Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_prak_2_kl_stb_18-19_g.doc | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ Т.В. Колтунова | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № ____ от Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор общеобразовательной организации ______________ В.И. Часнык |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ
ДЛЯ 2а КЛАССА
НА 2018 -2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Разработчик программы: Сидельникова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории. Педстаж – 28 лет. |
с. Александровское
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по речевой практике для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по речевой практике для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика» во 2а классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по речевой практике во 2а классе.
4. Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика» во 2а классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Речевая практика» во 2а классе.
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6.Федеральный Закон о внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 85-ФЗ от 18 апреля 2018 г.
7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
11. Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России, Москва, «Русское слово»,2015г.
12. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
13. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
14. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
18. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
19. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
20. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
21. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».
24. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
25.Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413»;
29. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
30.Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
31. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
32. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
33. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
34. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
системы специализированного коррекционного образования".
35. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
37. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
38. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
39. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
40. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз «Об образовании».
41. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».
42. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
43. Учебный план для обучающихся, воспитанников 2а класса в условиях реализации ФГОС образования обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по речевой практике для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
Программа по предмету «Речевая практика» во 2а классе составлена с учётом особенностей речевого развития и познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников, способствует их умственному и речевому развитию, содержит материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа для 2а класса рассчитана на 68 часов в год, 2 ч в неделю.
Адресат: рабочая программа предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2а класса.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Речевая практика» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Речевая практика».
Цель курса: развитие речевой коммуникации, обогащение языковой базы обучающихся, воспитанников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- Помочь обучающимся, воспитанникам ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся, воспитанников,
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся, воспитанников;
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся, воспитанников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Речевая практика» для 2а класса положены следующие принципы:
- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
- развитие и коррекция высших психических функций.
- Мотивация к учению.
- Принцип научности и доступности обучения.
- Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся, воспитанников.
- Тематический принцип планирования учебного материала.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика» во 2а классе.
2.1 Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
2.4 Общая характеристика курса
В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с интеллектуальными нарушениями имеет практическую направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты.
Основное содержание
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку —Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето».
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев». «Я в мире природы»: «У меня есть щенок!»
3.Учебно-тематическое планирование уроков речевой практики во 2а классе.
Дата | № | Речевая ситуация. Тема урока | Коррекционные цели | Аудирование | Культура общения | Виды работы на уроке | Тип урока | Оборудование | Домашнее задание |
1 | Школьная жизнь (8 ч) Добро пожаловать! | Коррекция зрительного восприятия | Выполнение действий по инструкции | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, до свидания. | Поздравление с началом учебного года. Ответные реплики в типовом диалоге. | Изучение нового и первичное закрепление | Картинки на тему «Школа». Иллюстрации стр.4 | Ответы на вопросы, стр.4 | |
2 | У нас новая ученица | Коррекция внимания | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена» | Изучение нового и первичное закрепление | Иллюстрации стр. 7 | Закончить предложения, стр. 7 | |
3 | Расскажу маме о празднике «День знаний» | Коррекция слухового восприятия | Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова). | Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, спасибо, до свидания | Рассказ о Дне знаний. Выбор заглавия к рассказу из двух предложенных на странице учебника. | Комплексное применение знаний и умений | Иллюстрации стр.8 | Составление предложений, стр. 8 | |
4 | Истории о лете | Коррекция мышления | отгадывание загадки о лете | Познакомить с правилами участия в полилоге | Игра «Рассказ по кругу». Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации | Изучение нового и первичное закрепление | Картинки на тему «Лето» | Задание «Давай расскажем историю», стр. 13 | |
5 | Я расскажу вам, где отдыхал | Коррекция слухового восприятия | Разучивание считалок | Познакомить с правилами участия в полилоге | Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план. Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту | Комбинированный | н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа» | Составление предложений, стр. 14 | |
6 | Экскурсия по школе. | Коррекция зрительного восприятия | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой, библиотеки. Беседа по итогам экскурсии. | Экскурсия | Ответы на вопросы, стр. 26 | ||
7 | Расскажи мне о школе. Составление рассказа. | Коррекция внимания | Конструирование реплик по теме. | Правила поведения в классе, на перемене. | Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Составление рассказа. | Комплексное применение знаний и умений | Картинки на тему «Школа». Иллюстрации стр. 27 | Составление рассказа, стр. 27 | |
8 | Расскажи мне о школе. Диалог школьника с младшим братом. | Коррекция слухового восприятия | Конструирование реплик по теме. | Правила поведения в классе, на перемене. | Диалог школьника с младшим братом. | Комбинированный | Картинки на тему «Школа». Иллюстрации стр. 30 | Задание «Поговорим», стр. 30 | |
9 | Игры и игрушки (5 ч) «Игрушки» | Коррекция зрительного восприятия | Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. |
| Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке. | Изучение нового и первичное закрепление | н/д пособие « Игрушки» | Составление предложений на тему «Игрушки» | |
10 | «Моя любимая игрушка» | Коррекция зрительного восприятия | Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» | Игра «Назови ласково» | Игра «Отгадай мою игрушку». Описание игрушки по картинно-графическому плану. | Комбинированный | н/д пособие « Игрушки» | Описание игрушки. | |
11 | «Магазин игрушек» | Коррекция внимания | Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов | Повторить основные правила поведения в магазине. | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки | Комплексное применение знаний и умений | н/д пособие « Игрушки» | Повторить правила поведения в магазине. | |
12 | «Уложим куклу спать» | Коррекция слухового восприятия | Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. | Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией | Активизация в словарном запасе школьников выражений, традиционных в ситуации перед сном. Ролевая игра «Уложи куклу спать» | Комбинированный | Иллюстрация на тему «Игрушки» | Повторить формулы речевого общения (пожелание перед сном) | |
13 | «Мы уже не малыши» | Коррекция зрительного восприятия | Прослушивание стихотворения А. Барто «Я выросла» |
| Беседа о бережном отношении к вещам. Составление высказываний по условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные принадлежности). Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки». | Комплексное применение знаний и умений | Картинки на тему «Игрушки», «Школьные принадлежности» | . Составить высказывания по данным схемам | |
14 | Вспоминаем любимые сказки (7ч) Знакомство со сказкой «Три медведя» | Коррекция слухового восприятия | Разучивание чистоговорки | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | Прослушивание сказки. Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности. | Изучение нового и первичное закрепление | Слайды к сказке «Три медведя» | Составить предложения по картинкам | |
15 | Инсценировка эпизодов сказки «Три медведя» | Коррекция внимания | Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Инсценирование эпизодов сказки. Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся | Комплексное применение знаний и умений | Слайды к сказке «Три медведя» | Отвечать на вопросы по сказке | |
16 | Знакомство со сказкой «Три поросенка» | Коррекция памяти | Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке. | Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки. | Прослушивание сказки. Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?» | Изучение нового и первичное закрепление | Слайды к сказке «Три поросёнка». Картинки стр. 18 | Работа по картинкам, стр. 18 | |
17 | Рассказывание сказки «Три поросенка» обучающимися. | Коррекция слухового восприятия | Разучивание чистоговорок | Развивать интонационные и мимические умения школьников в процессе рассказывания сказки | Рассказывание сказки. | Комбинированный | Слайды к сказке «Три поросёнка». Картинки стр. 19 | Отвечать на вопросы, стр. 19 | |
18 | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | Коррекция слухового восприятия | Прослушивание загадки, отгадывание | Правила поведения при знакомстве. | Прослушивание сказки. Ответы на вопросы . | Изучение нового и первичное закрепление | Слайды к сказке «Красная Шапочка». Картинки стр. 67 | Проигрывание диалога между Красной Шапочкой и Волком | |
19 | Рассказывание сказки «Красная Шапочка» обучающимися. | Коррекция памяти | Разучивание чистоговорок | Развивать интонационные и мимические умения школьников в процессе рассказывания сказки | Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. | Комплексное применение знаний и умений | Слайды к сказке «Красная Шапочка». Картинки стр. 67-69 | Отвечать на вопросы по картинкам, стр. 67-69 | |
20 | Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | Коррекция внимания | Разучивание чистоговорок | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Комбинированный | Слайды к сказке «Красная Шапочка». Картинки стр. 67-69 | Пересказ эпизодов сказки «Красная Шапочка» | |
21 | Я дома (5 ч) В воскресенье все дома | Коррекция слухового восприятия | Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Формировать уважительное отношение к старшим | Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам. | Изучение нового и первичное закрепление | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». Картинки на тему «Семья» | Составить предложения по сюжетным картинкам | |
22 | Расскажи о себе | Коррекция внимания | Разучивание чистоговорки | Формировать уважительное отношение к членам семьи | Называние своего имени, отчества, фамилии, адреса. Рассказ о себе по образцу | Комплексное применение знаний и умений | Картинки на тему «Семья» | Рассказать о себе по образцу | |
23 | Алло! Алло! Правила общения по телефону | Коррекция памяти | Разучивание чистоговорки | Познакомить с правилами общения по телефону | Чтение номеров телефонов, запись и заучивание домашнего номера телефона. Моделирование телефонных разговоров с мамой. | Изучение нового и первичное закрепление | Картинки стр. 35 | Проигрывание телефонного разговора, стр. 35 | |
24 | Моделирование телефонных разговоров | Коррекция слухового восприятия | Слушание и воспроизведение чистоговорки:
| Правила общения по телефону | Составление рассказа с опорой на картинки. Моделирование телефонных разговоров | Комбинированный | Картинки стр. 37 | Ответы на вопросы, стр. 37 | |
25 | Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи». | Коррекция внимания | Повторение чистоговорки | Правила общения по телефону | Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи». | Картинки на тему «Я и мои товарищи» | Проигрывание диалога с диспетчером «Скорой помощи» | ||
26 | Я и мои товарищи (4 ч) Играем во дворе | Коррекция слухового восприятия | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно» | Формировать доброжелательное отношение друг к другу | Игра «Кто быстрее?» Диалог в игровых ситуациях | Изучение нового и первичное закрепление | Картинки на тему «Я и мои товарищи» | Проигрывание диалога в игровых ситуациях | |
27 | Не надо больше ссориться | Коррекция мышления | Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться» | Формировать доброжелательное отношение друг к другу | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Моделирование спорных ситуации и способы их решения | Комплексное применение знаний и умений | Стихотворение Э. Мошковской «Не надо больше ссориться» | Ответы на вопросы | |
28 | Дружат в нашем классе девочки и мальчики | Коррекция слухового восприятия | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни | Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. | Комбинированный | Картинки на тему «Я и мои товарищи» | Рассказать о своём товарище | |
29 | Наш товарищ заболел | Коррекция слухового восприятия | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю. | Рассказ по сюжетным картинкам о порядке действий в опасной ситуации | Комплексное применение знаний и умений | Картинки на тему «Я и мои товарищи» | Составить рассказ по сюжетным картинкам | |
30 | Новогодний карнавал (3 ч) Готовимся к празднику | Коррекция внимания | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. | Учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение | Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. | Изучение нового и первичное закрепление | Слайды и картинки на тему «Новый год» | Составить рассказ о подготовке к новогоднему празднику | |
31 | Новогодние чудеса | Коррекция слухового восприятия | Слушание песенки «В лесу родилась елочка» | Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность | Игра «Узнай меня». Моделирование ситуации знакомства на карнавале | Комбинированный | Слайды и картинки на тему «Новый год» | Составить рассказ о подготовке к новогоднему празднику | |
32 | Новогодние поздравления | Коррекция мышления | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем | Учить строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков | Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. | Комплексное применение знаний и умений | Слайды и картинки на тему «Новый год» | Поздравить близких с Новым годом | |
33 | Зимняя прогулка (4ч) Зимняя одежда | Коррекция зрительного восприятия | Заучивание чистоговорки «в шапке да шубке хорошо Мишутке» | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, подать тот или иной предмет одежды | Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» | Изучение нового и первичное закрепление | Иллюстрации на тему «Одежда» | Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» | |
34 | Зимние забавы | Коррекция мышления | Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией | Составление рассказа с опорой на картинный план. Моделирование возможных диалогов между героями картинки. | Комбинированный | Слайды и картинки на тему «Зимние забавы» | Составить рассказ о зимних забавах детей | |
35 | Мы катаемся с горы | Коррекция слухового восприятия | Н. Некрасов «Детство» (отрывок) | Закреплять умение строить высказывание-просьбу в связи с ситуацией | Составление рассказа с опорой на картинку. Составление рассказа из личного опыта. | Комплексное применение знаний и умений | Слайды и картинки на тему «Зимние забавы» | Составить рассказ с опорой на картинку | |
36 | Мы лепим снеговика | Коррекция памяти | Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией | Составление рассказа с опорой на картинный план, рассказа из личного опыта. | Комбинированный | Слайды и картинки на тему «Зимние забавы» | Составить рассказ о лепке снеговика | |
37 | Мойдодыр (11ч) Я умываюсь | Коррекция слухового восприятия | Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр» | Закреплять умение строить высказывание-просьбу | Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями | Изучение нового и первичное закрепление | Стихотворение «Мойдодыр» | Ответы на вопросы по стихотворению «Мойдодыр» | |
38 | Режим дня школьника | Коррекция слухового восприятия | Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» | Употребление вежливых слов | Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам. | Изучение нового и первичное закрепление | Стихотворение С. Михалкова «Про Мимозу» | Составление рассказа по картинкам. | |
39 | Я правильно одеваюсь | Коррекция слухового восприятия | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный» | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Называние предметов одежды. Описание одежды куклы. Игра «Одень Машу» | Комбинированный | Кукла Маша | Описать одежду куклы | |
40 | Вещи в моем шкафу | Коррекция зрительного восприятия | Отгадывание загадок | Употребление слов спасибо, пожалуйста | Употребление в речи предлогов в, на, под. Практические упражнения по складыванию одежды. | Комплексное применение знаний и умений | Картинки на тему «Одежда» | Составление предложений с предлогами в, на, под | |
41 | Я собираюсь на прогулку | Коррекция памяти | Отгадывание загадок | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Усвоить последовательность действий при одевании. Ответы на вопросы. Игра «Оденься правильно» | Комбинированный | Картинки на тему «Одежда» | Ответы на вопросы | |
42 | Содержу одежду в чистоте | Коррекция зрительного восприятия | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Составление рассказа о том, как проходит день школьника после уроков. Игра «Кто знает, пусть продолжает». | Комбинированный | Картинки на тему «Одежда» | Почистить свою одежду | |
43 | Экскурсия в прачечную. Опрятному человеку нужны помощники. | Коррекция зрительного восприятия | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | Экскурсия в прачечную. Знакомство с персоналом. Расширение словарного запаса школьников словами, обозначающими предметы бытовой техники. | Экскурсия | Ответы на вопрсы по материалам экскурсии | ||
44 | Я обуваюсь | Коррекция слухового восприятия | Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой | Употребление вежливых слов | Практические упражнения в обувании, в шнуровании. Сопровождение действий словами. | Комбинированный | Картинки на тему «Обувь» | Упражнения в шнуровании обуви | |
45 | Дежурство. Диалог между учениками. | Коррекция мышления | Разучивание чистоговорок | Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Беседа по картинкам к стихотворению. Составление предложений. Моделирование диалогов. | Изучение нового и первичное закрепление | Картинки стр.50 | Ответы на вопросы по картинкам, стр.50 | |
46 | Пошли в столовую! | Коррекция внимания | Выполнение заданий по словесной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?») | Ориентировка обучающихся на модели поведения, принятые в столовой. | Работа по картинкам Стр. 53. Обсуждение правильного поведения в столовой. Ролевая игра «В столовой» | Комбинированный | Картинки стр.53 | Работа по картинкам, стр. 53 | |
47 | Составление рассказа о дежурстве. | Коррекция слухового восприятия | Выполнение заданий по словесной инструкции учителя | Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Игра «Живое предложение». Составление рассказа о дежурстве. | Комплексное применение знаний и умений | Картинки стр.50-53 | Составление рассказа о дежурстве | |
48 | Я за порогом дома (5ч) Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | Коррекция внимания | Слушание песенки «Мы едем, едем, едем» | Формирование навыков правильного поведения в автобусе. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Ответы на вопросы. Составление предложений. Моделирование ситуации «Я в автобусе» | Изучение нового и первичное закрепление | Картинки «В автобусе» | . Составление предложений по картинкам «В автобусе» | |
49 | Мы не знаем, как пройти, Как быть? | Коррекция зрительного восприятия | Отгадывание загадок. | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. | Комбинированный | Картинки «На улице» | Проигрывание ситуации «Я забыл дорогу» | |
50 | Я записался в кружок! Моделирование диалогов. | Коррекция внимания | Выполнение заданий по словесной инструкции учителя | Закреплять умение строить высказывание-просьбу в связи с ситуацией | Высказывания обучающихся по картинкам, стр. 74. Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Моделирование диалогов. | Комплексное применение знаний и умений | Иллюстрации стр. 74 | Ответы на вопросы, стр 74 | |
51 | Беседа на тему «Я тоже занимаюсь в кружке». | Коррекция мышления | Разучивание чистоговорок | Правила поведения на занятиях кружка | Беседа с опорой на личный опыт обучающихся. Игра «Живое предложение». Моделирование диалогов. | Комбинированный | Иллюстрации стр. 75 | Проигрывание диалога при записи в кружок | |
52 | Составление рассказа о занятии в кружке. | Коррекция внимания | Выполнение заданий по словесной инструкции учителя | Правила поведения на занятиях кружка | Работа по картинкам стр. 77. Высказывания обучающихся. Составление рассказа о занятии в кружке. | Комплексное применение знаний и умений | Иллюстрации стр. 76-77 | Составить рассказ о занятии в кружке | |
53 | Я дома (6ч) Где я живу | Коррекция памяти | Отгадывание загадок | Употребление вежливых слов. | Упражнение в назывании своего адреса. Проигрывание диалога «Где ты живешь?» | Изучение нового и первичное закрепление | Картинка «Дети» | Упражнение в назывании своего адреса | |
54 | С днём рождения! Конструирование возможных поздравлений. | Коррекция внимания | Заучивание скороговорки | Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем | Конструирование возможных поздравлений. Моделирование телефонного разговора с поздравляющим. | Комбинированный | Иллюстрации стр. 42 | Работа по картинкам, стр. 42 | |
55 | Ролевая игра «День рождения» | Коррекция мышления | Скороговорка | Правильная модель поведения при получении подарков. | Работа по картинкам стр. 45, 46. Обсуждение модели поведения при получении подарков. Ролевая игра «День рождения» | Комбинированный | Иллюстрации стр. 45, 46 | Работа по картинкам стр. 45, 46. | |
56 | Составление рассказа о праздновании дня рождения. | Коррекция слухового восприятия | Выполнение заданий по словесной инструкции учителя | Правильная модель поведения на празднике | Составление рассказа о праздновании дня рождения | Комплексное применение знаний и умений | Иллюстрации стр. 47 | Составление рассказа, стр.47 | |
57 | Накрываем на стол | Коррекция внимания | Выполнение заданий по словесной инструкции учителя | Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста» Правила этикета за столом. | Ролевая игра «Кукла накрывает на стол» | Комбинированный | Презентация «Правила этикета за столом» | Повторение правил поведения за столом | |
58 | Поздравляем маму | Коррекция памяти | Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся | Учить строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков | Составление поздравления маме. Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. | Комплексное применение знаний и умений | Картинки «Мама и дети» | Составление поздравления маме. | |
59 | Мир природы (8ч) «К нам весна шагает…» | Коррекция зрительного восприятия | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна» | Воспитание эмоциональной адекватности | Составление рассказа с опорой на картинный план | Изучение нового и первичное закрепление | н/д пособие «Весна», рассказы по картинкам «Родная природа» | Составление рассказа с опорой на картинный план | |
60 | Первоцветы | Коррекция памяти | Слушание стихотворения «Подснежник» | Называние первоцветов ласково. | Составление описания первоцветов по картинно-графическому плану | Комплексное применение знаний и умений | Картинки весенних цветов | Описание цвенка | |
61 | Экскурсия. Весна в парке. | Коррекция внимания | Отгадывание загадок | Правила поведения во время экскурсии. | Составление рассказа о весне. | Экскурсия | Составление рассказа о весне. | ||
62 | У меня есть щенок! Подбор словосочетаний и подходящих картинок. | Коррекция зрительного восприятия | Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе» | Называние ласково | Подбор словосочетаний, подходящих картинок. Игра «Живое предложение». Обсуждение ситуаций. | Изучение нового и первичное закрепление | Иллюстрации стр. 58,59 | Нарисовать щенка. | |
63 | Составление рассказа-описания щенка. | Коррекция внимания | Отгадывание загадки. | Называние ласково | Составление рассказа-описания щенка. Игра «Узнай моего питомца» | Комплексное применение знаний и умений | Иллюстрации стр. 60,61 | Описать щенка | |
64 | У меня есть щенок! Составление рассказа по рисунку. | Коррекция памяти | Слушание стихотворения С. Михалкова «Щенок» | Называние ласково | Беседа по содержанию стихотворения «Щенок». Составление рассказа по рисунку (стр. 63) | Комбинированный | Иллюстрации стр. 62, 63 | Составить рассказ по рисунку, стр. 63 | |
65 | Здравствуй лето! | Коррекция слухового Коррекция мышления восприятия | Слушание стихотворения И. Гуриной « Здравствуй лето!» | Правила поведения на воде | Правила поведения на воде Игра «Морские фигуры» | Комплексное применение знаний и умений | н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа» | Повторить Правила поведения на воде | |
66 | Экскурсия «Здравствуй, лето!» | Коррекция зрительного восприятия | Отгадывание загадок, доскажи словечко | Правила поведения на экскурсии. | Экскурсия. Составление рассказа о лете. | Экскурсия | . Составление рассказа о лете | ||
67 | Впереди каникулы | Коррекция мышления | Отгадывание загадки. | Употребление в речи вежливых слов. | Коллективное составление рассказа «Как я проведу каникулы» | Комплексное применение знаний и умений | н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа» | Высказывания на тему «Как я проведу каникулы» | |
68 | Итоговое занятие | Коррекция мышления | Выполнение заданий по словесной инструкции учителя | Употребление в речи вежливых слов. | Ответы на вопросы. Составление предложений. Высказывания на заданную тему. | Обобщение и систематизация знаний | н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа» |
4. Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика» во 2а классе.
4.1 Характеристика обучающихся 2а класса
Во 2а классе 13 обучающихся, воспитанников. Из них 4 обучаются по СИПР на дому. 9 человек умеют формулировать просьбы и желания, участвуют в ролевых играх, в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечают на вопросы учителя. Турсукова Д., Королев А. с искажениями произносят чистоговорки из-за нарушений речи.
3 обучающихся, воспитанника вновь прибывшие.
4.2 Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников по данной программе.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Личностные результаты
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Оценивание
Во 2 классе в течение первого полугодия отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности. Оценки выставляются, начиная с 3 четверти.
При оценке устных ответов принимается во внимание: правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;− полнота ответа;− умение практически применять свои знания;− последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения во 2а классе.
Технические средства:
1.Ноутбук
2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung
3. Проектор ACER
4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609
Наглядные и дидактические материалы
№ | Наименование материала |
1. | Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания» |
2. | Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь» |
3. | Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» |
4. | Набор карточек «Дикие кошки» |
5. | Рассказы по картинкам «Родная природа» |
6. | Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы» |
7. | Набор карточек «Цветы» |
8. | Набор карточек «Ягоды» |
9. | Набор карточек «Птицы» |
10. | Набор карточек «Домашние животные и птицы» |
11. | Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» |
12. | Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии» |
13. | Плакат «Времена года» |
14. | Плакат «Домашние животные» |
15. | Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов |
16. | Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории» |
17. | Школьный словарик «Птицы России» |
18. | Школьный словарик «Животные России» |
19. | Школьный словарик «Растения России» |
6. Литература
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
2. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 2 класса / Комарова С.В. -М.: Просвещение, 2016.
3.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
4.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
Разработчик программы:
Сидельникова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов. _________________
Подпись
Учитель Сидельникова Татьяна Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)
Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речевая практика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (ин...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...