РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)
рабочая программа

Смолина Елена Ивановна
Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для 
обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно - учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, вариант 9.2.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА  2124 "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Научно-методическим советом

ГКОУ «Школа  2124»

Заместитель директора по содержанию образования

ГКОУ «Школа 2124»

Протокол  ___ от «__» ______ 2020г

_________________________________

_________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация»

в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)

(срок обучения 11-12 год) (2 года)

                                                                                             

                                                                                                             

Москва 2020

СОДЕРЖАНИЕ

раздел

страница

1.

Пояснительная записка

3-5

2.

Планируемые результаты

6-7

3.

Основное содержание учебного предмета

7

4.

11 класс

8

5.

12 класс

11-12

6.

Тематическое планирование

11 класс

9-10

12 класс

13-15

7.

Материально-техническое обеспечение предмета (курса)

15

Пояснительная записка

1.Общая характеристика курса

Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для

обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно - учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, вариант 9.2.

Обучающимся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

У этой категории детей отмечаются:

- трудности в зрительно-двигательной координации;

- низкий уровень ориентировки в окружающем;

- большие трудности в понимании обращенной речи, предпочтение отдаётся невербальным средствам коммуникации;

- интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив;

- снижение мотивации к любой трудовой деятельности.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.  

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

        Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» включает курсы 11, 12 класс.

Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Основные задачи:

Образовательные задачи раздела «Коммуникация» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, навыки чтения и письма.

Место курса в учебном плане

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» 11 класс – 1 час в неделю (34 часа), 34 учебных недели.

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» 12 класс – 1 час в неделю (34  часа), 34 учебных недели.

2. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • положительное отношение к школе, познавательный интерес к предмету;
  • интерес к учебному материалу;
  • позитивно относиться к трудовой деятельности;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

-         участвовать в совместной, коллективной деятельности;

-       проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым;

  • стремиться работать самостоятельно.
  • результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Уровни освоения деятельности: 

Минимальный уровень:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу.

Достаточный уровень:

  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
  • уметь принимать помощь окружающих;
  • уметь эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • уметь адекватно реагировать на замечания взрослых;

-       уметь выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда;

  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

          3. Основное содержание учебного предмета.

Программа курса «Речь и альтернативная коммуникация» представлена следующими разделами: «Общественные места: дом, улица, город», «Я –гражданин», «Сфера услуг», «Здоровый образ жизни», «Я и семья. Я и другие», "Средства связи".  Освоение этих разделов позволит учащимся соблюдать общепринятые правила коммуникации, выражать индивидуальные потребности, решать соответствующие житейские ситуации.

Содержание учебного предмета

11 класс

«Общественные места: дом, улица, город»

«Я –гражданин»

«Сфера услуг»

«Здоровый образ жизни»

«Я и семья. Я и другие»

«Средства связи»

Чтение (глобальное чтение) по теме «Мой адрес». Запись адреса на индивидуальной карточке: улица, номер дома, этаж, квартира. Метро возле дома.

ПутешествиеСоставление списка вещей для путешествия.

 Собираем чемодан. Какие документы нужно взять с собой в дорогу.  

Чтение (глобальное чтение) названий продуктов для пикника. Составления списка продуктов.

Чтение (глобальное чтение) слов по теме «Документы». Запись данных о себе: фамилия, имя, отчество. Индивидуальная подпись.

Запись данных о себе: фамилия, имя, отчество. Индивидуальная подпись.

Магазин. Чтение (глобальное чтение) по теме "Отделы магазинов".  Составление списка продуктов для покупок.

Кафе. Чтение (глобальное чтение) меню. Письмо названий блюд для заказа в кафе.

Почта. Письмо другу. Заполнение почтовых конвертов, бланков.

Поликлиника Чтение (глобальное чтение) названий кабинетов в поликлинике. Документы (паспорт, полис), необходимые для похода к врачу.

Чтение (глобальное чтение) по теме "Мои привычки. Мой распорядок дня". Запись распорядка дня или показ по картинкам.

Моя семья. Чтение (глобальное чтение) по теме "Я и моя семья".  Члены моей семьи.  Наши семейные праздники. Поздравительное письмо.  

Телефон. Как отправить письмо - смс. Звонок маме.

5.Тематическое планирование

11 класс

№№

Тема урока

Кол-во часов

1 четверть

8

Раздел

«Общественные места: дом, улица, город»

2

1

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мой адрес».

1

2

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мой адрес».

1

Раздел

«Я – гражданин»

3

3

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я – гражданин».

1

4

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я – гражданин».

1

5

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я – гражданин».

1

Раздел

«Сфера услуг»

3

6

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Магазин».

1

7

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Магазин».

1

8

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Магазин».

1

2 четверть

8

Раздел

«Сфера услуг»

4

9

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Кафе».

1

10

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Кафе».

1

11

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Кафе».

1

12

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Кафе».

1

Раздел

«Здоровый образ жизни»

2

13

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Здоровый образ жизни».

1

14

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Здоровый образ жизни».

1

Раздел

«Общественные места: дом, улица, город»

2

15

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Путешествие».

1

16

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Путешествие».

1

3 четверть

10

Раздел

«Я и семья. Я и другие»

3

17

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я и моя семья».

1

18

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я и моя семья».

1

19

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я и моя семья».

1

Раздел

«Здоровый образ жизни»

3

20

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мои привычки. Мой распорядок дня».

1

21

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мои привычки. Мой распорядок дня».

1

22

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мои привычки. Мой распорядок дня».

1

Раздел

«Сфера услуг»

4

23

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Почта».

1

24

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Почта».

1

25

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Почта».

1

26

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Почта».

1

4 четверть

8

Раздел

«Средства связи»

2

27

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Средства связи. Телефон».

1

28

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Средства связи. Телефон».

1

Раздел

«Я – гражданин»

3

29

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я –гражданин».

1

30

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я –гражданин».

1

31

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Я –гражданин».

1

Раздел

«Общественные места: дом, улица, город»

2

32

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Едем в отпуск».

1

33

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Едем в отпуск».

1

34

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Пикник»

1

6. Содержание учебного предмета

12 класс

«Общественные места: дом, улица, город»

«Я –гражданин»

«Сфера услуг»

«Я и семья. Я и другие»

«Средства связи»

Чтение (глобальное чтение) по теме «Мой адрес». Запись адреса на индивидуальной карточке: улица, номер дома, этаж, квартира. Метро, парки, магазины рядом с домом.

Чтение (глобальное чтение) текста по теме «Театр». Письмо слов (показ картинок) по теме «Театр» (зрительный зал, сцена, артисты, название спектакля, афиша, фойе и др.) Подготовка театрализованного представления.

Чтение (глобальное чтение). Регионы рядом (Владимирская, Тульская, Смоленская, Тверская области). Какие документы нужны для путешествия (паспорт, билет на поезд/автобус).

Путешествия. Собираем чемодан. Какие документы нужно взять с собой в дорогу.  

Экспрессивная речь. Письмо слов по теме  «Документы». Запись данных о себе: фамилия, имя, отчество. Индивидуальная подпись.

Заполнение анкеты для поступления в колледж. Запись данных о себе: фамилия, имя, отчество.

Рынок. Чтение (глобальное чтение) по теме «Отделы рынка».  Составление списка продуктов для покупок.

Чтение (глобальное чтение) по теме "Работники банка" (бухгалтер, аудитор, эксперт по кредитам, операционист, финансовый консультант).   Запись данных о себе: фамилия, имя, отчество. Индивидуальная подпись.

Чтение (глобальное чтение) по теме «Аптека». Аптека рядом с домом, адрес. Препараты от головной боли (записать или показать на картинке).

Чтение (глобальное чтение) по теме «Сфера услуг». Работники «Сферы услуг» (электрики, сантехники, работники химчистки).

Чтение (глобальное чтение) текста по теме «Новый год».  Семейный праздник Новый год. Письмо Дедушке Морозу.

Чтение (глобальное чтение) по теме «Моё хобби». Рассказ о своем хобби. Разновидности хобби (фотографии, открытки, марки, кассеты, журналы и др.) Написать о своём увлечении (показать на картинках).

Телефон. Как отправить письмо - смс. Звонок маме, другу.  

Социальные сети: «Одноклассники», «ВКонтакте». Как написать письмо через социальную сеть (письмо другу).

Тематическое планирование

12 класс

№№

Тема урока

Кол-во часов

1 четверть

8

Раздел

«Общественные места: дом, улица, город»

3

1

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мой дом».

1

2

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мой дом».

1

3

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мой дом».

1

Раздел

«Я – гражданин»

3

4

Экспрессивная речь. Письмо. Лексическая тема: «Я – гражданин».

1

5

Экспрессивная речь. Письмо. Лексическая тема: «Я – гражданин».

1

6

Экспрессивная речь. Письмо. Лексическая тема: «Я – гражданин».

1

Раздел

«Сфера услуг»

2

7

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Рынок. Отделы рынка».

1

8

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Рынок. Отделы рынка».

1

2 четверть

8

Раздел

«Сфера услуг»

2

9

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Сбербанк. Работники банка».

1

10

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Сбербанк. Работники банка».

1

Раздел

«Общественные места: дом, улица, город»

2

11

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Театр».

1

12

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Театр».

1

Раздел

«Я и семья. Я и другие»

4

13

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Семейные праздники. Новый год».

1

14

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Семейные праздники. Новый год».

1

15

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Семейные праздники. Новый год».

1

16

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Семейные праздники. Новый год».

1

3 четверть

10

Раздел

«Сфера услуг»

3

17

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Аптека».

1

18

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Аптека».

1

19

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Аптека».

1

Раздел

«Общественные места: дом, улица, город»

3

20

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Путешествие».

1

21

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Путешествие».

1

22

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Путешествие».

1

Раздел

«Я – гражданин»

4

23

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Колледж».

1

24

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Колледж».

1

25

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Колледж».

1

26

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Колледж».

1

4 четверть

8

Раздел

«Средства связи»

2

27

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Средства связи. Телефон, звонки и смс. Социальные сети».

1

28

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Средства связи. Телефон, звонки и смс. Социальные сети».

1

Раздел

«Я и семья. Я и другие»

2

29

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мое хобби».

1

30

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Мое хобби».

1

Раздел

«Сфера услуг»

2

31

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Сфера услуг».

1

32

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Сфера услуг».

1

Раздел

«Общественные места: дом, улица, город»

2

33

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Едем в отпуск».

1

34

Чтение (глобальное чтение). Письмо. Лексическая тема: «Едем в отпуск».

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  •   Печатные буквы;
  •   разрезные картинки;
  •   разрезные карточки с буквами;
  •   речевая гимнастика;
  •   пальчиковая гимнастика»;
  •   предметные картинки;
  •   сюжетные картинки;
  •   фотографии;
  •   картинки с изображением действий;
  •   иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
  •   презентации;
  •   видео- и аудиозаписи;
  •   индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
  •   индивидуальные коммуникативные книги;
  •   индивидуальные коммуникативные полоски;
  •   дидактические игры по темам;
  •   визуальное расписание учебного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 1 класс.

АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика»  составлена в соответствии с у...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 2 класс.

АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика»  составлена в соответствии с у...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...