Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс)
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 99 часов (исходя из 33 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
- буквы, предусмотренные по годам обучения (А,У,М);
- членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
- распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;
- соотносить пиктограмму с действием или с жестом;
- выделять часть из целого;
- различать изученные буквы (А,У, М);
- находить заданную букву (в слогах и словах);
- составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 373.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена на основании АООП для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 1 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 99 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
- буквы, предусмотренные по годам обучения (А,У,М);
- членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
- распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;
- соотносить пиктограмму с действием или с жестом;
- выделять часть из целого;
- различать изученные буквы (А,У, М);
- находить заданную букву (в слогах и словах);
- составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (99 ч)
- Коммуникация (37 ч)
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках, фотографиях;
- знакомство с пиктограммами и жестами («есть», «конфета/печенье», «пить», «сок», «туалет», «играть», «мяч», «машина», «телевизор», «помоги»);
- формирование указательного жеста.
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (14 ч)
- чтение литературных произведений, беседы по содержанию, работа над пересказом (русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба», А.С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»);
- беседы о временах года, чтение стихотворений.
- Чтение и письмо (49 ч)
- звуки окружающей действительности, характеристика звука по силе звучания;
- ориентировка на листе (право – лево, верх – низ, середина);
- знакомство с графическими терминами (точка, прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия);
- рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала;
- звук и буква А;
- звук и буква У;
- звук и буква М;
- письмо букв А, У, М;
- составление, чтение, письмо слогов.
Календарно-тематическое планирование: (Приложение 1)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Цели | Виды работы | Оборудование |
Звуки окружающей действительности. | 1 | Учить выделять, различать и повторять звуки окружающей действительности. | Игра” Звуки вокруг нас”, картинки, запись речевых и неречевых звуков, задание на звукоподражание. | Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки. | ||
Ориентировка на листе: право-лево, середина. | 1 | Учить ориентироваться на листе. Формировать понятия «право - лево», «середина». | Работа на доске. Размещение картинок с левой и с правой стороны листа бумаги. | Листы бумаги, карандаши, аппликации. | ||
Диагностика коммуникативных умений. | 1 | Оценивание уровня развития коммуникативных умений учащихся. | Наблюдение за учащимися в учебной и свободной деятельности, заполнение бланков мониторинга, выделение основных задач для развития коммуникативных умений для каждого учащегося (до 3х задач). Беседы с учителями-предметниками, родителями учащихся, разработка дальнейшего маршрута работы. | Определение основных задач для каждого учащегося, беседы с родителями. | ||
Характеристика звука по силе звучания. | 1 | Учить различать звуки по силе звучания и регулировать громкость собственной речи. | Обсуждение понятия «громко, тихо». Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо», задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, свисток, погремушка, картинки. | ||
Учимся держать ручку правильно. | 1 | Постановка ручки в руку. Формировать умение правильно держать ручку. Учить проводить линии. | Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры. Упражнение «Рисуем в воздухе». Упражнение ниточки. | Мячики, ручки, бумага, рабочая тетрадь. | ||
Диагностика коммуникативных умений. | 1 | Оценивание уровня развития коммуникативных умений учащихся. | Наблюдение за учащимися в учебной и свободной деятельности, заполнение бланков мониторинга, выделение основных задач для развития коммуникативных умений для каждого учащегося (до 3х задач). Беседы с учителями-предметниками, родителями учащихся, разработка дальнейшего маршрута работы. | Определение основных задач для каждого учащегося, беседы с родителями. | ||
«Чтение» телесных и мимических движений. | 1 | Учить узнавать себя в зеркале, учить отличать себя от товарищей. | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» | Зеркало. | ||
Ориентировка на листе: «верх – низ, середина». | 1 | Учить ориентироваться на листе. Формировать понятия «внизу – вверху». Учить изображать линии разной толщины. | Работа на доске (где низ, где верх). Размещение на листе бумаги картинок снизу и сверху. Упражнение «Толстые и тонкие ниточки». | Листы бумаги, карандаши, аппликации, шаблоны и трафареты, рабочая тетрадь. | ||
Знакомство с пиктограммами. | 1 | Формирование и развитие умения узнавать пиктографические изображения и сопоставлять их с реальными объектами. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Беседа про пиктограммы, демонстрация и сравнение изображений и реальных объектов. Дидактические игры: различные виды лото, соотнесение реальных объектов и их фотографий, соотнесение фотографий и контурных изображений предметов, соотнесение фотографий/цветных изображений и простых пиктограмм (мяч, кукла, машина, книга, дерево, кошка, собака, кубики). Приложение 3.
Обозначение окончания урока, прощание. | При необходимости оказывать помощь при выполнении тех или иных заданий. | ||
Слово. Название предмета. | 1 | Учить соотносить предмет и слово. | Практическое знакомство со словом, называние слова по картинке. Называние предмета (ответы на вопросы: кто это? что это?). | Предметные картинки, игрушки, словарные таблички. | ||
Знакомство с графическим термином «точка». | 1 | Познакомить детей с графическим термином «точка». Учить наносить точки на поверхности листа. | Работа на доске. Упражнение «Звезды на небе», «Покорми птиц», «Чайный сервиз». | Мел, небольшие звездочки, рабочая тетрадь. | ||
«Чтение» телесных и мимических движений. | 1 | Учить распознавать изменения в мимике учителя, учить подражать мимике взрослого. | Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; Игры в кругу «Зеркало», «Запомни движения». | Зеркало. | ||
Знакомство с понятием «вертикальная линия». | 1 | Формирование понятия «вертикальная прямая линия. Учить проводить вертикальные линии. | Рисование вертикальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (сверху вниз, снизу вверх). Упражнение «Дождик», «Поможем зайчатам», «Праздничные шары», «Запуск ракет». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочая тетрадь. | ||
Знакомство с пиктограммами. | 1 | Формирование и развитие умения узнавать пиктографические изображения и сопоставлять их с реальными объектами. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Беседа про пиктограммы, демонстрация и сравнение изображений и реальных объектов. Дидактические игры: различные виды лото, соотнесение реальных объектов и их фотографий, соотнесение фотографий и контурных изображений предметов, соотнесение фотографий/цветных изображений и простых пиктограмм (мяч, кукла, машина, книга, дерево, кошка, собака, кубики). Приложение 3.
Обозначение окончания урока, прощание. | При необходимости оказывать помощь при выполнении тех или иных заданий. | ||
15. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Учить узнавать себя на фотографиях. Учить отличать себя от членов своей семьи на фотографиях. | Упражнения с фотографиями, игры: «Угадай (назови, покажи), кто это?». Рассматривание фотоальбома «Моя семья». Беседа «Узнай себя, свою семью на фото». Игровая ситуация «Что делает мама? Где папа?» | Фотографии с членами семьи. | |
16 | Знакомство с понятием «горизонтальная линия». | 1 | Формирование понятия «горизонтальная прямая линия». Учить проводить горизонтальные линии. | Рисование горизонтальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (слева направо, справа налево). Упражнения «Игра в кегли», «Соревнование», «Игра в мяч». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, образцы. | |
17. | Знакомство с жестами. | 1 | Формирование и развитие умения сопоставлять жест с реальным объектом. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Беседа о том, как мы используем жесты (на примере жестов «привет», «пока»). Упражнения: Просмотр видеороликов, где демонстрируются жесты. Ознакомление с жестами (мяч, кукла, кубики, машина, кот) посредством дидактических игр и чтения стихов с жестовой поддержкой: «Кот сибирский…», «Мячик», «Грузовик», «Кубики», «Кукла» Приложение 1.
Обозначение окончания урока, прощание. | При необходимости оказывать помощь при выполнении тех или иных заданий. | |
18. | Работа с букварем. Беседа «Осень». | 1 | Учить составлять описание по картинке. | Артикуляционная гимнастика. Повторение темы «Осень». Составление описания по картинке. Работа с букварем. | Картинки, «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В. | |
19. | Рисование прямых линий в разных направлениях. | 1 | Тренировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Формировать умение ориентироваться на листе. | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. Упражнения «Тренировка», «Купание гнома», «Стрельба из лука», «На озере». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочие тетради. | |
20. | Работа с букварем. Сказка «Колобок». | 1 | Познакомить детей с сюжетом сказки «Колобок». | Прослушивание сказки. Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности по картинкам. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., видеозапись | |
21. | Рисование кривых линий. | 1 | Учить рисовать кривые линии. Развивать мышление. | Работа у доски. Рисование волн, дорожек. Упражнения «Угостим мышек зерном», «Отважный водитель», «Веселый щенок». | Мел, листы бумаги, ручки, рабочие тетради. | |
22. | Формирование указательного жеста. | 1 | Формирование и развитие умения использовать указательный жест (на горизонтальной плоскости, при выборе реальных объектов, для указания направления и выбора объектов в пространстве). |
Использование жеста «Привет». Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
См. Приложение 2.
Обозначение окончания урока, прощание. Использование жеста «Пока». | При необходимости оказывать помощь при выполнении тех или иных заданий. | |
23. | Работа с букварем. Сказка «Репка». | 1 | Познакомить детей с сюжетом сказки «Репка». | Прослушивание сказки Просмотр мультика Ответы на вопросы Пересказ по иллюстрациям Восстановление последовательности по картинкам. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., иллюстрации к сказке, видеозапись. | |
24. | Рисование круга. | 1 | Учить рисовать круг. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. | Показ различных круглых предметов. Обведение заданных фигур по образцу, Нарисуй яблоко, клубок. Лепка из пластилина контура круга. Упражнения «Апельсины», «Мыльные пузыри», «Две болтливые рыбки». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
25. | Формирование указательного жеста. | 1 | Формирование и развитие умения использовать указательный жест (на горизонтальной плоскости, при выборе реальных объектов, для указания направления и выбора объектов в пространстве). |
Использование жеста «Привет». Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
См. Приложение 2.
Обозначение окончания урока, прощание. Использование жеста «Пока». | При необходимости оказывать помощь при выполнении тех или иных заданий. | |
26. | Работа с букварем. Сказка «Теремок». | 1 | Познакомить детей с сюжетом сказки «Теремок». | Прослушивание сказки Просмотр мультика Ответы на вопросы Пересказ по иллюстрациям Восстановление последовательности по картинкам | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., иллюстрации к сказке, видеозапись, аудиозапись. | |
27. | Контрольная работа «Линии». | 1 | Текущая проверка знаний. | Работа с бланками контрольной работы | Бланки контрольных работ. | |
28. | Работа с букварем Сказка «Три медведя». | 1 | Познакомить детей с сюжетом сказки «Три медведя». | Прослушивание сказки Просмотр мультика Ответы на вопросы Пересказ по иллюстрациям Восстановление последовательности по картинкам. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., иллюстрации к сказке, видеозапись, аудиозапись. | |
29. | Прямые и кривые линии, точки. Повторение. | 1 | Закрепить умение проводить прямые линии и изображать точки. | Упражнения «Прогулка в лесу», «Домой в норку», «Гномики заблудились», «Поиграем». | Ручки, карандаши, рабочие тетради. | |
30. | Обобщающее занятие по теме «Жесты и пиктограммы». | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков по данной теме. |
Использование жеста «Привет». Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Беседа на тему: «Жесты и пиктограммы». Игра в лото (сопоставление реальных предметов и изображений, изображений и пиктограмм), чтение стихов с жестовой поддержкой. Приложение 2 и 3.
Обозначение окончания урока, прощание. Использование жеста «Пока». | При необходимости оказывать помощь при выполнении тех или иных заданий. | |
31. | «Чтение» телесных и мимических движений. | 1 | Учить показывать части тела на себе и в отражении. | Показ указательным жестом своих частей тела на себе и в отражении. Игры «Водичка, водичка», «Делай, как я». | Зеркало. | |
32. | Рисование овала. | 1 | Учить рисовать овальную форму. Закрепить умение проводить прямые линии.
| Показ различных овальных предметов. Обведение заданных фигур по образцу, Лепка из пластилина контура овала. Упражнения «Воздушное путешествие», «Бусы», «Подарок». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
33. | Жест и пиктограмма «есть». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «есть» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. На данном этапе используем видеосюжеты только с участием людей. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «есть», тренировка жеста при работе с визуальным расписанием, перед выходом в столовую, в самой столовой. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Малыш хочет есть», «Как попросить есть у взрослого?», «Дети в столовой». В зависимости от уровня речевого развития, можно подобрать слова-синонимы к слову «есть» (кушать, питаться), составить с ними словосочетания и предложения. Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
34. | Стихи об осени. | 1 | Закрепить представления об осени. | Прослушивание стихов Просмотр иллюстраций. | Тексты стихотворение, иллюстрации, «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., | |
35. | Письмо наклонных линий. | 1 | Формирование понятия «наклонная линия». | Игра «Нарисуй такую же». Различение линий. Определение типа линий по обводке. Определение вида линий на рисунке. Различение линий по форме и размеру. Обводка, закрашивание | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, образцы. | |
36. | Жест и пиктограмма «есть». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «есть» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. На данном этапе используем видеосюжеты только с участием людей. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «есть», тренировка жеста при работе с визуальным расписанием, перед выходом в столовую, в самой столовой. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Малыш хочет есть», «Как попросить есть у взрослого?», «Дети в столовой». В зависимости от уровня речевого развития, можно подобрать слова-синонимы к слову «есть» (кушать, питаться), составить с ними словосочетания и предложения. Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
37. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Учить соотносить предмет с изображением. | Нахождение игрушки по картинкам и по характерным звукам. | Предметные картинки, звучащие объекты. | |
38. | Рисование круга, овала. Повторение. | 1 | Закрепить умение рисовать круг и овал по обводке. | Работа у доски. Выполнение различных упражнений. | Ручки, карандаши, листы с заданиями. | |
39. | Жест и пиктограмма «конфета»* («печенье»). | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «конфета» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «конфета», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Выбор между двумя понятиями делается в зависимости от того, нет ли у учащихся противопоказаний к сладкому, согласны ли родители. Жест «Конфета» проще, поэтому в случае отсутствия противопоказаний изучается он. Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. В зависимости от уровня речевого развития можно предложить описание сюжетов «Малыш просит конфету», «Поделись конфетой с другом». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
40. | Знакомство с буквой А. | 1 | Познакомить с графическим образом буквы А. | Нахождение буквы А в ряду других букв, называние буквы А. | Карточки с буквами. | |
41. | Письмо элементов буквы А. | 1 | Формировать навык письма элементов буквы А. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание элементов буквы. Прописывание элементов буквы А, выполнение бордюров, штриховок. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
42. | Жест и пиктограмма «конфета»* («печенье»). | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «конфета» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «конфета», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Выбор между двумя понятиями делается в зависимости от того, нет ли у учащихся противопоказаний к сладкому, согласны ли родители. Жест «Конфета» проще, поэтому в случае отсутствия противопоказаний изучается он. Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. В зависимости от уровня речевого развития можно предложить описание сюжетов «Малыш просит конфету», «Поделись конфетой с другом». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
43. | Звук и буква А. | 1 | Учить произносить звук А, обозначать звук буквой. | Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву А. Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее». Выделение первой буквы в слове. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами. | |
44. | Письмо заглавной буквы А. | 1 | Формирование умения письма заглавной буквы А. | Выполнение бордюра в тетради . Игра «Назови слова на «а». Демонстрация прописной буквы «А». Работа у доски. Выкладывание буквы из шнурков. Написание буквы в воздухе. Написание по обводке, опорным точкам, самостоятельно. | Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
45. | Жест и пиктограмма «пить». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «пить» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. На данном этапе используем видеосюжеты только с участием людей. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «пить», тренировка жеста при работе с визуальным расписанием, перед выходом в столовую, в самой столовой. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока – прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Малыш просит пить», «Дети в столовой». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
46. | Работа с букварем. Сказка «Курочка Ряба». | 1 | Познакомить детей с сюжетом сказки «Курочка Ряба». | Прослушивание сказки Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности по картинкам. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., иллюстрации, текст сказки, мультфильм . | |
47. | Письмо строчной буквы А. | 1 | Формирование умения письма строчной буквы А. | Выполнение бордюра в тетради Игра «Назови слова на «а». Демонстрация прописной буквы «А». Демонстрация элементов прописной буквы «А». Работа у доски. Выкладывание буквы из шнурков. Написание буквы в воздухе. Написание по обводке, опорным точкам, самостоятельно. | Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
48. | Жест и пиктограмма «пить». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «пить» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. На данном этапе используем видеосюжеты только с участием людей. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «пить», тренировка жеста при работе с визуальным расписанием, перед выходом в столовую, в самой столовой. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Малыш просит пить», «Дети в столовой». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
49. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Учить распознавать действия на изображениях. Учить повторять изображенные действия. | Зрительные упражнения с картинками. Игра «Покажи, что делает». | Картинки с изображением действий. | |
50. | Заглавная и строчная буква А. | 1 | Закрепление умения написания заглавной и строчной прописной буквы «А». | Игра «Найди букву А». Работа у доски. Письмо строчной и прописной буквы «А» по обводке и с опорой на образец. Письмо строчной и прописной букв «А» под диктовку. | Листы А4 с изображениями различных букв, фигур, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
51. | Промежуточная диагностика. | 1 | Оценивание уровня развития коммуникативных умений учащихся, корректировка поставленных целей и задач в соответствии с достижениями учащихся. | Наблюдение за учащимися в учебной и свободной деятельности, заполнение бланков мониторинга, корректировка основных задач для развития коммуникативных умений для каждого учащегося. Беседы с учителями предметниками, родителями учащихся, разработка дальнейшего маршрута работы. | Корректировка основных задач для каждого учащегося, беседы с родителями. | |
52. | Знакомство с буквой У. | 1 | Познакомить с графическим образом буквы У. | Нахождение буквы У в ряду других букв, называние буквы У. | Карточки с буквами. | |
53. | Письмо элементов буквы У. | 1 | Формировать навык письма элементов буквы У. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание элементов буквы. Прописывание элементов буквы У, выполнение бордюров, штриховок. | Листы А4 с прописями. | |
54. | Звук и буква У. | 1 | Научить знать и называть звук и букву У. | Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву У. Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее». Выделение первой буквы в слове. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами. | |
55. | Письмо элементов буквы У. Письмо заглавной буквы У. | 1 | Формировать навык письма элементов буквы У. Формирование умения письма заглавной буквы У. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание элементов буквы. Прописывание элементов буквы У, выполнение бордюров, штриховок. Выполнение бордюра в тетради . Игра «Назови слова на «У». Демонстрация прописной буквы «У». Работа у доски. Выкладывание буквы из шнурков. Написание буквы в воздухе. Написание по обводке, опорным точкам, самостоятельно. | Карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
56. | Жест и пиктограмма «сок». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «сок» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «сок», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. В зависимости от уровня речевого развития можно предложить описание сюжетов «Выбор сока в магазине», «Малыш просит сок». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
57. | Изученные буквы. Повторение. | 1 | Повторить изученные буквы. | Покади картинку, найди букву, назови букву, выделение первой буквы в слове. | Карточки с буквами, «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В. | |
58. | Письмо горизонтальных и вертикальных линий. Повторение. | 1 | Закрепить умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. | Упражнения: Выполни штриховку, покажи путь, соедини элементы, соедини точки. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочая тетрадь. | |
59. | Жест и пиктограмма «сок». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «сок» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «сок», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. В зависимости от уровня речевого развития можно предложить описание сюжетов «Выбор сока в магазине», «Малыш просит сок». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
60. | Слово. Название предмета. | 1 | Учить соотносить предмет и слово. | Практическое знакомство со словом, называние слова по картинке. Называние предмета (ответы на вопросы: кто это? что это?). | Букварь, предметные картинки, игрушки, словарные таблички. | |
61. | Письмо прямых линий в разных направлениях. | 1 | Тренировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Формировать умение ориентироваться на листе. | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. Задания на штриховку. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочая тетрадь. | |
62. | Обобщающее занятие по теме «Еда и напитки». | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков по данной теме. |
Использование жеста «Привет». Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Беседа «Еда и напитки». Игра в лото (сопоставление реальных предметов и изображений, изображений и пиктограмм), чтение стихов с жестовой поддержкой. Приложение 2 и 3. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4.
Обозначение окончания урока, прощание. Использование жеста «Пока». | Дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений по пройденному материалу. Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
63. | Работа с букварем. Беседа «Зима». | 1 | Учить составлять описание по картинке. | Артикуляционная гимнастика. Повторение темы «Зима». Составление описания по картинке Работа с букварем. Просмотр мультфильма «12 месяцев». | Букварь, иллюстрации на тему «Зима», мультфильм. | |
64. | Рисование кривых линий. | 1 | Учить рисовать кривые линии. Развивать мышление. | Работа у доски. Рисование волн, дорожек. Выполнение упражнений на штриховку. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочая тетрадь. | |
65. | Жест и пиктограмма «туалет». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «туалет» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «туалет», тренировка жеста при работе с визуальным расписанием, перед выходом в туалет, в самомтуалете. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Ученик просится в туалет», «Последовательность действий в туалете», «Как попроситься в туалет?» Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
66. | Звук и буква «А». | 1 | Повторить букву А. | Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву А . Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее». Выделение первой буквы в слове. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами, мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | |
67. | Буква «А». Письмо печатной буквы «А». | 1 | Повторить элементы буквы «А», повторить написание печатной буквы «А». | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание элементов буквы. Прописывание элементов буквы «А», выполнение бордюров, штриховок. Игра «Назови слова на «А». Демонстрация прописной буквы «А». Работа у доски. Выкладывание буквы из шнурков. Написание буквы в воздухе. Написание по обводке, опорным точкам, самостоятельно. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, трафареты, палочки, шнурки, карточки с буквами, картинки | |
68. | Звук и буква «У». | 1 | Повторить букву У. | Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву У. Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее». Выделение первой буквы в слове. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами, мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка» | |
69. | Письмо строчной буквы У. | 1 | Формирование умения письма строчной буквы У. | Выполнение бордюра в тетради Игра «Назови слова на «У». Демонстрация прописной буквы «У». Демонстрация элементов прописной буквы «У». Работа у доски. Выкладывание буквы из шнурков. Написание буквы в воздухе. Написание по обводке, опорным точкам, самостоятельно. | Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
70. | Жест и пиктограмма «играть». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «играть» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «играть», тренировка жеста при работе с визуальным расписанием, перед выходом на перемену, во время игры. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Ученики играют вместе», «Как попросить игрушку», «Ученик делится игрушкой», «Моя любимая игрушка». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
71. | Слоги «УА», «АУ». | 1 | Учить составлять слоги с пройденными буквами. Учить произносить и читать слоги с пройденными буквами. | Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву «А», «У» . Игра «Найди слог». Составление и чтение слогов. | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами, мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | |
72. | Заглавная и строчная буквы А и У. | 1 | Закрепление умения написания заглавной и строчной прописной букв «А», «У». | Игра «Найди букву А/У» Работа у доски. Письмо строчной и прописной буквы «А», «У» по обводке и с опорой на образец. Письмо строчной и прописной букв «А», «У» под диктовку. | Листы А4 с изображениями различных букв, фигур, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
73. | Жест и пиктограмма «играть». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «играть» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «играть», тренировка жеста при работе с визуальным расписанием, перед выходом на перемену, во время игры. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Ученики играют вместе», «Как попросить игрушку», «Ученик делится игрушкой», «Моя любимая игрушка». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
74. | А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». | 1 | Познакомить детей с сюжетом «Сказки о золотом петушке». | Прослушивание сказки. Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности по картинкам. | Иллюстрации к сказке, видеозапись, аудиозапись. | |
75. | Контрольная работа «Буквы «А, У». | 1 | Текущая проверка знаний. | Работа с бланками контрольной работы. | Бланки контрольной работы, ручки. | |
76. | Жест и пиктограмма «мяч». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «мяч» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «мяч», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Ученики играют в мяч». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
77. | Буква «М». | 1 | Познакомить с графическим образом буквы М. | Нахождение буквы «М» в ряду других букв, называние буквы М. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами, мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | |
78. | Письмо элементов буквы «М». | 1 | Формировать умения письма элементов прописной буквы «М». | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание элементов буквы. Прописывание элементов буквы М, выполнение бордюров, штриховок. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки, шнурки, иллюстрации к буквам. | |
79. | Жест и пиктограмма «мяч». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «мяч» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «мяч», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Ученики играют в мяч». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
80. | Звук и буква «М». | 1 | Научить знать и называть звук и букву М. | Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву «М». Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее». Выделение первой буквы в слове. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами, мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | |
81. | Буква «М». | 1 | Познакомить с буквой «М». | Игра «Найди букву», выкладывание буквы из палочек, лепка буквы из пластилина, называние буквы. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки, шнурки, иллюстрации к буквам. | |
82. | Жест и пиктограмма «машина». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «машина» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «машина», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Малыши играют с машиной», «Мы едем на машине». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
83. | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Познакомить детей с сюжетом «Сказки «о рыбаке и рыбке». | Прослушивание сказки Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности по картинкам. | Иллюстрации к сказке, видеозапись, аудиозапись. | |
84. | Контрольная работа. | 1 | Проверить усвоение знаний по пройденному материалу. | Работа с бланками контрольной работы. | Бланки контрольных работ. | |
85. | Жест и пиктограмма «машина». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «машина» посредством рассказа и демонстрации реального предмета, фотографии, картинки, контурного изображения. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «машина», игра в лото, рыбалку, чтение стихов с жестовым сопровождением, тренировка жеста в бытовых условиях. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Малыши играют с машиной», «Мы едем на машине». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
86. | Работа с букварем. Беседа «Весна». | 1 | Учить составлять описание по картинке. | Артикуляционная гимнастика. Повторение темы «Весна». Составление описания по картинке Работа с букварем. | Предметные картинки, игрушки, словарные таблички, карточки с буквами, иллюстрации к сказкам, мультики. | |
87. | Написание печатных букв «А», «У». Повторение. | 1 | Повторение букв А, У. Формирование навыка письма букв А,У. | Выполнение бордюра в тетради Игра «Назови слова на «А», «У». Работа с карточками буква «А», «У». Работа у доски. Написание буквы в воздухе. Написание по обводке, опорным точкам, самостоятельно. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки, шнурки, иллюстрации к буквам. | |
88. | Жест и пиктограмма «телевизор». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа89Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «телевизор» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «телевизор», тренировка жеста при просмотре видеосюжетов на уроке. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Мой любимый мультфильм», «Как попросить включить телевизор». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
89. | Звук и буква «М». Повторение. | 1 | Повторить изученные буквы. | Покажи картинку, найди букву, назови букву, выделение первой буквы в слове. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами, мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка» | |
90. | Письмо элементов буквы «М». | 1 | Повторение букв «А», «У». Формирование навыка письма букв «А», «У». | Выполнение бордюра в тетради Игра «Назови слова на «А», «У». Работа с карточками буква «А»,»У». Работа у доски. Написание буквы в воздухе. Написание по обводке, опорным точкам, самостоятельно. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки, шнурки, иллюстрации к буквам. | |
91. | Жест и пиктограмма "помоги". | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «телевизор» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «телевизор», тренировка жеста при просмотре видеосюжетов на уроке. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Мой любимый мультфильм», «Как попросить включить телевизор». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
92. | Составление и чтение слогов с буквой «М». | 1 | Учить произносить звук «М», обозначать звук буквой. | Артикуляционная гимнастика. Работа с букварем – называние и показ слов на букву «М». Игра «Найди букву». Игра «Убери лишнее». Выделение первой буквы в слове. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | «Букварь» Воронкова В.В., Коломыткина И.В., карточки с буквами, предметные картинки, разрезная азбука, кубики с буквами, мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка». | |
93. | Письмо открытых слогов с буквой «М». | 1 | Формирование умения письма элементов буквы «М». | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание элементов буквы. Прописывание элементов буквы М, выполнение бордюров, штриховок. Выполнение бордюра в тетради. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки, шнурки, иллюстрации к буквам. | |
| Жест и пиктограмма "помоги". | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «помоги» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «помоги», тренировка жеста при оказании помощи на уроке и во время режимных моментов. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Ученику нужна помощь», «Одноклассники помогают друг другу», «Как попросить помощи у взрослого?», «Как попросить помощи у ровесника?». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | ||
94 | Корней Чуковский «Федорино горе». | 1 | Познакомить детей с сюжетом сказки «Федорино горе». | Прослушивание сказки. Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности по картинкам. | Иллюстрации к сказке, видеозапись, аудиозапись. | |
| Письмо закрытых слогов с буквой «М». | Формирование умения писать слоги «ма», «му» по обводке. | Показ иллюстраций к слогам «МА», «МУ». Демонстрация написания слогов Игра «Составь слог». Написание слогов по обводке, по опорным точкам. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки, шнурки, иллюстрации к буквам. | ||
94 | Обобщающее занятие по теме «Игра». | 1 | Формирование умения узнавать и использовать жест и пиктограмму. |
Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке.
Знакомство с пиктограммой, жестом и печатным словом «помоги» посредством рассказа и демонстрации видеосюжетов, gif-изображений. Приложение 5. Игры и упражнения: соотнесение видеозаписей, gif-изображений, фотографий, рисунков с жестом и пиктограммой «помоги», тренировка жеста при оказании помощи на уроке и во время режимных моментов. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4. 5. Этап прощания. Обозначение окончания урока, прощание. | Во время формирующего этапа дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений. По этой теме можно предложить описание сюжетов «Ученику нужна помощь», «Одноклассники помогают друг другу», «Как попросить помощи у взрослого?», «Как попросить помощи у ровесника?». Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
95 | Корней Чуковский «Телефон». | 1 | Познакомить детей с сюжетом сказки «Телефон». | Прослушивание сказки. Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности по картинкам. | Иллюстрации к сказке, видеозапись, аудиозапись. | |
96 | Контрольная работа. | 1 | Формирование умения писать слоги «АМ», «УМ» по обводке. | Показ иллюстраций к слогам «АМ», «УМ» Демонстрация написания слогов Игра «Составь слог» Написание слогов по обводке, по опорным точкам. | Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки, шнурки, иллюстрации к буквам. | |
97 | Итоговая диагностика коммуникативных умений. | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков по данной теме. |
Использование жеста «Привет». Одна из игр-приветствий.
Упражнения: пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика, одна из игр имитационного этапа. Приложение 1.
Беседа «Игра и игрушки». Игра в лото (сопоставление реальных предметов и изображений, изображений и пиктограмм), чтение стихов с жестовой поддержкой. Приложение 2 и 3. Развитие глобального чтения и печатания: Приложение 4.
Обозначение окончания урока, прощание. Использование жеста «Пока». | Дети, владеющие устной речью, выполняют задание по описанию предметных и сюжетных изображений по пройденному материалу. Задания по глобальному чтению и печатанию выполняются вместе с классом. | |
98 | Буквы «А», «У», «М». Повторение. | 1 | Повторение сюжета сказки «Телефон». | Прослушивание сказки. Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности по картинкам. | Иллюстрации к сказке, видеозапись, аудиозапись. | |
99 | Написание печатных букв «А», « У», «М» . Повторение. | 1 | Проверить усвоение знаний по пройденному материалу. | Работа с бланками контрольной работы. | Бланки контрольных работ. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
- Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
- Букварик (Лещинская Т.Л.);
- печатные буквы;
- касса печатных букв для демонстрации;
- разрезные картинки;
- разрезные карточки с буквами;
- буквы (серия «Мини игры»);
- буквы (серия «Умные карточки»);
- пазлы «Алфавит»;
- лото «Буквы»;
- рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
- речевая гимнастика;
- пальчиковая гимнастика»;
- предметные картинки;
- Книжки-малышки;
- сюжетные картинки;
- фотографии;
- игрушки животных;
- кукла;
- аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
- картинки с изображением действий;
- иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
- презентации;
- видео- и аудиозаписи;
- индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
- индивидуальные коммуникативные книги;
- индивидуальные коммуникативные полоски;
- дидактические игры по темам;
- визуальное расписание учебного дня. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Kerstin Falck The Practical Application of Pictogram – Lycksele: Nya Tryckeriet/Prinfo, 2001.
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..
- Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.
- Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
- Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009
- Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 с
- Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
- Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) музыка и движение, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 212...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) социальный природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школ...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) музыка и движение, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 212...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 2 класс.
АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)
Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...