«Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 

Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXIвека».

Дети учатся самостоятельно формулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком. 
Проводится:
наблюдение за позицией написания ъ;
повторение понятий: состав слова, родственные слова;
решение  проблемных ситуаций.                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_..doc75.5 КБ
Office presentation icon razd..ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXI века».

Учитель: Кисиль Л. Н.

Тема: «Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)»

Цель урока: самостоятельно сформулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком.

Задачи урока: 

наблюдение за позицией написания ъ;

повторение понятий: состав слова, родственные слова;

развитие мышления на основе операции в анализе и синтезе;

развитие эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в  решении проблемных ситуаций.                                          

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  1. рассказ учителя
  2. проблемные вопросы
  3. работа над новыми понятиями
  4. творческие задания
  5. практические упражнения.

Педагогические технологии:

  1. элементы технологии проблемного обучения
  2. элементы игровой технологии
  3. здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока:

1 слайд

I. Эмоциональный настрой.

- Я рада приветствовать на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. И, как гостеприимные хозяева, подарим гостям свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой и знаниями.

- Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

                                 Возможно, есть классы и лучше, и краше.

                                 Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                                 Пусть будет уютно и очень тепло.

II. Этап всесторонней проверки умений и знаний.

2 слайд

на, над, по, под, раз, рас, с, у, от, вз, вы

- Посмотрите внимательно на экран.

- Подумайте, что означают эта слова? Обоснуйте свой ответ.

(это не слова, т.к. не имеют значения)

- Тогда, что означает эта запись?

(это приставки)

*Дети могут назвать, что это предлоги. Доказать.

- Что такое приставка?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

- Вспомним, с  какими частями слова мы познакомились на предыдущих уроках.

- Заполните схемы, которые у вас на партах: запишите под стрелками части слова, которые вы знаете. (Каждый пишет столько, сколько знает.)

                                                  СЛОВО

   

- Поменяйтесь работами, проверьте друг у друга схемы.

- Сверьте с экраном. Все ли части слова вы вписали?

- Повторим, что называется корнем.

- Какую роль выполняет окончание?

(служит для связи слов в предложении)

- Расскажите, что вы знаете о суффиксе?

III. Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1.Мотивационно-целевой настрой.

- Сегодня мы с вами будем открывать одно из правил написания слов. Помогут нам ваши знания и дружная работа.

3 слайд

- Что вы видите на экране?

(Ребус).

- Отгадайте слово, загаданное в ребусе.

(подъезд)

- Запишем транскрипцию этого слова.

[п а д - й`э с т] 4 слайд

 5 слайд

- Справа от транскрипции сделаем буквенную запись этого слова. Подъезд (с комментированием).

- Какие орфограммы встретились в слове?

(приставка под, звонкая д  в корне слова, разд.  Ъ)

Целевой вопрос: 

- Какую работу выполняет разделительный Ъ?

• разделяет согласную букву от гласной;

• предупреждает, что в слове есть звук [й`]

- Какой знак выполнят такую же работу?

- Разберём слово подъезд по составу.  6 слайд

- Обратите внимание, где мы написали разд.Ъ?

(между приставкой и корнем)

2. Работа в парах (провокационная ситуация).

 7 слайд

- Составьте и запишите слова с корнем – езд-.

(выезд, отъезд, наезд, поезд, объезд, въезд, переезд)

8 слайд

- Проверьте.

- Кто не допустил ошибки в написании слов?

- Что общего у этих слов? (корень)

- Как мы их можем назвать? (однокоренными или родственными)

IV. Этап усвоения новых знаний.

1. - На какие две группы вы разделили бы эти слова?

- В каких из этих слов пишется разделительный Ъ?

9 слайд  (отъезд, объезд, въезд)

- Выделите часть слова, после которой стоит разд.Ъ. Подчеркните предшествующую и следующую за Ъ буквы.

- Какие условия написания разд.Ъ можно выделить? (самостоятельные выводы уч-ся)

10 слайд  

а) разд.ъ пишется после приставки,

б) приставка заканчивается на согласный,        

в) корень начинается  буквами е, ё, ю, я.

                                                                   

  ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ ПРАВИЛО

• Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:

               Знак твёрдый, разделительный,

               Он – строгий, рассудительный.

               Молчаливый твёрдый знак

               Не произносится никак!

               Но нужен многим он словам,

               Хотя и очень скромный сам.

С приставкой на согласную

Он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные

Стоят, как на подбор.

                Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.

- Какое правило, мы с вами открыли?

(написание разделительного Ъ)

- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? («Написание разделительного Ъ»)

2. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр.141, прочитайте тему урока.

(«Учимся писать разделительный твёрдый знак (Ъ)»)

- В каком блоке работаем?

(Правописание)

- Над чем мы работаем в этом блоке?

- Прочитаем правило в учебнике (с.142).

V. Физминутка.  11 слайд  

С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать
.

VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

- Прежде чем приступить к следующему заданию, прочитаем алгоритм применения правила на с.143.

Проблемная ситуация 12  слайд

- Внимание на экран.

 обявил  вълетел  съёжился  въюга  наъезд

- Проверьте правильность написания слов, исправьте, если допущены ошибки. Докажите свой выбор, применяя правило.

Работа в группах: (каждой группе с 1 по5 - по слову)

6 группа: составить предложение.

подёмный, к, стройке, кран, подьехал

ПРОВЕРКА: 

12  слайд с 1 по 5 группа.

13  слайд – 6 группа. Запишем предложение под диктовку. Обозначьте новую орфограмму.

- Когда же пишется разд.Ъ?

VII. Этап закрепления нового материала.

Работа с учебником.

С.143. упр. №2 (сам-но составить и записать первых три слова)

ПРОВЕРКА

Объявление – приставка об- заканчивается на согласный, корень начинается с буквы я, значит, нужно писать ъ. Выделяем приставку, подчеркиваем буквы перед и после Ъ.

Объём – анализ по аналогии с предыдущим словом.

Доели – приставка по- оканчивается на гласный, ъ писать не нужно.

VIII. Рефлексия

- Ребята, вам понравился урок?

– Какое задание вам показалось самым сложным?

- Чья работа на уроке понравилась больше всего?

- Подумайте немного и постарайтесь задать вопрос одноклассникам по теме урока.

- Какое правило, мы выводили на уроке?

IX. Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

14  слайд

с. 143 упр. 2 (дописать)

*с. 144 упр. 3

15  слайд

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ! 

                                                  СЛОВО

   

 _______________________________________________________________________

                                                  СЛОВО

   

_______________________________________________________________________

                                             

                                                  СЛОВО

   

________________________________________________________________________

                                                 

                                                 СЛОВО

   

     

6 группа

1. Составить предложение.

2. Исправить ошибки, если встречаются в словах. Доказать правильность написания.

подёмный, к, стройке, кран, подьехал







1 группа

Проверить правильность написания слова. Докажи.

обявил

_____________________________________________________________

2 группа

Проверить правильность написания слова. Докажи.

вълетел

3 группа

Проверить правильность написания слова. Докажи.

съёжился

_______________________________________________________________

4 группа

Проверить правильность написания слова. Докажи.

въюга

______________________________________________________________

5 группа

Проверить правильность написания слова. Докажи.

наъезд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

Предмет: русский язык Класс: 2 Тема урока: Учимся писать разделительный твёрдый знак.

Урок русского языка построен в соответствии с технологией деятельностного метода обучения, с применением поисковых методов обучения и приемов, с использованием разных форм организации деятельности (фр...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."

В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования....