Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа (русский язык, 3 класс) по теме

Щербакова Людмила Витальевна

рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._russkiy.docx37.74 КБ
Файл 3rus.yaz_.docx59.45 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[3]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

— Тематическое планирование по обучению грамоте:

к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);

к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).

— Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 1.

3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 2.

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1.

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.

6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 1.

7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 2.


[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

[2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

[3] Изучается во всех разделах курса.



Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа: «Школа России»

Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Учебник:  «Русский язык» 3 класс М. «Просвещение», 2013    

п/п

Кол-во

часов

Дата

 Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (результата)

УУД

(Коммуникативные Регулятивные Личностные Познавательные)

Д/з

Примечание

170

2

Язык и речь

1.

1

Наша речь. Виды речи.

Формирование умения распознавать виды речи.

 Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

 Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей.

2.

2

Наш язык.

Формирование умения распознавать язык и речь.

14

Текст. Предложение. Словосочетание

3.

1

 Текст. Типы текстов.

Систематизация знаний о признаках и типах текста.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4.

2

Текст. Типы текстов.

Формирование умения редактировать текст.

5.

3

Предложение.

Формирование умения распознавать предложения и группы слов.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

6.

4

Виды предложений по цели высказывания.

Распознавание предложений по цели высказывания.

7.

5

Виды предложений по интонации.

Развитие умения интонационно правильно произносить предложения.

8.

6

Предложения с обращением.

Формирование умения выделять обращение в предложении.

9.

7

Изложение.

Передача содержания текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

10.

8

Главные и второстепенные члены предложения.

Развитие умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования.

11.

9

Главные и второстепенные члены предложения.

Развитие умения устанавливать связь слов в предложении.

12.

10

Простое и сложное предложение.

Знакомство с понятием сложное предложение.

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения.

13.

11

Простое и сложное предложение.

Развитие умения распознавать простые и сложные предложения.

14.

12

Словосочетание.

Выделение словосочетаний в предложении.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения

к учению.

Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

15.

13

Словосочетание.

Формирование умения выполнять разбор предложения по членам.

16.

14

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Потребность в общении с учителем.  Умение слушать и вступать в диалог.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока.

19

Слово в языке и речи

17.

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Формирование умения работать со словарем.

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения

к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного

поиска, методов знаково- символического моделирования.

18.

2

Синонимы и антонимы.

Формирование умения распознавать синонимы и антонимы.

19.

3

Омонимы.

Формирование умения распознавать омонимы

20.

4

Слово и словосочетание.

Формирование умения различать слово и словосочетание.

21.

5

Фразеологизмы.

Формирование умения находить фразеологизмы в предложении.

22.

6

Изложение.

Передача содержания текста по вопросам.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование положительного отношения к учению.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

23.

7

Части речи.

Формирование умения распознавать части речи.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

24.

8

Имя существительное.

Формирование умения распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.

25.

9

Имя прилагательное.

Формирование умения распознавать имена прилагательные.

26.

10

Глагол.

Формирование умения различать глаголы, определять число глаголов.

27.

11

Имя числительное.

Знакомство с новой частью речи. Употребление имен  числительных в речи.

28.

12

Однокоренные слова.

Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять корень.

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

29.

13

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Различия между звуком и буквой. Ударные и безударные гласные звуки.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

30.

14

Звуки и буквы. Согласные звуки.

Распознавание парных и непарных по звонкости-глухости, мягкости-твердости согласных звуков, шипящие звуки.

31.

15

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Правописание слов с парными согласными, с разделительным мягким знаком.

32.

16

Изложение.

Передача содержания текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование положительного отношения

к учению.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

33.

17

Обобщение и закрепление изученного.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

34.

18

ПРОЕКТ «Рассказ о слове».

Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

35.

19

Контрольный диктант по теме «Слово в  языке и речи»

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

36.

16

1

Состав слова

Корень слова.

Признаки родственных слов.

Формирование умения выделять корень.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

37.

2

Нахождение корня в слове.

Отработка умения находить корень в словах.

38.

3

Сложные слова.

Формирование умения находить корень в сложных словах.

39.

4

Окончание.

Роль окончания в предложении.

Нахождение окончания в слове.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

40.

5

Окончание. Особенности окончания как части слова.

Нахождение окончания в слове.

41.

6

Приставка.

Нахождение приставки в слове.

Формирование умения выделять приставки в словах.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы

на уроке и работы своих товарищей.

Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково - символического моделирования.

42.

7

Значение приставок.

Закрепление умения разбирать слова по составу.

43.

8

Суффикс.

Нахождение суффикса в слове. Формирование умения выделять суффиксы в словах.

44.

9

Значение суффиксов.

Закрепление умения разбирать слова по составу.

45.

10

Сочинение по картине А.А.Рылова

«В  голубом просторе»

Развитие умения составлять текст на заданную тему.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

46.

11

Основа слова.

Формирование умения выделять основу слова.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы

на уроке и работы своих товарищей.

Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования.

47.

12

Обобщение знаний о составе слова.

Развитие умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

48.

13

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

49.

14

Анализ контрольного диктанта.

Обобщение знаний о составе слова.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

50.

15

Изложение.

Передача содержания текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог. Потребность в общении с учителем.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

51.

16

ПРОЕКТ «Семья слов»

Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

29

Правописание частей слова

52.

1

Нахождение орфограмм в значимых частях слова.

Подбор проверочных слов.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

53.

2

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Формирование умения подбирать проверочные слова.

54.

3

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Отработка умения подбирать проверочные слова.

55.

4

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Отработка умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.

56.

5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные.

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

57.

6

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Развитие умения проверять слова с парными согласными.

58.

7

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Отработка умения подбирать проверочные слова с парными согласными.

59.

8

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Сравнение проверочных и проверяемых слов.

60.

9

Изложение.

Передача содержания текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

61.

10

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Формирование умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

62.

11

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Развитие умения подбирать проверочные слова.

63.

64.

12

13

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными.

Формирование умения правильно писать слова с удвоенными согласными.

65.

14

Правописание слов с удвоенными согласными.

Развитие умения подбирать проверочные слова.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

66.

15

Сочинение по картине

В.М.Васнецова «Снегурочка»

Соблюдение структуры текста.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

67.

16

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова»

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

68.

17

Правописание суффиксов и приставок.

Формирование умения находить орфограммы  в суффиксах и приставках.

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

69.

18

Правописание суффиксов и приставок.

Развитие умения находить орфограммы.

70.

19

Правописание суффиксов и приставок.

Отработка умения находить орфограммы.

71.

20

Правописание суффиксов и приставок.

Отработка навыков правописания приставок и суффиксов.

72.

21

Правописание приставок и предлогов.

Формирование умения различать приставки и предлоги.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения

к учению.

73.

22

Правописание приставок и предлогов.

Правильное употребление и написание приставок и предлогов в речи.

74.

23

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Формирование навыков правописания слов с разделительным твердым знаком.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

75

24

Разделительные твердый и мягкий знаки.

Формирование умения различать слова с разделительными твердым и мягким знаком.

76.

25

Разделительные твердый и мягкий знаки.

Развитие умения различать в словах разделительные твердый и мягкий знаки.

77.

26

Разделительные твердый и мягкий знаки.

Развитие умения различать в словах разделительные твердый и мягкий знаки.

78.

27

Изложение.

Передача содержания текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

79.

28

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

80.

29

ПРОЕКТ «Составляем орфографический словарь»

Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения

к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

76

Части речи

81.

1

Части речи.

Формирование умения распознавать части речи.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Имя существительное

 (31 час)

82.

2

Имя существительное и его роль в речи.

Знакомство с обобщенным лексическим значением имен существительных.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

83.

3

Имя существительное и его роль в речи.

Развитие умения распознавать имена существительные, определять их значение.

84.

4

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Формирование умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

85.

5

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Развитие умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

86.

6

Изложение.

Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

87.

7

Собственные и нарицательные имена существительные.

Формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

88.

8

ПРОЕКТ «Тайна имени»

Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

89.

9

Число имен существительных.

Формирование умения определять число имен существительных.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

90.

10

Число имен существительных.

Развитие умения определять число имен существительных.

91.

11

Род имен существительных.

Формирование умения определять род имен существительных.

92.

12

Род имен существительных.

Развитие умения определять род имен существительных.

93.

13

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Знакомство с новой ролью мягкого знака.

94.

14

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Формирование умения писать имена существительные с шипящим звуком на конце.

95.

15

Изложение.

Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

96.

16

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять ошибки.

97.

17

Склонение имен существительных.

Изменение окончаний имен существительных в зависимости от вопроса.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

98.

18

Падеж имен существительных.

Формирование умения определять падеж имен существительных.

99.

19

Падеж имен существительных.

Развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

100.

20

Сочинение по картине

И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Соблюдение структуры текста.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

101.

21

Именительный падеж.

Знакомство с особенностями именительного падежа.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения

к учению.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

102.

22

Родительный падеж.

Знакомство с особенностями родительного падежа.

103.

23

Дательный падеж.

Знакомство с особенностями дательного падежа.

104.

24

Винительный падеж.

Знакомство с особенностями винительного падежа.

105.

25

Творительный падеж.

Знакомство с особенностями творительного падежа.

106.

26

Предложный падеж.

Знакомство с особенностями предложного падежа.

107.

27

Изложение.

Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

108.

28

Все падежи.

Развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

109.

29

Обобщение знаний.

Развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

110.

30

Сочинение по картине

К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

Соблюдение структуры текста.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

111.

31

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

112.

32

ПРОЕКТ «Зимняя страничка»

Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Имя прилагательное

 (18 часов)

113.

1

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Развитие умения выделять имена прилагательные.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

114.

2

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Знакомство со сложными именами прилагательными.

115.

3

Роль прилагательных в тексте.

Развитие умения употреблять имена прилагательные в речи.

116.

4

Текст-описание.

Развитие умения составлять текст-описание.

117.

5

Отзыв по картине

М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Формирование умения писать отзыв по картине.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

118.

6

Род имен прилагательных.

Формирование умения определять род имен прилагательных.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого

 высказывания в устной и письменной форме.

119.

7

Изменение имен прилагательных по родам.

Развитие умения изменять прилагательные по родам.

120.

8

Изменение имен прилагательных по родам.

Развитие умения правильно писать родовые окончания прилагательных.

121.

9

Число имен прилагательных.

Развитие умения определять число имен прилагательных.

122.

10

Число имен прилагательных.

Правописание окончаний прилагательных во множественном числе.

123.

11

Изменение имен прилагательных по падежам.

Формирование умения определять падеж имен прилагательных.

124.

12

Изменение имен прилагательных по падежам.

Развитие умения определять падеж прилагательных.

125.

13

Обобщение знаний.

Закрепление знаний об имени прилагательном.

126.

14

Обобщение знаний.

Закрепление знаний об имени прилагательном.

127.

15

Отзыв по картине

А.А.Серова «Девочка с персиками».

Формирование умения писать отзыв по картине.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

128.

16

Обобщение знаний.

Закрепление знаний об имени прилагательном.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

129.

17

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

130.

18

ПРОЕКТ «Имена прилагательные в загадках»

Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Местоимение (5 часов)

131.

1

Личные местоимения.

Формирование умения распознавать местоимения.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

132.

2

Изменение личных местоимений по родам.

Формирование умения определять лицо, число и род местоимений.

133.

3

Местоимение.

Развитие умения определять лицо, число и род местоимений.

134.

4

Местоимение.

Развитие умения определять лицо, число и род местоимений.

135.

5

Изложение.

Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Глагол (21 час)

136.

137.

1

2

Значение и употребление глаголов речи.

Значение и употребление глаголов речи.

Формирование умения распознавать глаголы в речи.

Формирование умения находить глаголы в тексте.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

138.

3

Значение и употребление глаголов речи.

Развитие умения использовать глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.

139.

4

Неопределенная форма глагола.

Формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения.

140.

5

Неопределенная форма глагола.

Развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме.

141.

6

Число глаголов.

Формирование умения определять число глаголов.

142.

7

Число глаголов.

Развитие умения определять число глаголов.

143.

8

Времена глаголов.

Формирование умения определять время глаголов.

144.

9

Времена глаголов. Второе лицо глаголов.

Формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу   -л-.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения.

145.

10

Изменение глаголов по временам.

Формирование умения изменять глаголы по временам.

146.

11

Изменение глаголов по временам.

Развитие умения изменять глаголы по временам.

147.

12

Изложение.

Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

148.

13

Род глаголов в прошедшем времени.

Формирование умения определять род глаголов.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.

149.

14

Род глаголов в прошедшем времени.

Развивать умение определять род глаголов.

150.

15

Правописание частицы не с глаголами.

Формирование умения раздельного написания частицы не с глаголами.

151.

16

Правописание частицы не с глаголами.

Развитие умения правильно употреблять и писать глаголы с частицей не.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск необходимой информации и умение анализировать ее содержание.

152.

17

Обобщение знаний.

Развитие умения определять время, число, лицо глаголов.

153.

18

Обобщение знаний.

Закрепление навыков разбора глагола как части речи.

154.

19

Обобщение знаний.

Закрепление умения определять время, число, лицо глаголов.

155.

20

Обобщение знаний.

Закрепление умения определять время, число, лицо глаголов.

156.

21

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

14

Повторение

157.

1

Части речи.

Закрепление навыков морфологического разбора слов.

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

158.

2

Части речи.

Закрепление навыков морфологического разбора слов.

159.

3

Изложение.

Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

160.

4

Обобщение изученного о слове, предложении.

Закрепление знаний о роли слова и предложения в речи.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

161.

5

Правописание окончаний имен прилагательных.

Закрепление навыков правописания родовых окончаний прилагательных.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

162.

6

Правописание приставок и предлогов.

Закрепление навыков правописания приставок и предлогов.

163.

7

Правописание безударных гласных.

Развитие умения проверять безударные гласные в корне слова.

164.

8

Правописание значимых частей слов.

Развитие умения пользоваться правилом перед написанием слова.

165.

9

Итоговый контрольный диктант.

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

166.

10

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

167.

11

Изложение.

Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

168.

12

Текст.

Обобщение знаний о тексте.

Потребность в общении с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

169.

13

Сочинение на тему

«Почему я жду летних каникул»

Формирование умения составлять текст на заданную тему.

170.

14

КВН «Знатоки русского языка»

Развитие логического мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку3 класс, Школа России по ФГОС

Программа по русскому языку 3 класс Школа России с календарно-тематическим планированием и приложение КИМ...