Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа (русский язык, 3 класс) по теме
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._russkiy.docx | 37.74 КБ |
3rus.yaz_.docx | 59.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[3]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:
— Тематическое планирование по обучению грамоте:
к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);
к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).
— Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).
[2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
[3] Изучается во всех разделах курса.
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Программа: «Школа России»
Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Учебник: «Русский язык» 3 класс М. «Просвещение», 2013
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (результата) | УУД (Коммуникативные Регулятивные Личностные Познавательные) | Д/з | Примечание |
170 | 2 | Язык и речь | |||||
1. | 1 | Наша речь. Виды речи. | Формирование умения распознавать виды речи. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. | |||
2. | 2 | Наш язык. | Формирование умения распознавать язык и речь. | ||||
14 | Текст. Предложение. Словосочетание | ||||||
3. | 1 | Текст. Типы текстов. | Систематизация знаний о признаках и типах текста. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
4. | 2 | Текст. Типы текстов. | Формирование умения редактировать текст. | ||||
5. | 3 | Предложение. | Формирование умения распознавать предложения и группы слов. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
6. | 4 | Виды предложений по цели высказывания. | Распознавание предложений по цели высказывания. | ||||
7. | 5 | Виды предложений по интонации. | Развитие умения интонационно правильно произносить предложения. | ||||
8. | 6 | Предложения с обращением. | Формирование умения выделять обращение в предложении. | ||||
9. | 7 | Изложение. | Передача содержания текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
10. | 8 | Главные и второстепенные члены предложения. | Развитие умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования. | |||
11. | 9 | Главные и второстепенные члены предложения. | Развитие умения устанавливать связь слов в предложении. | ||||
12. | 10 | Простое и сложное предложение. | Знакомство с понятием сложное предложение. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения. | |||
13. | 11 | Простое и сложное предложение. | Развитие умения распознавать простые и сложные предложения. | ||||
14. | 12 | Словосочетание. | Выделение словосочетаний в предложении. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
15. | 13 | Словосочетание. | Формирование умения выполнять разбор предложения по членам. | ||||
16. | 14 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока. | ||||
19 | Слово в языке и речи | ||||||
17. | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Формирование умения работать со словарем. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования. | |||
18. | 2 | Синонимы и антонимы. | Формирование умения распознавать синонимы и антонимы. | ||||
19. | 3 | Омонимы. | Формирование умения распознавать омонимы | ||||
20. | 4 | Слово и словосочетание. | Формирование умения различать слово и словосочетание. | ||||
21. | 5 | Фразеологизмы. | Формирование умения находить фразеологизмы в предложении. | ||||
22. | 6 | Изложение. | Передача содержания текста по вопросам. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование положительного отношения к учению. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
23. | 7 | Части речи. | Формирование умения распознавать части речи. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |||
24. | 8 | Имя существительное. | Формирование умения распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
25. | 9 | Имя прилагательное. | Формирование умения распознавать имена прилагательные. | ||||
26. | 10 | Глагол. | Формирование умения различать глаголы, определять число глаголов. | ||||
27. | 11 | Имя числительное. | Знакомство с новой частью речи. Употребление имен числительных в речи. | ||||
28. | 12 | Однокоренные слова. | Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять корень. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
29. | 13 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | Различия между звуком и буквой. Ударные и безударные гласные звуки. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
30. | 14 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Распознавание парных и непарных по звонкости-глухости, мягкости-твердости согласных звуков, шипящие звуки. | ||||
31. | 15 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Правописание слов с парными согласными, с разделительным мягким знаком. | ||||
32. | 16 | Изложение. | Передача содержания текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование положительного отношения к учению. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
33. | 17 | Обобщение и закрепление изученного. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||||
34. | 18 | ПРОЕКТ «Рассказ о слове». | Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
35. | 19 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||||
36. | 16 1 | Состав слова Корень слова. Признаки родственных слов. | Формирование умения выделять корень. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
37. | 2 | Нахождение корня в слове. | Отработка умения находить корень в словах. | ||||
38. | 3 | Сложные слова. | Формирование умения находить корень в сложных словах. | ||||
39. | 4 | Окончание. Роль окончания в предложении. | Нахождение окончания в слове. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
40. | 5 | Окончание. Особенности окончания как части слова. | Нахождение окончания в слове. | ||||
41. | 6 | Приставка. | Нахождение приставки в слове. Формирование умения выделять приставки в словах. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково - символического моделирования. | |||
42. | 7 | Значение приставок. | Закрепление умения разбирать слова по составу. | ||||
43. | 8 | Суффикс. | Нахождение суффикса в слове. Формирование умения выделять суффиксы в словах. | ||||
44. | 9 | Значение суффиксов. | Закрепление умения разбирать слова по составу. | ||||
45. | 10 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | Развитие умения составлять текст на заданную тему. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
46. | 11 | Основа слова. | Формирование умения выделять основу слова. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования. | |||
47. | 12 | Обобщение знаний о составе слова. | Развитие умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу. | ||||
48. | 13 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | ||||
49. | 14 | Анализ контрольного диктанта. | Обобщение знаний о составе слова. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
50. | 15 | Изложение. | Передача содержания текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Потребность в общении с учителем. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
51. | 16 | ПРОЕКТ «Семья слов» | Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
29 | Правописание частей слова | ||||||
52. | 1 | Нахождение орфограмм в значимых частях слова. | Подбор проверочных слов. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
53. | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Формирование умения подбирать проверочные слова. | ||||
54. | 3 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Отработка умения подбирать проверочные слова. | ||||
55. | 4 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Отработка умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне. | ||||
56. | 5 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
57. | 6 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Развитие умения проверять слова с парными согласными. | ||||
58. | 7 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Отработка умения подбирать проверочные слова с парными согласными. | ||||
59. | 8 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Сравнение проверочных и проверяемых слов. | ||||
60. | 9 | Изложение. | Передача содержания текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
61. | 10 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Формирование умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
62. | 11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Развитие умения подбирать проверочные слова. | ||||
63. 64. | 12 13 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. | Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными. Формирование умения правильно писать слова с удвоенными согласными. | ||||
65. | 14 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Развитие умения подбирать проверочные слова. | Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. | |||
66. | 15 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | Соблюдение структуры текста. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
67. | 16 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова» | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||||
68. | 17 | Правописание суффиксов и приставок. | Формирование умения находить орфограммы в суффиксах и приставках. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
69. | 18 | Правописание суффиксов и приставок. | Развитие умения находить орфограммы. | ||||
70. | 19 | Правописание суффиксов и приставок. | Отработка умения находить орфограммы. | ||||
71. | 20 | Правописание суффиксов и приставок. | Отработка навыков правописания приставок и суффиксов. | ||||
72. | 21 | Правописание приставок и предлогов. | Формирование умения различать приставки и предлоги. | Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | |||
73. | 22 | Правописание приставок и предлогов. | Правильное употребление и написание приставок и предлогов в речи. | ||||
74. | 23 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Формирование навыков правописания слов с разделительным твердым знаком. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
75 | 24 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | Формирование умения различать слова с разделительными твердым и мягким знаком. | ||||
76. | 25 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | Развитие умения различать в словах разделительные твердый и мягкий знаки. | ||||
77. | 26 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | Развитие умения различать в словах разделительные твердый и мягкий знаки. | ||||
78. | 27 | Изложение. | Передача содержания текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
79. | 28 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | ||||
80. | 29 | ПРОЕКТ «Составляем орфографический словарь» | Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
76 | Части речи | ||||||
81. | 1 | Части речи. | Формирование умения распознавать части речи. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |||
Имя существительное (31 час) | |||||||
82. | 2 | Имя существительное и его роль в речи. | Знакомство с обобщенным лексическим значением имен существительных. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
83. | 3 | Имя существительное и его роль в речи. | Развитие умения распознавать имена существительные, определять их значение. | ||||
84. | 4 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Формирование умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | ||||
85. | 5 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Развитие умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | ||||
86. | 6 | Изложение. | Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
87. | 7 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
88. | 8 | ПРОЕКТ «Тайна имени» | Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
89. | 9 | Число имен существительных. | Формирование умения определять число имен существительных. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
90. | 10 | Число имен существительных. | Развитие умения определять число имен существительных. | ||||
91. | 11 | Род имен существительных. | Формирование умения определять род имен существительных. | ||||
92. | 12 | Род имен существительных. | Развитие умения определять род имен существительных. | ||||
93. | 13 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | Знакомство с новой ролью мягкого знака. | ||||
94. | 14 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | Формирование умения писать имена существительные с шипящим звуком на конце. | ||||
95. | 15 | Изложение. | Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
96. | 16 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять ошибки. | ||||
97. | 17 | Склонение имен существительных. | Изменение окончаний имен существительных в зависимости от вопроса. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
98. | 18 | Падеж имен существительных. | Формирование умения определять падеж имен существительных. | ||||
99. | 19 | Падеж имен существительных. | Развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. | ||||
100. | 20 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | Соблюдение структуры текста. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
101. | 21 | Именительный падеж. | Знакомство с особенностями именительного падежа. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
102. | 22 | Родительный падеж. | Знакомство с особенностями родительного падежа. | ||||
103. | 23 | Дательный падеж. | Знакомство с особенностями дательного падежа. | ||||
104. | 24 | Винительный падеж. | Знакомство с особенностями винительного падежа. | ||||
105. | 25 | Творительный падеж. | Знакомство с особенностями творительного падежа. | ||||
106. | 26 | Предложный падеж. | Знакомство с особенностями предложного падежа. | ||||
107. | 27 | Изложение. | Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
108. | 28 | Все падежи. | Развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
109. | 29 | Обобщение знаний. | Развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. | ||||
110. | 30 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | Соблюдение структуры текста. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
111. | 31 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | ||||
112. | 32 | ПРОЕКТ «Зимняя страничка» | Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
Имя прилагательное (18 часов) | |||||||
113. | 1 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | Развитие умения выделять имена прилагательные. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
114. | 2 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | Знакомство со сложными именами прилагательными. | ||||
115. | 3 | Роль прилагательных в тексте. | Развитие умения употреблять имена прилагательные в речи. | ||||
116. | 4 | Текст-описание. | Развитие умения составлять текст-описание. | ||||
117. | 5 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | Формирование умения писать отзыв по картине. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
118. | 6 | Род имен прилагательных. | Формирование умения определять род имен прилагательных. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
119. | 7 | Изменение имен прилагательных по родам. | Развитие умения изменять прилагательные по родам. | ||||
120. | 8 | Изменение имен прилагательных по родам. | Развитие умения правильно писать родовые окончания прилагательных. | ||||
121. | 9 | Число имен прилагательных. | Развитие умения определять число имен прилагательных. | ||||
122. | 10 | Число имен прилагательных. | Правописание окончаний прилагательных во множественном числе. | ||||
123. | 11 | Изменение имен прилагательных по падежам. | Формирование умения определять падеж имен прилагательных. | ||||
124. | 12 | Изменение имен прилагательных по падежам. | Развитие умения определять падеж прилагательных. | ||||
125. | 13 | Обобщение знаний. | Закрепление знаний об имени прилагательном. | ||||
126. | 14 | Обобщение знаний. | Закрепление знаний об имени прилагательном. | ||||
127. | 15 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками». | Формирование умения писать отзыв по картине. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
128. | 16 | Обобщение знаний. | Закрепление знаний об имени прилагательном. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
129. | 17 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | ||||
130. | 18 | ПРОЕКТ «Имена прилагательные в загадках» | Формирование умения подбирать тестовую информацию, выделять главное и представлять проект. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
Местоимение (5 часов) | |||||||
131. | 1 | Личные местоимения. | Формирование умения распознавать местоимения. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |||
132. | 2 | Изменение личных местоимений по родам. | Формирование умения определять лицо, число и род местоимений. | ||||
133. | 3 | Местоимение. Развитие умения определять лицо, число и род местоимений. | |||||
134. | 4 | Местоимение. | Развитие умения определять лицо, число и род местоимений. | ||||
135. | 5 | Изложение. | Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
Глагол (21 час) | |||||||
136. 137. | 1 2 | Значение и употребление глаголов речи. Значение и употребление глаголов речи. | Формирование умения распознавать глаголы в речи. Формирование умения находить глаголы в тексте. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
138. | 3 | Значение и употребление глаголов речи. | Развитие умения использовать глаголы-синонимы, глаголы-антонимы. | ||||
139. | 4 | Неопределенная форма глагола. | Формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения. | |||
140. | 5 | Неопределенная форма глагола. | Развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме. | ||||
141. | 6 | Число глаголов. | Формирование умения определять число глаголов. | ||||
142. | 7 | Число глаголов. | Развитие умения определять число глаголов. | ||||
143. | 8 | Времена глаголов. | Формирование умения определять время глаголов. | ||||
144. | 9 | Времена глаголов. Второе лицо глаголов. | Формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения. | |||
145. | 10 | Изменение глаголов по временам. | Формирование умения изменять глаголы по временам. | ||||
146. | 11 | Изменение глаголов по временам. | Развитие умения изменять глаголы по временам. | ||||
147. | 12 | Изложение. | Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
148. | 13 | Род глаголов в прошедшем времени. | Формирование умения определять род глаголов. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. | |||
149. | 14 | Род глаголов в прошедшем времени. | Развивать умение определять род глаголов. | ||||
150. | 15 | Правописание частицы не с глаголами. | Формирование умения раздельного написания частицы не с глаголами. | ||||
151. | 16 | Правописание частицы не с глаголами. | Развитие умения правильно употреблять и писать глаголы с частицей не. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск необходимой информации и умение анализировать ее содержание. | |||
152. | 17 | Обобщение знаний. | Развитие умения определять время, число, лицо глаголов. | ||||
153. | 18 | Обобщение знаний. | Закрепление навыков разбора глагола как части речи. | ||||
154. | 19 | Обобщение знаний. | Закрепление умения определять время, число, лицо глаголов. | ||||
155. | 20 | Обобщение знаний. | Закрепление умения определять время, число, лицо глаголов. | ||||
156. | 21 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | ||||
14 | Повторение | ||||||
157. | 1 | Части речи. | Закрепление навыков морфологического разбора слов. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | |||
158. | 2 | Части речи. | Закрепление навыков морфологического разбора слов. | ||||
159. | 3 | Изложение. | Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
160. | 4 | Обобщение изученного о слове, предложении. | Закрепление знаний о роли слова и предложения в речи. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. | |||
161. | 5 | Правописание окончаний имен прилагательных. | Закрепление навыков правописания родовых окончаний прилагательных. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки. | |||
162. | 6 | Правописание приставок и предлогов. | Закрепление навыков правописания приставок и предлогов. | ||||
163. | 7 | Правописание безударных гласных. | Развитие умения проверять безударные гласные в корне слова. | ||||
164. | 8 | Правописание значимых частей слов. | Развитие умения пользоваться правилом перед написанием слова. | ||||
165. | 9 | Итоговый контрольный диктант. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. | ||||
166. | 10 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | |||||
167. | 11 | Изложение. | Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
168. | 12 | Текст. | Обобщение знаний о тексте. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |||
169. | 13 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | Формирование умения составлять текст на заданную тему. | ||||
170. | 14 | КВН «Знатоки русского языка» Развитие логического мышление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку3 Класс
Рабочая программа,КТП...
Рабочая программа по русскому языку3 класс, Школа России по ФГОС
Программа по русскому языку 3 класс Школа России с календарно-тематическим планированием и приложение КИМ...