Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" ( с использованием технологии проблемного обучения)
план-конспект урока по русскому языку по теме

Шестакова Наталья Васильевна

Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученных в учебном процессе.

Суть проблемного обучения в том, чтобы создавать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности учащихсяв поисковой деятельности с усвоением  необходимых знаний.

В представленном уроке по русскому языку «Правописание слов с разделительным твердым знаком»  использована технология проблемного обучения, где созданы условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовых знаний, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают удивление, затруднения и начинают поиск решения, открывая для себя новые знания самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование в учебном процессе технологий проблемного обучения

Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученных в учебном процессе.

Суть проблемного обучения в том, чтобы создавать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности учащихсяв поисковой деятельности с усвоением  необходимых знаний.

В представленном уроке по русскому языку «Правописание слов с разделительным твердым знаком»  использована технология проблемного обучения, где созданы условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовых знаний, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают удивление, затруднения и начинают поиск решения, открывая для себя новые знания самостоятельно.

На данном уроке использованы различные приемы создания проблемных ситуаций такие как: изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, подведение школьников к противоречию с предложением им самим найти способ его разрешения, побуждение ребятсравнивать,обобщать, сопоставлять факты, делать выводы из разрешенной ситуации. Такое обучение способствует лучшему и более прочному усвоению данной орфограммы, так как ученики добывают знания в ходе активного поиска.

Урок  русскому языка по теме: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»

На уроке использована технология проблемного обучения

Цель: познакомить детей с орфограммой «разделительный Ъ  знак», научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ.

Задачи:

Образовательные: 

  1. развить умение писать слова с разделительным  Ъ знаком,
  2. научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ,
  3. научить образовывать однокоренные слова с ъ знаком,
  4. развивать орфографическую зоркость,
  5. обеспечивать более прочное усвоение знаний;

Развивающие:    

  1. развитие логики, мышления,
  2. закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства.

Воспитательные:  

  1. формирование интереса к русскому языку,
  2. способствовать воспитанию  саморазвивающейся  личности,
  3.  развивать умение детей работать в  коллективе.

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя и учащихся.

Время. Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы.

Примечание.

1.Организационный
момент.

1. Приветствие.
2. Запись даты урока в тетрадь.

1-2 мин

 

2. Повторение
изученного
материала.

1. Каждая из двух девочек утверждает, что в её имени пишется разделительный  знак. Так ли это? Что поможет это доказать?
Ольга, Дарья.
Сравнивается транскрипция написания этих слов.
(В одном слове появляется  звук й, который разделяет  согл. зв . от гл. зв.)
    (нет слияния)
[Ол’га ] -ь обозначает мяг. согл. зв.
[Дар’й’а ]– разделительный ъзнак.

2. Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.
Схема, (устно - пауза)

Создание проблемной ситуации.
Предъявление ученикам противоречивых мнений
.
3 мин

 

 

 

 

 

 

На доске - схема написания разделительного Ь знака.

3. Определи  тему
урока.
(«Разделительный Ъ знак»)

3.-  Найдите лишнее слово. Объясни почему?
       Подъём, разъяснение,
       объедки,  друзья, подъезд.
-  По оставшимся словам  определите, что сегодня мы будем изучать на уроке?
-
Разделительный Ъ знак.

Создание проблемной ситуации.
1 мин

 

4. Гимнастика для глаз.

Выберите любую понравившуюся линию и
проследить глазами по ней несколько раз.

Здоровьесберегающий
подход
1 мин

Выполняют сидя.

4. Объяснение написания
разделительного Ъ
знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физкультминутка

1. Перед вами слова и их транскрипции.
В _юнок в_ехал
[в’й’унок]        [в’й’эхал]
А) - Что вы заметили в транскрипции?
    (есть звук [й’] и стоит он  после согласного зв.)
- Что из этого следует?
- Нужно писать   разделительный знак.
I секрет написания ь и ъ знака.
Б) В русском языке два разделительных знака – Ь и Ъ
Какой из них, куда будемписать? Хочу вам помочь.
В) Рассмотрите внимательно два столбика слов и запишите их в тетрадь.
Что заметили? Какой возникает вопрос?
(Почему?)
     семья              отъезд
     прутья           подъехал
     воробьи          объелся
     обезьяна         съедобные
(Варианты ответов.)
Если нет правильного ответа, необходимо предложить разобрать слова по составу.
Какой вывод сделаем?
Вставим ь и ъ в слова в_юнок, в_ехал.
II секрет написания Ъ

Кто внимательный?

  1. Если в слове есть разд. Ь –

выполняем поворот туловища влево.

  1. Если в слове есть разд. Ъ –

выполняем поворот туловища вправо.

  1. Если в слове есть разд.Ь. –

поднимаем руки вверх.

  1. Если в слове есть разд. Ъ – руки не поднимаем.

Г) Сравните слова.
поехал         съехал
 заехал        въехал
переехал      подъехал
Что заметили?
Значит, есть 3 секрет   написания разд. Ъ.
Сформулируй III секрет написания разделительного ъ знака.
Откройте учебник и сравните наши выводы справилом написания разд. Ъ знака.

Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной проблемы.
3 мин

 

 

 

 

Технология проблемного диалога
Эвристическая беседа
6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающий
подход
2 мин

 

 

 

 

 

4мин

 

Карточки со словами и их
транскрипциями.

 

 

 

 

 

 

 

Карточки со словами

 

 

 

2 схемы написания разделительного Ь  и Ъ знака.
Схема с разделительным  Ъ знаком не полная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заменить схему написания разделительного
Ъ на дополненную схему.

Закрепление написания разделительного Ъ

 

 

1. Образуйте новые слова с корнем езд, используя только приставки и запишите
их в тетрадь.
По-,  под-, в-, от-, про-, об-,раз-пере-.

2.Приготовьте сигнальные
карточки.
Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.
Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь.
судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.
3. Запишите словосочетания в
2 колонки.
с разд. Ь               с разд. Ъ
в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать  лист_я,  сер_ёзная опасность, л_ётся дождь,  раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.
4. Вставьте пропущенные
буквы.
С_ёмка, варен_е, дерев_я,
олад_и, коп-ё, об_едем,
лист_я, ноч_ю, руч_и, 
вз_ерошенные, с_ехал.
4. Собери пословицы. 
Вставь пропущенные буквы.
I.Учен_е свет,
Чтобы рыбку с_есть,
Не разгрызёшь ореха –
II.надо в воду лезть.
     ядра не с_ешь,
     а не ученье тьма.
5.Исправь ошибки. 
В подезде я увидел взерошенного котёнка.  Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой.
Назовите слова, в которых допущена ошибка.

3 мин

 

 

 

Дидактическая игра.
2мин

 

 

 Письмо с комментированием.
Развитие
орфографической
зоркости.
5мин

Взаимопроверка.

 

Дидактическая игра.
Кто лучший?
3 мин

 

5 мин

 

 

Развитие орфографической зоркости.
2 мин

 

 

 

Индивидуальные
сигнальные карточки

 

 

Карточки – тренажёры.

 

Работа на доске и в тетрадях.

 

 

 Индивидуальные
карточки – тренажёры.

 

Части пословиц.

 

 

 

Самостоятельная работа на листочках.

Итог.

- Что мы изучали сегодня?
- когда пишется
разделительный Ь знак?
- когда пишется
разделительный Ъ знак?
Игра в мяч.
С_ёмка, варен_е, дерев_я,
олад_и, коп-ё, об_едем,
семья, обезьяна, отъезд,       
     прутья, съел, подъехал,
     воробьи, объелс, подъезд,
     обезьяна, съедобные.

1 мин

 

 

Дидактическая игра с мячом..
3 мин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: "Разделительный мягкий знак"

Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся   правописания слов с разделительным мягким знаком....

Урок русского языка в 3-ем классе "Разделительный мягкий знак".

Закрепление правила написания слов с разделительным мягким знаком и обогащение активного словаря....

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.

Тема урока "Разделительный твёрдый(Ъ) и мягкий (ь) знаки. Урок построен методически правильно, отвечает требованиям ФГОС....

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

Урок русского языка 2 класс по теме Разделительный мягкий знак

Урок русского языка 2 класс по теме  Разделительный мягкий знак...