Конспект урока русского языка на основе технологии проблемного обучения "Разделительный твёрдый знак" 2 класс Шкоа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пакшина Лариса Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkogo.docx88.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность Педагогика и методика начального обучения

Отделение заочного обучения

Практическое задание для зачёта по разделу «Методика изучения орфографии»:

конспект урока русского языка

открытие новых знаний на основе технологии проблемного обучения

Тема: «Разделительный твёрдый знак» 2 класс

Выполнила:

Пакшина Л. А.

Студентка 3 курса ПМНО (ОЗО)

Преподаватель:

Полякова Э. И.

Сыктывкар 2011г.

Тип урока: объяснение нового орфографического правила 

Тема: «Разделительный твёрдый знак»

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить учащихся с правописанием разделительного твёрдого знака в словах и его употреблением на письме, отрабатывать правописание слов с разделительным твёрдым знаком, составить памятку по правописанию разделительного твёрдого знака, учить различать написание разделительного ь и разделительного ъ.

Развивающие и воспитательные: способствовать развитию логического мышления, устной речи, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.; внимания, памяти, орфографической зоркости.  Содействовать воспитанию трудолюбия, воспитывать культуру речи,

Предполагаемый результат урока: знание обучающимися правила написания разделительного твёрдого знака, умение применять его на практике, пользоваться памяткой, различать написание разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака.

Оборудование: ) учебник «Русский язык» Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 3 класс 2 часть, карточки с заданиями, тест, таблички, газета “Буковка”, изображение Незнайки, письмо Незнайки на доске, карточки со словами, памятка на плакате со съёмными буквами, задания для детей на доске, карточки для размещения в газете, красный и зелёный кружок у каждого ребёнка.

1 ряд – Отдел писем.

2 ряд – Отдел новостей.

3 ряд – Информационный отдел.

Использованная литература:

1) учебник «Русский язык» Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 3 класс 2 часть М. «Просвещение» 2006г.

2)сайт: festival@1september.ru

3) поурочные разработки Л. М. Зеленина, М. «Просвещение» 2006г


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручка и тетрадка?

Дети садятся.

2. Актуализация знаний. Создание учебной ситуации.

- Сегодня наш урок пойдет не обычно, а в форме деловой игры. Наш класс делится на три отдела: отдел писем, отдел новостей, информационный отдел. Редколлегии каждого отдела предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Буковка”. Выпуск этой газеты посвящен буковке, которую мы будем писать на минутке чистописания.

– Она не обозначает звука и присутствует в одном из слов, записанных на доске

ПЕЧКА, ОТЪЕЗД, ТЕПЛИЦА, ШТОРКА.

– Какая эта буква? В каком слове она присутствует?

– Итак, тема газеты определена. (на доске вывешивается газета «Твёрдый знак»)

- Напишите одну строчку буквы твёрдый знак.

– Как вы думаете, что знают наши читатели о букве Ъ?

- это буква ъ. она находится в слове «отъезд»

Дети пишут одну строчку.

- она не обозначает звука

3. Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формирование вопроса или темы урока.

- Но мы можем на страницах нашей газеты рассказать о ней гораздо больше. Все задания, которые мы выполняем,  помещаются в газету.

- Каждому отделу придется хорошо поработать, чтобы выпуск был интересным и важным.

Отдел писем

- В редакцию поступило письмо от Незнайки. Он писал диктант и учитель поставил ему плохую отметку. В словах не хватает твёрдого знака. Незнайка  просит помочь ему.

http://festival.1september.ru/articles/560310/img5.jpg

- Куда, как вы думаете можно поставить твёрдый знак? А почему? Будет ли твёрдый знак разделительным?

- Какова тема нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке и поделиться с читателями газеты, помочь Незнайке?

- Спасибо за работу отделу писем.

В течении урока дети вклеивают в газету карточки.

Дети высказываются.

- тема урока «разделительный твёрдый знак», надо научиться правильно писать и употреблять на письме ъ.

4. Исследовательская работа с целью разрешения проблемы. Поиск решения проблемы – открытие новых знаний в поисковой деятельности.

- разгадаем секреты разделительного ъ.

Отдел новостей

На доске слова.

ВЫЕЗД

ОТЪЕЗД

ПЕРЕЕЗД

ПОДЪЕЗД

ПРОЕЗД

ВЪЕЗД

– Разберите слова по составу. Сравните данные слова. Найдите в них общее.

– Назовите различия.

– Это первый секрет Ъ.

Построение на доске схемы.

– Для того, чтобы узнать второй секрет Ъ, то есть перед какими буквами он пишется – выполните задание. Спишите и подчеркните буквы, перед какими пишется Ъ.

ОТЪЕХАЛ

ПОДЪЕМ

ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Схема.

http://festival.1september.ru/articles/560310/img6.jpg

– Назовите эти буквы.

– Это второй секрет Ъ.

Вывод: Какие же новости вы донесете читателям о Ъ?

Спасибо отделу новостей!

Работа с учебником: с. 14

Чтение правила в учебнике (самостоятельно).

– А почему Ъ называется разделительным?

– С какой буквой он имеет много общего?

Физкульт-минутка:

Я буду диктовать слова с приставками, после которых в одних случаях Ъ пишется, а в других не пишется. Ъ пишется – поднимаете руку.

СДЕЛАТЬ. ОТЪЕХАТЬ. ОТДАТЬ. СЪЕХАТЬ, ПОДПЛЫТЬ,

ОБЪЯВИТЬ, РАЗБИТЬ, ОБЪЕХАТЬ, СЕСТЬ, СЪЕСТ.

Отдел информации

- ребята из отдела информации приготовили вопросы для вас и для меня.

1 ученик: В словах, в которых пишется Ъ слышится звук [ j ].

Было СЕЛИ, стало СЪЕЛИ
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновник?

2 ученик: Как написать слова, чтобы согласные приставки не сливались при чтении с гласными, не получилось СЕЗДИТЬ вместо СЪЕЗДИТЬ, СЕЛ вместо СЪЕЛ.

-  Твердый знак занимается подсказками, если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласную, то перед буквами Е, Ё, Ю, Я спрятан [ j ]. Например: съехать, объявление. В этих случаях Ъ называют разделительным: подсказчик разделяет приставку и корень.

-  А еще Ъ встречается в иностранных словах типа: инъекция, объект. В остальных случаях пишется Ь.

Спасибо отделу информации.

Дети разбирают у доски.

- Существительное, однокоренное с корнем ЕЗД, нулевое окончание, есть приставка.

- в первом столбике слова, в которых приставка оканчивается на гласную, а во втором на согласную.

Дети записывают в тетрадь и подчёркивают.

Дети называют.

- ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

Дети читают.

- он показывает, что буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

- с буквой ь.

- (хором): Твердый знак!

5. Первичное закрепление новых знаний. Тренировочные упражнения развивающего характера.

- Вернёмся в раздел писем. Сможем теперь помочь Незнайке исправить ошибки? Исправьте ошибки, объясните почему так нужно записать.

– А сейчас задания для каждого отдела. Что вы узнали о Ъ? Чем можно поделиться с читателями?

Отдел писем

– Ответьте на письма читателей, используя пословицы (допишите, выделяя орфограмму). Объясните смысл пословицы.

На доске:

  • Чует кошка, чье мясо… .
  • Чтобы рыбку … , надо в воду лезть.

Отдел новостей

– Спишите, вставив разделительный твердый знак.

Карточка: Под…ход, под…езд, раз…яренный, по…яснил, под…ем, с…есть.

Выделите приставки.

Отдел информации

– Отметьте знаком (+) слова с разделительным Ъ.

1. Обез…яна.

2. Об…ект.

3. Об…яснение.

4.От…езд.

5. Осен…ю.

6. От…ехать.

7. Гост…я.

8. Об…ятие.

9. Крыл…цо.

Проверка. Объясните правописание Ъ.

Ученик из “Отдела писем” дописывает пословицы на доске. Объясняют значение половиц.

“Отдел новостей”

– Я читаю слова, если в нем есть Ъ, вы показываете красный кружочек, а если нет Ъ – зеленый. Объясните почему.

“Информационный отдел”

– Назовите слова, напротив которых вы поставили + . (Отъехал, объявил, объединить). Объясните почему.

Дети исправляют ошибки на доске, заменяя слова.

Дети выполняют задания.

- дети проверяют.

Дети объясняют.

6. Творческая работа по применению полученных знаний на практике. Работа по развитию устной и письменной речи.

 - Рассмотрите карточку. Вставьте разделительный твёрдый знак там, где это нужно. Объясните значение выражений, подберите синоним и антоним. Соедините синоним красной линией, а антоним –синей.

 http://festival.1september.ru/articles/560310/img7.jpg

- В какие слова вставили разделительный ъ? Почему? Что вставили в слово «разольёшь»? Почему?

- Объясните значение выражений. (если дети затрудняются, учитель зачитает из фразеологического словаря)

- Назовите какие синонимы подобрали к этим выражениям? Антонимы?

Дети работают по карточке.

- объелся и съел. В слово «разольёшь» вставили разделительный мягкий знак, он пишется после согласной, перед гласными е, ё, ю, я, и.

Дети отвечают.

7. Итоговая рефлексия.

– А сейчас в нашей газете поместим тест по изученной теме “Проверь себя”.

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласную букву,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласную букву.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, е,

б) ю, я, е, ё,

в) о, ё, ю, у.

Ключ: 1а, 2а, 3б.

– У кого все правильно, покажите красный кружок, если одна ошибка – зеленый.

- Когда пишется разделительный Ъ?

- Новый номер газеты “Буковка” подготовлен к выпуску. Теперь надо привлечь внимание к газете. Готовим рекламу.

Реклама.

  • Кому адресована газета?
  • Почему ее необходимо прочитать?
  • О чем вы узнаете, прочитав газету?

Объяснение домашнего задания.

Задание на карточке.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Отец об…явил об от…езде. Маш…на (под)к…тила (к)под…езду. Все сели по м…стам. Мы от…ехали (от)гор…да и под…ехали (к)реке. (За)р…кой в…днелас… необ…ятная равнина. Вот и с…ло. Нас встретила тетя (М, м)ар…я. Мы бросилис… в ее об…ятия.

Выучите правило.

Творческое задание.

Чтобы наша газета была красочной, нарисуйте картинку, чтобы в подписях к ним были слова с Ъ.

Например:

  • съедобный гриб
  • взъерошенный воробей
  • подъемный кран
  • съежился от холода
  • разъяренный хищник

Всем спасибо за работу!

Дети выполняют задания теста.

Дети вспоминают правило.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по ФГОС + презентация "Имя существительное" для 3 класса "Школа России"

Сценирование урока средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Подробное описание урока с презентацией....

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разн...