Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
РП содержит поснительную записку и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века" | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа к учебному курсу по русскому языку для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Иванова С. В., Кузнецовой М. И., Евдокимовой А. О., планируемых результатов начального общего образования и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 г.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение русского языка в четвертом классе начальной школы отводится пять часов в неделю. Рабочая программа составлена на 170 часов (34 учебных недели), на 5 часов в неделю.
Цели обучения русскому языку
- Основная цель: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
- Социокультурная цель: достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
- Научно – исследовательская (познавательная) цель: реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Общая характеристика курса «Русский язык»
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего их мира.
Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Содержание программы:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (50 часов)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология.
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание.
Сложное предложение.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(71ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи»(31ч)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Резервные уроки(18 ч).
В программе курса «Русский язык» выделяют три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
- «Как устроен наш язык»
- «Правописание»
- «Развитие речи»
В учебниках реализуется блоковая подача материала. Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Рабочая учебная программа курса «Русский язык» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.
Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий:
- Урок – игра
- Урок – контрольная работа
- Урок – защита проекта (ЗП)
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- Диктант
- Словарный диктант
- Тестирование
- Контрольная работа
Ожидаемые образовательные результаты:
Блок «Как устроен наш язык
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Знать
- изученные части речи
- значимые части слова;
Знать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежавшее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
Уметь приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
Уметь кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
Уметь:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении)
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарем.
Блок «Правописание
Уметь:
- решать практические и учебные задачи, применять правила правописания,
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 - 80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных
- звонкие и глухие согласные в корнях
- непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;
- удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
- безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Уметь:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в трех видах деятельности (развитие речи, письме);
- языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами.
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям русского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка:
Личностные УУД:
- освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
- воспринимать речь учителя (одноклассников);
- развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
- сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- использовать в работе на уроке словари, памятки;
- учиться корректировать выполнение задания;
- давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- различать способ деятельности и результат;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала; извлекать информацию, представленную в разных формах (тексте, таблице, схемах, памятках);
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом;
- ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
- задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
Распределение учебного материала по разделам
№ п/п | Раздел учебного курса | Кол-во часов |
1 | Как устроен наш язык | 50 |
2 | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 71 |
3 | Развитие речи | 31 |
4 | Резервные уроки | 18 |
Итого | 170 |
Количество контрольных и проверочных работ
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Контрольные диктанты | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
Контрольные списывания | - | 1 | 1 | 2 | |
Проверочные изложения | - | - | - | 1 | 1 |
Контрольные изложения | 1 | 1 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Вид деятельности | Дата план | Дата факт |
«Развитие речи» | Повторение по теме: Правила написания письма. | Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни»: повторение пройденного. | |||
«Правописание» | Входная диагностическая работа | Самостоятельное выполнение диагностической работы. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Повторение по теме: Фонетика и словообразование. | Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе слов. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Изученные орфограммы. | Отработка орфографических правил, изученных во 2–3 классах | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Орфограммы в корне слова. | Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. | |||
«Развитие речи» | Повторение по теме: Правила написания письма. Письмо другу. | Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок. Работа с рубрикой «Обрати внимание». | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Признаки имени существительного. | Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имён существительных – работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имён существительных 1 склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | Обсуждение вопросов рубрики «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имён существительных 2 склонения. Подготовка к диктанту. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | Выбор имён существительных З склонения. Подготовка к письму под диктовку и к словарному диктанту | |||
«Развитие речи» | Повторение по теме: Правила написания письма. Постскриптум. | Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь. | |||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Правила написания письма. Корректировка теста «Письмо дедушке». | ||||
«Как устроен наш язык» | Морфологический разбор имени существительного. | Повторение признака одушевлённости—неодушевлённости имён существительных в рубрике «Вспомни», классификация слов по данному признаку. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. | |||
«Как устроен наш язык» | Закрепление по теме: Морфологический разбор имени существительного. | Обсуждение проблемного вопроса о роли начальной формы слова при морфологическом разборе. Работа с трудным заданием и заданием по выбору. | |||
«Правописание» | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно». | |||
«Правописание» | Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм. | Запись текста под диктовку. | |||
«Развитие речи» | Работа над ошибками. Работа с текстом. Текст – рассуждение. | Коллективная работа с текстом - рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста - рассуждения. | |||
«Как устроен наш язык» | Повторение по теме: Признаки имени прилагательного. | Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни», признаки имени прилагательного как части речи. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Работа в парах. Анализ материала рубрики «Путешествие в прошлое». | |||
«Как устроен наш язык» | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | Работа с рубрикой «Вспомни». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту. | |||
«Как устроен наш язык» | Морфологический разбор имени прилагательного. | Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору. | |||
«Развитие речи» | Текст. Типы текста. Совершенствование речевых умений. | Подбор заголовков, составление плана, узнавание типа текста. | |||
«Правописание» | Буквы о-ё после шипящих и ц. | Классификация слов с буквами о–ё, графическое выделение изученной орфограммы. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Мягкий знак на конце слов после шипящих. | Анализ выводов о написании Ь после шипящих (рубрика «Вспомни»). Распределение слов по группам и запись в таблицу: с Ь и без Ь. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Местоимение. | Группировка слов: местоимения - существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни»). Наблюдение над языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка | |||
«Правописание» | Орфограммы в приставках. | Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при- | |||
«Правописание» | Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки. | Подбор примеров слов с Ъ и Ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный Ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т.д. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных | |||
«Развитие речи» | Обучающее подробное изложение «Домашние кошки». | Работа с текстом: составление плана текста, воспроизведение текста по памяти | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Разбор по членам предложения. | Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение над материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору. | |||
«Правописание» | Контрольный диктант за 1 четверть. | Запись текста под диктовку. | |||
«Как устроен наш язык» | Повторение по теме: Синтаксический разбор предложения. Работа над ошибками. | Определение цели высказывания предложения и его интонации по схеме предложения. Алгоритм синтаксического анализа предложения. | |||
«Как устроен наш язык» | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Нахождение однородных членов предложения, постановка знаков препинания при них. | |||
«Как устроен наш язык» | Синтаксический разбор предложения. | Закрепление знания алгоритма синтаксического анализа предложения. Исправление ошибок в разборе и синтаксическом анализе предложений. | |||
«Как устроен наш язык» | Знаки препинания при однородных членах предложения. Тренировочные упражнения. | Нахождение однородных членов предложения, постановка знаков препинания при них. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом. | |||
«Как устроен наш язык» | Синтаксический разбор предложения. Тренировочные упражнения. | Письмо предложений с однородными членами, выполнение синтаксического анализа предложений. | |||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Деление текста на абзацы. Составление плана. | Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков, составление текста плана. Устранение ошибок. | |||
«Как устроен наш язык» | Глагол. | Работа с рубрикой «Вспомни»: определение рода и числа у глаголов. Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем», анализ языкового материала. Коллективная работа с рубрикой «Тайны языка». Обсуждение алгоритма определения вида глагола. Работа в парах. | |||
«Как устроен наш язык» | Глагол как часть речи. | Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный Ъ в глаголах. Составление слов с приставками. | |||
«Правописание» | Правописание приставок в глаголах. | ||||
«Правописание» | Правописание не с глаголами. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация. | |||
«Развитие речи» | Обучающее выборочное изложение «Журавли». | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Вид глагола. Совершенный и несовершенный вид. | Определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации. | |||
«Как устроен наш язык» | Начальная форма глагола. | Наблюдение над материалом рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть, -ти. | |||
«Как устроен наш язык» | Личные формы глагола. | Распределение глаголов по группам. Соотнесение глаголов с личными местоимениями. | |||
«Как устроен наш язык» | Изменение глаголов по лицам и числам. | Определение лица и числа глаголов. Чередование согласных звуков при образовании личных форм глаголов. | |||
«Правописание» | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы: ь после шипящих. | |||
«Правописание» | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: Правописание изученных орфограмм. | Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (Ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. | |||
«Правописание» | Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в глаголах. Тренировочные упражнения. | Работа с рубрикой «Обрати внимание». Фронтальная работа: выбор типа текста (описание или повествование), обоснование своего выбора. Самостоятельное составление текста | |||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Текст – описание «Белка». | Запись текста под диктовку. | |||
«Правописание» | Работа над ошибками. Правописание -ться и -тся в глаголах. | Выведение правила. Классификация, перевод транскрипции в буквенную запись (слова с ца) | |||
«Правописание» | Правописание -ться и -тся в глаголах. Тренировочные упражнения. | Отработка правописания -ться и -тся в глаголах | |||
«Правописание» | Контрольное списывание. | Списывание текста с печатного образца. | |||
«Развитие речи» | Текст. Связь абзацев в тексте. | Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение. | |||
«Как устроен наш язык» | Спряжение глаголов. Окончания личных форм глагола. | Наблюдения над окончаниями личных форм глагола в рубрике «Обрати внимание», формулирование выводов. Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»: что такое спряжение. Выполнение упражнений по образцу. | |||
«Как устроен наш язык» | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола. | Наблюдения над окончаниями личных форм глагола. Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. | |||
«Как устроен наш язык» | Спряжение глаголов. Тренировочные упражнения. | Наблюдение над глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору. | |||
«Правописание» | Правописание глаголов. Отработка орфографических правил написания глаголов. | Отработка орфографических правил правописания глаголов. | |||
«Развитие речи» | Текст. Приём противопоставления в тексте. | Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях. | |||
«Правописание» | Правописание безударных окончаний глаголов. | Упражнения на классификацию, изменение формы глаголов, группировку. | |||
«Правописание» | Правописание безударных окончаний глаголов. Тренировочные упражнения. | Упражнения на классификацию, изменение формы глаголов, группировку. | |||
«Правописание» | Закрепление по теме: Правописание глаголов. | Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правописание безударных окончаний глаголов. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | |||
«Развитие речи» | Роль слов в тексте. Работа над точностью письменной речи | Обсуждение рубрики «Вспомни»: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приёма построения текста. | |||
«Правописание» | Правописание личных окончаний глаголов. | Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов. | |||
«Правописание» | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов. | |||
«Правописание» | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть (административный). | Запись текста под диктовку. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Настоящее время глагола. | Настоящее время глагола. Поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов | |||
«Правописание» | Правописание суффиксов глаголов. | Выведение правила. Замена звуковой записи на буквенную. Правописание суффиксов глаголов. | |||
«Как устроен наш язык» | Прошедшее время глагола. | Обсуждение материала рубрик «давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | |||
«Как устроен наш язык» | Прошедшее время глагола. Тренировочные упражнения. | Наблюдение над формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием. | |||
«Правописание» | Промежуточная комплексная диагностическая работа. | Самостоятельное выполнение работы. | |||
«Развитие речи» | Работа над ошибками. Обучающее изложение с элементами сочинения: «Штора». | Составление плана для продолжения рассказа, написание рассказа. | |||
«Правописание» | Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов. | Группировка глаголов, написание их суффиксов. Орфографический комментарий текста. | |||
«Как устроен наш язык» | Будущее время глагола. | Изменение глаголов по временам. Определение временной формы глаголов. | |||
«Правописание» | Правописание суффиксов глаголов. | Группировка глаголов, написание их суффиксов. Орфографический комментарий текста. | |||
«Как устроен наш язык» | Изменение глаголов по временам. | Изменение глаголов по временам. Определение временной формы глаголов. | |||
«Развитие речи» | Обучающее изложение от первого лица «Сугроб с хоботом». | Составление плана для продолжения рассказа, написание рассказа. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Введение понятий: изъявительное, повелительное и условное наклонения | |||
«Правописание» | Условное наклонение глагола. | Ознакомление со способом образования условного наклонения. | |||
«Правописание» | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | Наблюдение над языковым материалом. Ответ на вопрос: От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила. Наблюдение над языковым материалом. Ответ на вопрос: От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила. | |||
«Правописание» | Правописание глаголов. Тренировочные упражнения. | ||||
«Развитие речи» | Текст. Использование в тексте глаголов в форме условного наклонения. | ||||
«Как устроен наш язык» | Повелительное наклонение глагола. | Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. Знакомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). | |||
«Как устроен наш язык» | Повелительное наклонение глагола. Тренировочные упражнения. | ||||
«Как устроен наш язык» | Словообразование глаголов. | Наблюдение над языковым материалом: знакомство с ещё одним способом образования формы повелительного наклонения (сложная форма). Работа в парах и индивидуальная работа. Работа над исправлением ошибочных высказываний (коллективно). | |||
«Развитие речи» | Обучающее сочинение в жанре сказки «Дед Мороз». | Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т.д. Написание сказки. | |||
«Правописание» | Работа над ошибками. Глагол в предложении. | Роль глагола как главного слова и связанных с ним существительных. Написание глаголов в предложении и в словосочетании. | |||
«Правописание» | Глагол в предложении. Синтаксическая функция глагола. | ||||
«Правописание» | Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм. | Запись текста под диктовку. | |||
«Правописание» | Правописание глаголов. Работа над ошибками. | Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений. | |||
«Правописание» | Правописание глаголов. Тренировочные упражнения. | Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений. | |||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Правильность и точность письменной речи. | Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передаётся разговор двух людей). Ознакомление с понятием «монолог», «диалог». Работа над исправлением приведённых речевых ошибок в высказываниях. | |||
«Как устроен наш язык» | Морфологический разбор глагола. | Морфологический разбор глагола. Повторение разбора имён существительных и прилагательных. Составление алгоритма разбора глагола. | |||
«Правописание» | Повторение изученных орфограмм. | Тренировочные упражнения на отработку правописания изученных орфограмм. | |||
«Развитие речи» | Правила написания краткого изложения. | Чтение и обсуждение текста. Написание краткого изложения. | |||
«Как устроен наш язык» | Наречие. | Знакомство с наречием как частью речи. Вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. | |||
«Правописание» | Правописание наречий. | Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. | |||
«Правописание» | Правописание наречий. Тренировочные упражнения. | ||||
«Как устроен наш язык» | Как образуются наречия. | Наблюдения над языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. | |||
«Правописание» | Правописание гласных на конце наречий. | Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правописание гласных на конце наречий. | ||||
«Развитие речи» | Обучающее сочинение – описание «Зима». | Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа). | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Морфологический разбор наречий. | Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем»). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий. | |||
«Правописание» | Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм. | Запись текста под диктовку. | |||
«Правописание» | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Работа над ошибками. | Наблюдения над языковым материалом: правописание наречий на шипящую. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы. | |||
«Правописание» | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы. | |||
«Правописание» | Мягкий знак на конце слов после шипящих. Тренировочные упражнения. | ||||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Продолжение и завершение текста. | Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа). | |||
«Как устроен наш язык» | Имя числительное. | Знакомство с именем числительным как частью речи. Понятие о порядковых и количественных числительных. Упражнения на нахождение их в тексте, на умение задавать вопросы к ним и различать порядковые и количественные имена числительные. | |||
«Как устроен наш язык» | Имя числительное. Простое, сложное и составное. | Введение понятий «простое», «сложное» и «составное» числительное. Упражнение в определении состава данных имён числительных. Запись числа словами. | |||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Образные слова и выражения. | Введение понятия образные слова и выражения. Использование их в тексте. | |||
«Как устроен наш язык» | Изменение имён числительных | Сравнение склонения числительных со склонением прилагательных и существительных. | |||
«Правописание» | Слитное и раздельное написание числительных. | Наблюдения над языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. | |||
«Развитие речи» | Контрольное изложение. | Написание изложения повествовательного текста. | |||
«Правописание» | Правописание мягкого знака в числительных. Работа над ошибками. | Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос: «В каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова?» Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила. | |||
«Правописание» | Правописание числительных. | ||||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Текст – описание с использованием народных примет. | Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов. | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правописание мягкого знака в словах. | Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи. | |||
«Правописание» | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть. | Запись текста под диктовку. | |||
«Как устроен наш язык» | Связь слов в предложении. Словосочетание. Работа над ошибками. | Ознакомление с новыми понятиями (словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании. | |||
«Как устроен наш язык» | Словосочетание. | Ознакомление с новыми понятиями (словосочетание, сочинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать сочинительную связь от подчинительной связи. | |||
«Как устроен наш язык» | Слово. Словосочетание. Предложение. | Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложений. Сравнение слов и словосочетаний, словосочетаний и предложений. | |||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Текст -рассуждение по произведению А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». | Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту. Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини - сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту. | |||
«Правописание» | Работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях. | Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний. | |||
«Как устроен наш язык» | Связь слов в словосочетании. Согласование. | Повторение материала, изученного в З и 4 классах. Ответ на вопрос: Как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения. | |||
«Правописание» | Правописание слов в словосочетаниях. Тренировочные упражнения. | Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил.+ нескл. сущ., сущ.+ порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм. | |||
«Как устроен наш язык» | Связь слов в словосочетании. Управление. | Понятие управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. | |||
«Правописание» | Правописание слов в словосочетаниях вида управление. | Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях. | |||
«Развитие речи» | Обучающее сочинение - повествование по теме «В нашем классе» | Написание текста. Сравнение и обсуждение результатов работы. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Связь слов в словосочетании. Примыкание. | Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи «примыкание». | |||
«Правописание» | Правописание слов в словосочетаниях вида примыкание. | Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний. | |||
«Правописание» | Словосочетание в предложении. | Введение понятия о словосочетании как строительном материале распространённого предложения. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы имени существительного (выбор падежа и предлога) в словосочетания с типом связи управление. | |||
«Развитие речи» | Обучающее сочинение-рассуждение по теме «О себе». | Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту. | |||
«Правописание» | Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм. | Запись текста под диктовку. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Сложное предложение. | Понятие сложного предложения. Нахождение сложного предложения в тексте. Упражнение на нахождение сложного предложения в тексте. | |||
«Как устроен наш язык» | Как связаны части сложносочиненного предложения | Знакомство с сочинительными союзами «зато», «однако», «да». | |||
«Правописание» | Знаки препинания в сложном предложении. | Наблюдение над языковым материалом (рубрика «Давай подумаем»): союзы «и», «или» в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы «и», «или», «а», «но». | |||
«Правописание» | Правила постановки запятых между частями сложного предложения. | ||||
«Развитие речи» | Обучающее сочинение - описание «Дым столбом». | Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Как связаны части сложноподчинённого предложения. | Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчинённого предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчинённого предложения к другой. | |||
«Как устроен наш язык» | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. | Распознавание сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. Нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений | |||
«Правописание» | Повторение по теме: Правила постановки запятых между частями сложного предложения. | Тренировочные упражнения в различении сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. | |||
«Как устроен наш язык» | Сложное предложение. | Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении. | |||
«Правописание» | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 4 четверть. | Запись текста под диктовку. | |||
«Правописание» | Запятые между частями сложного предложения. Тренировочные упражнения. Работа над ошибками. | Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении. | |||
«Развитие речи» | Обучающее изложение по произведению А. П. Чехова «Мальчики». | Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся. | |||
«Правописание» | Работа над ошибками. Закрепление по теме: Правила постановки запятых между частями сложного предложения. | Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении. | |||
«Развитие речи» | Работа с текстом. Придумывание предложений, в которых все слова начинаются с одной буквы. | Творческие речевые игры: нахождение грамматических основ, расстановка знаков препинания, разгадывание кроссвордов, продолжение и озаглавливание текстов. | |||
«Как устроен наш язык» | Повторение по теме: Фонетика и словообразование. | Замена транскрипции буквенной записью. | |||
«Как устроен наш язык» | Повторение по теме: Морфологический разбор имен существительных. | Выполнение тренировочных упражнений. | |||
«Правописание» | Контрольное списывание. | Списывание текста с печатного образца. | |||
«Как устроен наш язык» | Работа над ошибками. Повторение по теме: Морфологический разбор имен прилагательных. | Выполнение тренировочных упражнений. | |||
«Развитие речи» | Контрольное изложение. | Написание изложения повествовательного текста. | |||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. | |||||
Резервный урок. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Книгопечатная продукция
Иванов С. В. Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007.
Учебники
Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп.. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Рабочие тетради
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». - М. «Вентана – Граф», 2014г.
Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. - М. «Вентана – Граф», 2014г.
Методические пособия
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 4 класс. М. «Вентана – Граф», 2014г.
Иванов С. В. Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контроль и оценка знаний. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Для учащихся:
Учебники
Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп.. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Рабочие тетради
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». - М. «Вентана – Граф», 2014г.
Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. - М. «Вентана – Граф», 2014г.
Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы предметных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс
Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа XXI века" 4 класс)
Соответствует ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа 21 века", 3 класс)
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа 21 века", 4 класс)
Рабочая программа по русскому языку....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 21 века"
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России....
Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку в соответсвии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....