Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prir._i_chel_stb_2kl.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ Т.В. Колтунова | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № ____ от Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор общеобразовательной организации ______________ В.И. Часнык |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
ДЛЯ 2а КЛАССА
НА 2018 -2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Разработчик программы: Сидельникова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории. Педстаж – 28 лет. |
с. Александровское
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Федеральный Закон о внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 85-ФЗ от 18 апреля 2018 г
7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
12. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
13. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
17. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
18. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
19. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
20. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».
23. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
24.Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».
26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413»;
28. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
29. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
30. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
31. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
32. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
33. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
системы специализированного коррекционного образования".
34. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
35. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
36. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
38. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
49. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз «Об образовании».
40. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».
41. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
42. Учебный план для обучающихся, воспитанников 2а класса в условиях реализации ФГОС образования обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
Программа для 2а класса рассчитана на 34 часа в год, 1 ч в неделю.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Мир природы и человека» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту:
рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Естествознание», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека».
Цель курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточнение и расширение имеющихся у обучающихся, воспитанников представлений о живой и неживой природе;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека, воспитание бережного отношения к природе.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2а класса положены следующие принципы:
- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
- развитие и коррекция высших психических функций.
- Мотивация к учению.
- Принцип научности и доступности обучения.
- Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся, воспитанников.
- Тематический принцип планирования учебного материала.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека» во 2а классе.
2.1 Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
2.4 Базовые учебные действия
Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
2.5 Общая характеристика курса
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся, воспитанников умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов.
Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна.
Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Живая природа. Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба. Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Столица. Президент России. Наша национальность. Праздники нашей страны.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Экскурсий -4
Практических работ - 3
3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.
№ | Дата | Тема урока | Коррекционные задачи | Тип урока | Словарь | Повторение | Домашнее задание | Оборудование |
1 | Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня летом и зимой. (стр. 4-12, часть 1) | Коррекция мышления | Изучение нового материала и первичное закрепление | Сутки. Долгота дня | Части суток: утро, день, вечер, ночь | Стр. 9, 11, закончить предложения | Иллюстрации стр. 4-12 | |
2 | Огород. Овощи. (стр. 21-25, часть 2) | Развитие пространственного восприятия | Комбинированный | Корнеплод, клубень, ботва | Названия овощей | Стр. 23, отгадать загадки | Картинки «Овощи» | |
3 | Овощи в питании человека. (стр. 26, часть 2) | Коррекция зрительной памяти | Урок комплексного применения знаний и умений | Редис,морковь | Названия овощей | Стр.26, рассказать об овощах | Иллюстрации стр. 26, 27 | |
4 | Сад. Фрукты. (стр. 27-29, часть 2) | Коррекция мышления | Изучение нового материала и первичное закрепление | Фруктовый сад | Названия фруктов | Стр. 29, отвечать на вопросы | Картинки «Фрукты» | |
5 | Фрукты в питании человека. (стр. 30, часть 2) | Коррекция внимания | Комбинированный | Яблоко, смородина, витамины | Названия фруктов | Стр. 30, отвечать на вопросы | Иллюстрации стр. 30 | |
6 | Уход за растениями сада и огорода. Практическая работа. (стр. 31, часть 2) | Коррекция слуховой памяти | Комбинированный | Удобрять почву | Растения сада и огорода | Стр. 31, отвечать на вопросы | Картинки «Работа в саду и огороде» | |
7 | Времена года. Осень. (стр. 13-17, часть 1 ) | Коррекция зрительного восприятия | Изучение нового материала и первичное закрепление | Похолодание, заморозки | Осенние месяцы | Стр.16, названия осенних месяцев | Картинки «Осень» | |
8 | Сезонные изменения в природе осенью. Экскурсия. | Коррекция зрительного восприятия | Экскурсия. | Листопад | Признаки осени | Повторить названия осенних месяцев | ||
9 | Растения и животные осенью (стр.18-23, часть 1 ) | Коррекция мышления | Комбинированный | Сентябрь, октябрь, ноябрь | Названия растений и животных | Стр. 22, отгадать загадку | Иллюстрации стр. 18-23 | |
10 | Занятия людей осенью. (стр. 24-28, часть 1 ) | Коррекция слухового восприятия | Комбинированный | Гербарий | Признаки осени | Стр. 27, отвечать на вопросы | Иллюстрации стр. 24-28 | |
11 | Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. Практическая работа. (стр. 60-64, часть 1 ) | Коррекция памяти | Комбинированный | Вода текучая, термометр | Использование воды человеком | Стр. 60-62, свойства воды | Иллюстрации стр. 60-64 | |
12 | Вода в природе. Значение воды. (стр. 65-70, часть 1 ) | Коррекция мышления | Комбинированный | Озеро, болото, пруд | Температура воды | Стр. 70, отвечать на вопросы | Иллюстрации стр. 65-70 | |
13 | Времена года. Зима. (стр. 29-31, часть 1 ) | Коррекция непроизвольного внимания | Изучение нового материала и первичное закрепление | Снегопад | Зимние месяцы | Стр.30, названия зимних месяцев | Картинки «Зима» | |
14 | Растения и животные зимой (стр. 32-34, часть 1 ) | Коррекция зрительного восприятия | Комбинированный | Заяц | Признаки зимы | Стр. 34, отгадать загадки | Иллюстрации стр. 32, 34 | |
15 | Сезонные изменения в природе зимой. Экскурсия. | Коррекция внимания | Экскурсия | Снег, мороз | Признаки зимы | Повторить признаки зимы | ||
16 | Занятия людей зимой. (стр. 35-39, часть 1) | Коррекция мышления | Комбинированный | Снегопады | Зимние месяцы | Стр. 37, отвечать на вопросы | Картинки «Зима» | |
17. | Части растений (стр. 5-11, часть 2) | Коррекция аналитико-синтетической деятельности | Изучение нового материала и первичное закрепление | Корень, стебель, хвоя | Названия растений | Стр. 11, отвечать на вопросы | Иллюстрации стр. 5-11 | |
18 | Жизнь растений (стр. 12-17, часть 2) | Коррекция зрительного восприятия | Комбинированный | Полив | Части растений | Стр. 17, отвечать на вопросы | Иллюстрации стр. 12-17 | |
19 | Комнатные растения (стр. 18-20, часть 2 ) | Коррекция внимания | Комбинированный | Традесканция, кактус, алоэ | Части растений | Стр. 20, составить рассказ по рисункам | Комнатные растения | |
20 | Дикие и домашние животные. (стр. 32-33, часть 2 ) | Коррекция мышления | Изучение нового материала и первичное закрепление | Корова, медведь | Названия животных | Стр. 33, работа по рисункам | Картинки «Животные» | |
21 | Кошка и рысь. Породы кошек. (стр. 34-39, часть 2 ) | Коррекция зрительного восприятия | Комбинированный | Рысь | Дикие и домашние животные | Стр. 39, правила ухода за котенком | Картинки «Кошки» | |
22 | Собака и волк. Породы собак. (стр. 40-46, часть 2 ) | Коррекция восприятия | Комбинированный | Собака | Дикие и домашние животные | Стр. 46, отвечать на вопросы | Картинки «Собаки» | |
23 | Рыбы. (стр. 47-51, часть 2 ) | Коррекция внимания | Изучение нового материала и первичное закрепление | Жабры, плавники | Где живут рыбы | Стр. 46, части тела рыбы | Иллюстрации стр. 47-51 | |
24 | Весна (стр. 40-43, часть 1 ) | Коррекция зрительного восприятия | Изучение нового материала и первичное закрепление | Март, апрель, май | Весенние месяцы | Стр. 43, отвечать на вопросы | Картинки «Весна» | |
25 | Сезонные изменения в природе весной. Экскурсия. | Коррекция слухового восприятия | Экскурсия | Капель | Признаки весны | Повторить признаки весны | ||
26 | Растения и животные весной (стр. 44-47, часть 1) | Коррекция зрительного восприятия | Комбинированный | Мать-и-мачеха, черёмуха | Признаки весны | Стр. 47, составить рассказ о животном | Иллюстрации стр. 44-47 | |
27 | Занятия людей весной. Практическая работа. (стр. 48-50, часть 1 ) | Коррекция внимания | Комбинированный | трактор | Растения и животные весной | Стр. 50, отвечать на вопросы | Иллюстрации стр. 48-50 | |
28 | Гигиена тела человека. (стр. 52-54, часть 2) | Коррекция мышления | Изучение нового материала и первичное закрепление | Закаливание | Растения и животные весной | Стр.54, разучить комплекс упражнений. | Иллюстрации стр. 52, 53 | |
29 | Органы пищеварения (стр.55-56, часть 2 ) | Коррекция внимания | Комбинированный | Органы пищеварения | Гигиена тела человека. | Стр. 56, отвечать на вопросы | Иллюстрация стр. 55 | |
30 | Питание человека (стр.57-66, часть 2 ) | Коррекция внимания | Комбинированный | Аппетит | Органы пищеварения | Стр.66, работа по картинкам | Иллюстрации стр. 57-66 | |
31 | Правила питания. Профилактика отравлений. (стр.67-70, часть 2 ) | Коррекция зрительной памяти | Комбинированный | Профилактика отравлений | Питание человека | Стр.67, запомнить правила питания | Иллюстрации стр. 67-70 | |
32 | Лето. Растения и животные летом. (стр.51-56, часть 1 ) | Коррекция непроизвольного внимания | Изучение нового материала и первичное закрепление | Ливни, грозы | Летние месяцы | Стр. 54, работа по картинкам | Иллюстрации стр. 51-56 | |
33 | Занятия людей летом. (стр. 57-59, часть 1) | Коррекция внимания | Комбинированный | Водоём | Растения и животные летом | Стр. 58, запомнить правила поведения на водоёме | Иллюстрации стр. 57-59 | |
34 | Экскурсия «Здравствуй, лето!» | Коррекция мышления | Экскурсия | Каникулы | Признаки лета |
4. Планируемые результаты освоения предмета во 2а классе.
4.1 Характеристика класса
Во 2а классе 13 обучающихся, воспитанников. Из них 4 обучаются по СИПР на дому. 9 обучающихся, воспитанников узнают и называют изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; имеют представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; адекватно ведут себя в классе, в школе, на улице; знают части тела человека и правила ухода за руками.
4.2 Планируемые результаты.
Личностные результаты
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения предмета «Мир природы и человека» во 2а классе.
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
- Различать диких и домашних животных, описывать их повадки, образ жизни;
- Выполнять элементарные гигиенические правила;
- Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
- Правильно называть изученные объекты и явления;
- Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- Различать диких и домашних животных;
- Различать признаки времён года;
- Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во 2 классе в течение первого полугодия отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности. Оценки выставляются, начиная с 3 четверти.
Нормы оценивания (2 класс)
«5» ставится обучающемуся, воспитаннику если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если обучающийся, воспитанник дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
5.Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения во 2а классе.
Технические средства:
1.Ноутбук
2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung
3. Проектор ACER
4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609
Наглядные и дидактические материалы
№ | Наименование материала |
1. | Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания» |
2. | Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь» |
3. | Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» |
4. | Набор карточек «Дикие кошки» |
5. | Рассказы по картинкам «Родная природа» |
6. | Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы» |
7. | Набор карточек «Цветы» |
8. | Набор карточек «Ягоды» |
9. | Набор карточек «Птицы» |
10. | Набор карточек «Домашние животные и птицы» |
11. | Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» |
12. | Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии» |
13. | Плакат «Времена года» |
14. | Плакат «Домашние животные» |
15. | Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов |
16. | Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории» |
17. | Школьный словарик «Птицы России» |
18. | Школьный словарик «Животные России» |
19. | Школьный словарик «Растения России» |
Литература:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.
2. Учебник для 2 класса «Мир природы и человека», авторы: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова , издательство «Просвещение», 2018.
Разработчик программы:
Сидельникова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов. _________________
Подпись
Учитель Сидельникова Татьяна Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающ...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)
Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...