

Осваивать   способы итогового, пошагового контроля по результату.

8. Физминутка.

2 мин

Твердый знак - нужный знак!

И узнать его - пустяк!

За приставкой он стоит,

Ничего не говорит.

 А за ним е, ё, ю, я -

Его лучшие друзья.

Делают физминутку.

9. Самостоятельная работа.

6 мин

Давайте убедимся, что вы усвоили данный алгоритм, и выполним практическое задание:  тетрадь на печатной основе

с. 86 упр.3

 1 отдел – 1 столбик;

2 отдел –  2 столбик;

3 отдел –  3 столбик.

 О какой орфограмме мы говорим на уроке? 

 

Для чего нужен данный алгоритм?   

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

 

(Ответ. О правописании разделительного твердого знака.)

(Ответ. Он помогает пошагово проверить написание слов с разделительным твёрдым знаком.)

Регулятивные УУД.

  Принимать  и сохранять учебную задачу.

 

Осваивать   способы итогового, пошагового контроля по результату 

Познавательные УУД.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Прочитайте слова с разделительным твёрдым знаком.

Назовите слова, в которых разделительный твердый знак не пишется.

Есть ли вопросы, дополнения или поправки  к  выступившим сотрудникам наших научных отделов?

Итогом нашего заседания будет выполнение творческого задания. Работаем по учебнику с.159 упр. 2  

Фронтальная проверка упр.3.

Выполняют самопроверку .

Выполняют задание самостоятельно на отдельных листочках.

 После фронтальной проверки выставляют себе оценку за  выполненную работу.

Регулятивные УУД.

Уметь  выделять и осознавать  то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

осознавать  качество и уровень усвоения.

Регулятивные УУД.

Вносить  изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД.

Воспринимать  текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте необходимую  информацию .

КоммуникативныеУУД.

Участвовать  в учебном диалоге.

Итак,  исследование по теме «Когда надо писать разделительный твердый знак» предлагаю закончить.  

 Выношу на обсуждение проект решения. (Слайд 12)

Решение:

1. Продолжать изучение темы «Когда надо писать разделительный твердый знак».

2. Знать и правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.

3. Принять участие в практической работе по теме «Различаем разделительные Ь  и Ъ».

Прошу проголосовать. Кто «За»? «Против»?

Решение принято.

Заседание учёного совета по исследованию темы  «Когда надо писать разделительный твердый знак» предлагаю считать закрытым.

Слушают решение.

Голосуют.

10. Итог урока.

1 мин

Мы закончили урок-игру «Заседание учёного совета». Вы хорошо справились с ролью  научных сотрудников, выполнили все задания.

  Какую проблему мы исследовали?

   Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак? (Слайд 13)

Отвечают на вопросы учителя.

КоммуникативныеУУД.

Участвовать  в учебном диалоге.

Регулятивные УУД.

  Осуществлять итоговый контроль деятельности.

11. Рефлексия.

2 мин

   Закончите предложения:

  • Я научился…..
  • Было интересно….
  • Было трудно…..
  • Могу похвалить себя за то, что…
  • Я могу похвалить одноклассников за то, что ….
  • Мне показалось  важным….

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

9.Домашнее задание.

1 мин

Тетрадь: с.72 № 1, 2.

Регулятивные УУД.

  Принимать и сохранять учебную задачу. 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)».

Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXIвека». Дети учатся самостоятельно формулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком. Проводится: наблюдение за позиц...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" ( с использованием технологии проблемного обучения)

Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученн...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»

План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», &la...