Рабочая программа по русскому языку 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
для учащихся 2 класса
Пояснительная записка
Русский язык
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012
- Рабочей программы. Русский язык. Сборник рабочих программ. «Школа России».М.: Просвещение, 2011.
- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: рабочие программы.1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 2 класс . М.: «Просвещение»,2012г.,
Рабочая программа сопровождается УМК:
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2019
2. Канакина В.П., .Г.Горецкий Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные, метапредметные и предметные результаты)
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Русский язык» 2 класс
(личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностные результаты
Под личностными результатами, которые будут сформированы в процессе изучения русского языка в 2 классе, понимается система духовно-нравственных ценностей растущего человека.
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
- Уважение к своему народу, к своей родине.
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные результаты
Достижение метапредметных результатов предполагает формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, положительной мотивации, интереса к познавательной и творческой деятельности и освоение учащимися общих и собственно лингвистических методов учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучения раскрываются через умение и универсальные учебные действия (УУД): регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
- Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
Предметные результаты отражают содержание и уровень освоения второклассниками знаний, умений и навыков в области русского языка, представленных в программе, опыт решения соответствующих этапу обучения учебных задач творческого и практического характера, содержание и уровень речевого развития.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
- понимать – предложение – это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
- различать деление слов на слоги и для переноса;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- правильного написания слов с буквой Й;
- обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных;
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Содержание учебного предмета, курса «Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика . Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание учебного предмета, курса «Русский язык» 2 класс (170 часов)
Наша речь (3 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (18 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (58 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (16 ч)
Тематическое планирование по русскому языку во 2 классе (170ч)
№п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Наша речь | 3 ч | |||
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей | 1 | 01.09 | |
2 | Виды речевой деятельности человека. Характеристика человека по его речи.
| 1 | 02.09 | |
3 | Диалог и монолог .
| 1 | 03.09 | |
Текст | 4 ч | |||
4 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1 | 04.09 | |
5 | Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие | 1 | 07.09 | |
6 | Части текста . Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста.
| 1 | 08.09 | |
7 | Р.р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 | 09.09 | |
Предложение | 12 ч | |||
8 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. | 1 | 10.09 | |
9 | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 11.09 | ||
10 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминоло-гии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.
| 1 | 14.09 | |
11 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» | 1 | 15.09 | |
12 | Работа над ошибками. Главные члены предложения (основа). | 1 | 16.09 | |
13 |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 | 17.09 | |
14 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 | 18.09 | |
15 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 21.09 | |
16 | Связь слов в предложении . | 1 | 22.09 | |
17 | Р/р.Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | 23.09 | |
18 | Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение» | 1 | 24.09 | |
19 | Контрольное списывание текста с дополнительным заданием. | 1 | 25.09 | |
Слова, слова, слова… | 18 ч | |||
20 | Слово и его значение. | 1 | 28.09 | |
21 | Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями | 1 | 29.09 | |
22 | Однозначные и многозначные слова . Прямое и переносное значения слов.
| 1 | 30.09 | |
23 | Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художест-венных образов. | 1 | 01.10 | |
24 | Синонимы Работа со словарём синонимов. | 1 | 02.10 | |
25 | Антонимы Работа со словарём антонимов | 1 | 05.10 | |
26 | Р.р. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам | 1 | 06.10 | |
27 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме | 1 | 07.10 | |
28 | Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. | 1 | 08.10 | |
29 | Корень слова (первое представление).Работа со словарём однокоренных слов.
| 1 | 09.10 | |
30 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 | 12.10 | |
31 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | 13.10 | |
32 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. | 1 | 14.10 | |
33 | Словообразующая функция ударения.
| 1 | 15.10 | |
34 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. | 1 | 16.10 | |
35 | Перенос слов. Правила переноса
| 1 | 19.10 | |
36 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение». | 1 | 20.10 | |
37 | Р.р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | 21.10 | |
Звуки и буквы | 59 ч | |||
38 | Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. | 1 | 22.10 | |
39 | Алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | 23.10 | |
40 | Диктант по теме «Текст. Предложение. Слова» | 1 | 26.10 | |
41 | Работа над ошибки. Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «За обедом». Проверочная работа. | 1 | 05.11 | |
42 | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | 06.11 | |
43 | Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 | 09.11 | |
44 | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | 10.11 | |
45 | Особенности проверяемых и проверочных слов . | 1 | 11.11 | |
46 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | 1 | 12.11 | |
47 | Способы проверки безударных гласных в корне | 1 | 13.11 | |
48 | Упражнения в написании слов с безударными гласными. | 1 | 16.11 | |
49 | Упражнения в написании слов с безударными гласными. Способы проверки. | 1 | 17.11 | |
50 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | 1 | 18.11 | |
51 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными. Восстановление деформированного текста. | 1 | 19.11 | |
52 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | 1 | 20.11 | |
53 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | 1 | 23.11 | |
54 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. | 1 | 24.11 | |
55 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. | 1 | 25.11 | |
56 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | 1 | 26.11 | |
57 | Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. | 1 | 27.11 | |
58 | Р.р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 | 30.11 | |
59 | Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 1 | 01.12 | |
60 | Согласный звук [и'] и буква «и краткое». | 1 | 02.12 | |
61 | Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | 1 | 03.12 | |
62 | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. | 1 | 04.12 | |
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 07.12 | |
64 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | 08.12 | |
65 | Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 | 09.12 | |
66 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | 1 | 10.12 | |
67 | Подробное изложение по коллективно составленному плану. Проект «Пишем письмо». | 1 | 11.12 | |
68 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. | 1 | 14.12 | |
69 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | 15.12 | |
70 | Р.р. Работа с текстом | 1 | 16.12 | |
71 | Проект «Рифма». | 1 | 17.12 | |
72 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 | 18.12 | |
73 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 | 21.12 | |
74 | Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1 | 22.12 | |
75 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала. | 1 | 23.12 | |
76 | Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | 1 | 24.12 | |
77 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 | 25.12 | |
78 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | 1 | 28.12 | |
79 | Проверка парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова/ | 1 | 11.01 | |
80 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | 1 | 12.01 | |
81 | Р.р.Составление поздравительной открытки. | 1 | 13.01 | |
82 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 | 14.01 | |
83 | Слова с парным согласным в корне слова. | 1 | 15.01 | |
84 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. | 1 | 18.01 | |
85 | Закрепление умения написания слов с парным согласным в корне слова. | 1 | 19.01 | |
86 | Написание слов с парным согласным в корне слова. | 1 | 20.01 | |
87 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | 1 | 21.01 | |
88 | Р.р.Изложение текста по вопросам | 1 | 22.01 | |
89 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
| 1 | 25.01 | |
80 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.«Проверь себя». | 1 | 26.01 | |
91 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным». | 1 | 27.01 | |
92 | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | 1 | 28.01 | |
93 | Разделительный мягкий знак (ь) . Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 29.01 | |
94 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | 1 | 01.02 | |
95 | Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | 02.02 | |
96 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | 1 | 03.02 | |
Части речи | 58 ча | |||
97 | Общее представление о частях речи | 1 | 04.02 | |
98 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. | 1 | 05.02 | |
99 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. | 1 | 08.02 | |
100 | Общее представление об имени существительном как части речи. | 1 | 09.02 | |
101 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | 10.02 | |
102 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 11.02 | |
103 | Закрепление. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
| 1 | 12.02 | |
104 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 1 | 15.02 | |
105 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. | 1 | 16.02 | |
106 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. | 1 | 17.02 | |
107 | Р.Р.Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри». | 1 | 18.02 | |
108 | Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных).Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | 1 | 19.02 | |
109 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). | 1 | 22.02 | |
110 | Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных». | 1 | 23.02 | |
111 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | 1 | 24.02 | |
112 | Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе. | 1 | 25.02 | |
113 | Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. | 1 | 26.02 | |
114 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. | 1 | 01.03 | |
115 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного. | 1 | 02.03 | |
116 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | 03.03 | |
117 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | 04.03 | |
118 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) . | 1 | 05.03 | |
119 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. | 1 | 08.03 | |
120 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста. | 1 | 09.03 | |
121 | Р.р.Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. | 1 | 10.03 | |
122 | Число глагола. Изменение глагола по числам. | 1 | 11.03 | |
123 | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. | 1 | 12.03 | |
124 | Правописание частицы не с глаголом.
| 1 | 15.03 | |
125 | Обобщение знаний о глаголе.
| 1 | 16.03 | |
126 | Р. р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | 17.03 | |
127 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | 18.03 | |
128 | Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 | 19.03 | |
129 | Р.р Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 | 22.03 | |
130 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | 23.03 | |
131 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. | 1 | 01.04 | |
132 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. | 1 | 02.04 | |
133 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. | 1 | 05.04 | |
134 | Упражнения в употреблении в речи имен прилагательных, противоположных по значению. | 1 | 06.04 | |
135 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. | 1 | 07.04 | |
136 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | 08.04 | |
137 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. | 1 | 09.04 | |
138 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | 12.04 | |
139 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 13.04 | |
140 | Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 | 14.04 | |
141 | Р.р.Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | 15.04 | |
142 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. | 1 | 16.04 | |
143 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). | 1 | 19.04 | |
144 | Редактирование текста .Составление текста из предложений с нарушенной последователь-ностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. | 1 | 20.04 | |
145 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно. | 1 | 21.04 | |
146 | Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | 22.04 | |
147 | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | 1 | 23.04 | |
148 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. | 1 | 26.04 | |
149 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | 27.04 | |
150 | Р.р.Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок». | 1 | 28.04 | |
151 | Обобщение изученного по теме «Предлог». | 1 | 29.04 | |
152 | Проект «В словари за частями речи!». | 1 | 30.04 | |
153 | Контрольное списывание. | 1 | 03.05 | |
154 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. | 1 | 04.05 | |
Повторение | 16 ч | |||
155 | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа. | 1 | 05.05 | |
156 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | 06.05 | |
157 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении. | 1 | 07.05 | |
158 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.
| 1 | 10.05 | |
159 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи. | 1 | 11.05 | |
160 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи. | 1 | 12.05 | |
161 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи. | 1 | 13.05 | |
162 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. | 1 | 14.05 | |
163 | Итоговая комплексная работа. | 1 | 17.05 | |
164 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. | 1 | 18.05 | |
165 | Упражнения в написании безударной гласной. | 1 | 19.05 | |
166 | Упражнения в применении изученных правил правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. | 1 | 20.05 | |
167 | Упражнения в написании слов парными согласными. | 1 | 21.05 | |
168 | Итоговый контрольный диктант за 2 класс. | 1 | 24.05 | |
169 | Работа над ошибками. Упражнения в применении изученных правил правописания. | 1 | 25.05 | |
170 | Итоговый урок по курсу «Русский язык» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...
рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование...