«Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXIвека».
Дети учатся самостоятельно формулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком. Проводится: наблюдение за позицией написания ъ; повторение понятий: состав слова, родственные слова; решение проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_..doc | 75.5 КБ |
razd..ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXI века».
Учитель: Кисиль Л. Н.
Тема: «Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)»
Цель урока: самостоятельно сформулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком.
Задачи урока:
наблюдение за позицией написания ъ;
повторение понятий: состав слова, родственные слова;
развитие мышления на основе операции в анализе и синтезе;
развитие эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в решении проблемных ситуаций.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя
- проблемные вопросы
- работа над новыми понятиями
- творческие задания
- практические упражнения.
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения
- элементы игровой технологии
- здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Ход урока:
1 слайд
I. Эмоциональный настрой.
- Я рада приветствовать на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. И, как гостеприимные хозяева, подарим гостям свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой и знаниями.
- Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло.
II. Этап всесторонней проверки умений и знаний.
2 слайд
на, над, по, под, раз, рас, с, у, от, вз, вы
- Посмотрите внимательно на экран.
- Подумайте, что означают эта слова? Обоснуйте свой ответ.
(это не слова, т.к. не имеют значения)
- Тогда, что означает эта запись?
(это приставки)
*Дети могут назвать, что это предлоги. Доказать.
- Что такое приставка?
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Вспомним, с какими частями слова мы познакомились на предыдущих уроках.
- Заполните схемы, которые у вас на партах: запишите под стрелками части слова, которые вы знаете. (Каждый пишет столько, сколько знает.)
СЛОВО
- Поменяйтесь работами, проверьте друг у друга схемы.
- Сверьте с экраном. Все ли части слова вы вписали?
- Повторим, что называется корнем.
- Какую роль выполняет окончание?
(служит для связи слов в предложении)
- Расскажите, что вы знаете о суффиксе?
III. Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1.Мотивационно-целевой настрой.
- Сегодня мы с вами будем открывать одно из правил написания слов. Помогут нам ваши знания и дружная работа.
3 слайд
- Что вы видите на экране?
(Ребус).
- Отгадайте слово, загаданное в ребусе.
(подъезд)
- Запишем транскрипцию этого слова.
[п а д - й`э с т] 4 слайд
5 слайд
- Справа от транскрипции сделаем буквенную запись этого слова. Подъезд (с комментированием).
- Какие орфограммы встретились в слове?
(приставка под, звонкая д в корне слова, разд. Ъ)
Целевой вопрос:
- Какую работу выполняет разделительный Ъ?
• разделяет согласную букву от гласной;
• предупреждает, что в слове есть звук [й`]
- Какой знак выполнят такую же работу?
- Разберём слово подъезд по составу. 6 слайд
- Обратите внимание, где мы написали разд.Ъ?
(между приставкой и корнем)
2. Работа в парах (провокационная ситуация).
7 слайд
- Составьте и запишите слова с корнем – езд-.
(выезд, отъезд, наезд, поезд, объезд, въезд, переезд)
8 слайд
- Проверьте.
- Кто не допустил ошибки в написании слов?
- Что общего у этих слов? (корень)
- Как мы их можем назвать? (однокоренными или родственными)
IV. Этап усвоения новых знаний.
1. - На какие две группы вы разделили бы эти слова?
- В каких из этих слов пишется разделительный Ъ?
9 слайд (отъезд, объезд, въезд)
- Выделите часть слова, после которой стоит разд.Ъ. Подчеркните предшествующую и следующую за Ъ буквы.
- Какие условия написания разд.Ъ можно выделить? (самостоятельные выводы уч-ся)
10 слайд
а) разд.ъ пишется после приставки,
б) приставка заканчивается на согласный,
в) корень начинается буквами е, ё, ю, я.
ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ ПРАВИЛО
• Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:
Знак твёрдый, разделительный,
Он – строгий, рассудительный.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят, как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
- Какое правило, мы с вами открыли?
(написание разделительного Ъ)
- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? («Написание разделительного Ъ»)
2. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр.141, прочитайте тему урока.
(«Учимся писать разделительный твёрдый знак (Ъ)»)
- В каком блоке работаем?
(Правописание)
- Над чем мы работаем в этом блоке?
- Прочитаем правило в учебнике (с.142).
V. Физминутка. 11 слайд
С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать.
VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
- Прежде чем приступить к следующему заданию, прочитаем алгоритм применения правила на с.143.
Проблемная ситуация 12 слайд
- Внимание на экран.
обявил вълетел съёжился въюга наъезд
- Проверьте правильность написания слов, исправьте, если допущены ошибки. Докажите свой выбор, применяя правило.
Работа в группах: (каждой группе с 1 по5 - по слову)
6 группа: составить предложение.
подёмный, к, стройке, кран, подьехал
ПРОВЕРКА:
12 слайд – с 1 по 5 группа.
13 слайд – 6 группа. Запишем предложение под диктовку. Обозначьте новую орфограмму.
- Когда же пишется разд.Ъ?
VII. Этап закрепления нового материала.
Работа с учебником.
С.143. упр. №2 (сам-но составить и записать первых три слова)
ПРОВЕРКА
Объявление – приставка об- заканчивается на согласный, корень начинается с буквы я, значит, нужно писать ъ. Выделяем приставку, подчеркиваем буквы перед и после Ъ.
Объём – анализ по аналогии с предыдущим словом.
Доели – приставка по- оканчивается на гласный, ъ писать не нужно.
VIII. Рефлексия
- Ребята, вам понравился урок?
– Какое задание вам показалось самым сложным?
- Чья работа на уроке понравилась больше всего?
- Подумайте немного и постарайтесь задать вопрос одноклассникам по теме урока.
- Какое правило, мы выводили на уроке?
IX. Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
14 слайд
с. 143 упр. 2 (дописать)
*с. 144 упр. 3
15 слайд
СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ!
СЛОВО
_______________________________________________________________________
СЛОВО
_______________________________________________________________________
СЛОВО
________________________________________________________________________
СЛОВО
6 группа
1. Составить предложение.
2. Исправить ошибки, если встречаются в словах. Доказать правильность написания.
подёмный, к, стройке, кран, подьехал
1 группа
Проверить правильность написания слова. Докажи.
обявил
_____________________________________________________________
2 группа
Проверить правильность написания слова. Докажи.
вълетел
3 группа
Проверить правильность написания слова. Докажи.
съёжился
_______________________________________________________________
4 группа
Проверить правильность написания слова. Докажи.
въюга
______________________________________________________________
5 группа
Проверить правильность написания слова. Докажи.
наъезд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"
Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...
Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.
Цели: Деятельностная цель:Ø Формировать умения правописания разделительного твёрдого и мягкого знаков;Содержательная цель:Ø Усвоить алгоритма работы с ра...
Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.
Цели: Деятельностная цель:Ø Формировать умения правописания разделительного твёрдого и мягкого знаков;Содержательная цель:Ø Усвоить алгоритма работы с ра...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
Предмет: русский язык Класс: 2 Тема урока: Учимся писать разделительный твёрдый знак.
Урок русского языка построен в соответствии с технологией деятельностного метода обучения, с применением поисковых методов обучения и приемов, с использованием разных форм организации деятельности (фр...
Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."
В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования....
Технологическая карта русский язык 2 класс Школа 21 века Учимся писать разделительный твёрдый знак. Урок вхождения в новую тему «Разделительный твёрдый знак», блока « Правописание»
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс Школа 21 века Тема:учимся писать разделительный твердый знак....