Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс)
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
- буквы, предусмотренные по годам обучения (А,У,М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П)
- членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
- распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;
- соотносить пиктограмму с действием или с жестом;
- выделять часть из целого;
- различать изученные буквы (А,У, М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П);
- находить заданную букву (в слогах и словах);
- составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол №__ от «__» ______2019 г. Приказ № _______________ от «__» ______ 2019 г.
Директор: __________/ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
2 КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 2 КЛАСС)
Учитель: Смолина Елена Ивановна
Москва, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2019-2020 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
- буквы, предусмотренные по годам обучения (А,У,М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П);
- членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
- распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;
- соотносить пиктограмму с действием или с жестом;
- выделять часть из целого;
- различать изученные буквы (А,У, М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П );
- находить заданную букву (в слогах и словах);
- составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (102 ч)
- Коммуникация (24 ч)
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках, фотографиях;
- формирование указательного жеста;
- формирование жестов согласия и несогласия;
- развитие эмоций, умения показывать их (нравится – не нравится, смешно – грустно и др.).
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (27 ч):
- формирование обобщений по темам «Игрушки», «Продукты», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные»;
- знакомство с пиктограммами, обозначающими действия «есть», «пить», рисует», «читает», «собирает», «моет», «играет»;
- визуальные упражнения с использованием картинок типа «Слушай и показывай на картинке».
- Чтение и письмо (51 ч):
- знакомство с графическими терминами (прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия);
- рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала;
- звуки и буквы А, У, М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П.
- письмо букв А, У, М, О, С, Х, В, Б, Е, И, К, Л, Н, П.
- составление, чтение, письмо слогов и слов из изученных букв.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | «Чтение» движений, которые выполняет кукла бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком. | Формировать слуховое восприятие. Развивать память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентация. | |
2. | Движение по «тропинкам», выложенным из верёвок, по следочкам, по сенсорным дорожкам с ориентировкой на образец, данный учителем, и самостоятельно по указательному жесту или словесной инструкции учителя, под музыку. | Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. | Понятие «горизонтальная линия». Повторение. | Формирование понятия «горизонтальная прямая линия». Учить проводить горизонтальные линии. | Рисование горизонтальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (слева направо, справа налево). Упражнения «Дорожки». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, образцы. | |
4. | «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
5. | Упражнения фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть». | Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
6. | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок типа «Слушай и показывай на картинке»: у зайчика есть ноги ( хвост, глаза, уши и т.д.) | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
7. | Понятие «вертикальная линия». Повторение. | Формирование понятия «вертикальная прямая линия». Учить проводить вертикальные линии. | Рисование вертикальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (сверху вниз, снизу-вверх). Упражнение «Дождик». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочая тетрадь. | |
8. | Аудиальные и двигательные упражнения ( чтение четверостишия) типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
9. | Игровые ситуации узнавание игрушек по рассказу учителя. | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке игрушек. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | ||
10. | Знакомство с пиктограммами «Игрушки». Игры со знакомыми пиктограммами на тему «Игрушки». | Ознакомить с пиктограммами «игрушки». Развивать память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
11. | Упражнения фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть». | Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
12. | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок типа «Слушай и показывай на картинке»: у зайчика есть ноги (хвост, глаза, уши и т.д.) | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
13. | Слушание аудио и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
14. | Рисование прямых линий в разных направлениях. | Тренировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Формировать умение ориентироваться на листе. | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочие тетради. | |
15. | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг ( при открывании которых звучит текст). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
16. | Рисование прямых линий в разных направлениях. | Тренировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Формировать умение ориентироваться на листе. | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочие тетради. | |
17. | Чтение слов. | Уточнение знаний, называние и нахождение энграмм. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
18. | Рисование кривых линий. | Учить рисовать кривые линии. Развитие мышления. | Работа у доски. Рисование волн, дорожек. | Мел, листы бумаги, ручки, рабочие тетради. | |
19. | Игры-имитации на передачу в движении образов животных и птиц. Показ учителем и выбор учащимися игрушки, соответствующей образу | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
21. | «Чтение движений в подвижных играх и играх-импровизациях. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
22. | Рисование круга. | Рисование круга. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. | Показ различных круглых предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
23. | Рисование овала | Рисование овала. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать овальную поверхность круговыми движениями. | Показ различных овальных предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
24. | Рисование круга и овала. Повторение. | Рисование круга и овала. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. | Показ различных круглых и овальных предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
25. | Контрольная работа за 1 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
26. | Движение по «тропинкам», выложенным из верёвок, по следочкам, по сенсорным дорожкам с ориентировкой на образец, данный учителем, и самостоятельно по указательному жесту или словесной инструкции учителя, под музыку. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры |
Итого: 26 часов
2 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг ( при открывании которых звучит текст). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
2. | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их (свистулька, барабан, дудочка, трещотка). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. | Чтение слов. | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке предметов | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
4. | Буквы А, У. Письмо печатных букв А, У. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
5. | Буквы М, О. Письмо печатных букв М, О. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
6. | Буквы С, Х. Письмо печатных букв С, Х. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
7. 8. 9. | Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв А, У, М, О, С, Х. | Упражнение в составлении из букв азбуки слогов и слов с буквами А,У, М. Соотнесение слова с картинкой. | Работа с разрезной азбукой. Работа с альбомом по чтению. Составление по образцу слогов и слов. Соотнесение слова и его изображения на картинке. | Букварь. Альбом по чтению. Разрезная азбука (буквы А, У, М). Картинки по теме. | |
10. 11. | Составление альбома «Продукты». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке продуктов питания. | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Продукты питания». Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
12. | Звук и буква В. | Знакомство с артикуляцией звука «в» и графическим образом буквы «В». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
13. 14. | Письмо буквы В по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы В. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы В. Прописывание буквы В, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
15. | «Чтение» движений, выполняемых куклой бибабо. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
16. | Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делает…», «Покажи, как кошка прыгает (собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит)». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
17. 18. | Слоги ОМ, АМ, УМ, ОС, СО, ХА, ХО, ВА, ВО, ОВ . | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
19. 20. | Слоги МО, МА, МУ, ОМ, АМ, УМ, ОС, СО, ХА, ХО, ВА, ВО, ОВ . | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
21. | Контрольная работа за 2 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
22. | Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я». | Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры |
Итого: 22 часа
3 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Знакомство с пиктограммами «заяц» и «медведь». | Ознакомить с пиктограммами «заяц», «медведь». | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
2. | «Упражнения типа «Покажи, как это делают». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. 4. | Буквы А, У, М, О, С, Х, В. Повторение. | Формирование навыка письма букв А, У, М, О, С, Х, В. Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. | Работа на доске, работа с заданиями на бланках. Выполнение заданий с помощью альбома по чтению. | Букварь. Листы с заданиями, ручки. Альбомы по чтению. Наборы букв. | |
5. 6. | Знакомство с пиктограммами «рисует, читает, собирает, моет, играет». | Знакомство с пиктограммами. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
7. | Упражнения фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я». | Продолжение формирования представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. | Беседа, объяснение, показ задания. Упражнение в показе (назывании) частей тела. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
8. | Упражнения с пиктограммами «заяц» и «медведь». | Закрепить пиктограммы «заяц», «медведь». | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
9. | Упражнения типа «Покажи, как это делают». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
10. | Глобальное чтение глаголов: рисует, читает, собирает, моет, играет. | Формировать умение глобального чтения. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
11. 12. | Составление предложений с использованием карточек для глобального чтения, типа: Дедушка читает. Внук рисует. | Формировать умение составлять предложения, используя карточки. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентации. | |
13. 14. | Составление, чтение и письмо слов АУ, УА, УМ, МАМА, ОСА, и тд. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами. Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
15. | Звук и буква Б. | Знакомство с артикуляцией звука «б» и графическим образом буквы «Б». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
16. 17. | Письмо буквы Б по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы Б. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Б. Прописывание буквы Б, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
18. 19. | Слоги БУ, БА, АБ, УБ и тд. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
20. 21. | Слоги БУ, БА, АБ, УБ и тд. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
22. 23. | Составление альбома «Овощи». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения овощей. Формирование обобщающего понятия «овощи». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Овощи». Натуральные объекты (овощи). Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
24. 25. | Составление альбома «Фрукты». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения фруктов. Формирование обобщающего понятия «фрукты». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Фрукты». Натуральные объекты (фрукты). Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
26. | Это — я. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции. | Закрепление в речи обучающихся названий основных эмоциональных состояний: смеется, плачет. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Карточки, иллюстрации, пиктограммы. | |
27. 28. 29. | Составление, чтение и письмо слов с буквами А, У, М, О, С, Х, В, Б. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами (МАМА, САМА, ОСА, СОМ) . Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
30. | Контрольная работа за 3 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
31. | Составление альбома «Игрушки». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения игрушек, соотнесение изображения и объекта (кукла, мишка, машина, пирамидка, мяч). Формирование обобщающего понятия «игрушки». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Игрушки». Игрушки: кукла, мишка, машина, пирамидка, мяч и др. Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
32. | Игры с пиктограммами на тему «Игрушки». | Познакомить с пиктограммами «игрушки». Развивать память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Игрушки, сюжетные картинки, предметные картинки, пиктограммы. |
Итого: 32 часа
4 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Составление альбома «Домашние животные». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения домашних животных. Формирование обобщающего понятия «домашние животные». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Домашние животные». Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
3. | «Аудиальное чтение». Слушание «Голоса домашних животных». | Формирование слухового восприятия. Упражнение в дифференциации домашних животных по их голосам. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. Соотнесение голоса животного и его изображения на картинке. | Аудиозапись, иллюстрации. | |
4. 5. | Буквы А,У, М, О, С, В, Б, Х. Повторение. Работа с букварем. | Формирование зрительных эталонов букв. Упражнение в чтении изученных слогов и слов. Упражнение в соотнесении слова и изображения. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь, альбом по чтению. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
6. | «Чтение телесных и мимических движений». Упражнения для губ и языка перед зеркалом. | Формирование умений выражать свои эмоции (доволен, недоволен), согласие или несогласие. Развитие артикуляционного аппарата. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, зеркала. | |
7. | Звук и буква Е. | Знакомство с артикуляцией звука «е» и графическим образом буквы «Е». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
8. 9. | Письмо буквы Е по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы Е. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Е. Прописывание буквы Е, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
10. 11. | Слоги ЕМ, УМ, БУ, УБ, ХЕ и другие. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
12. 13. | Слоги УМ, МЕ, СЕ, ХЕ, ЕС и другие. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
14. 15. | Глобальное чтение глаголов: рисует, читает, собирает, моет, играет. Повторение. | Формирование элементов глобального чтения. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
16. 17. 18. | Составление, чтение и письмо слов с буквами А, У, М, О, С, Х, В, Б, Е. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами (МАМА, САМА, УХО, УХА, МУХА, СУХО, ОСА, СОМ и другие) . Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
19. | Годовая контрольная работа. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
20. 21. 22. | Повторение изученного за год. | Развитие памяти, внимания. | Работа с букварем, письмо в прописях букв, слогов и слов. Выполнение заданий с раздаточным и демонстрационным материалом. | Букварь, альбом для чтения, прописи. Наборы демонстрационного и раздаточного материала по изученным лексическим темам. |
Итого: 22 часа
Всего: 102 часа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
- Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
- Букварик (Лещинская Т.Л.);
- печатные буквы;
- касса печатных букв для демонстрации;
- разрезные картинки;
- разрезные карточки с буквами;
- буквы (серия «Мини игры»);
- буквы (серия «Умные карточки»);
- пазлы «Алфавит»;
- лото «Буквы»;
- рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
- речевая гимнастика;
- пальчиковая гимнастика»;
- предметные картинки;
- Книжки-малышки;
- сюжетные картинки;
- фотографии;
- игрушки животных;
- кукла;
- аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
- картинки с изображением действий;
- иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
- презентации;
- видео- и аудиозаписи;
- индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
- индивидуальные коммуникативные книги;
- индивидуальные коммуникативные полоски;
- дидактические игры по темам;
- визуальное расписание учебного дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Kerstin Falck The Practical Application of Pictogram – Lycksele: Nya Tryckeriet/Prinfo, 2001.
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..
- Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.
- Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
- Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009
- Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 с
- Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
- Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) музыка и движение, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 212...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) речь и альтернативная коммуникация, 1 класс.
АННОТАЦИЯ Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с у...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) социальный природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школ...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) музыка и движение, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 212...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)
Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...