3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений
Паспорт рабочей программы Тип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса. Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах Категория обучающихся: 1б класс – 3б класс. Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 1б класс - 99часаов 3б класс – комплект 68 часов. Форма обучения: очная. Режим уроков: 1 б класс - 3 часа в неделю 3б класс- 2 часа в неделю. Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР,ОГКОУШ № 39,2018г. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Пояснительная записка Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми. Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения. Реализация содержания учебного предмета позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми. Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рукав-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы. Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью, и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия. Учебный предмет включает 3 раздела: - коммуникация, - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, - чтение и письмо. Задачи предмета. В разделе «Коммуникация»: - формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации. В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»: - активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия, - формирование доступных (включая альтернативные средства коммуникации) видов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В разделе «Чтение и письмо»: - развитие ручной и мелкой моторики, - учение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации, - развитие слухового внимания и слухового восприятия, - формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Планируемые личностные и предметные результаты
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися: - эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия, - зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации, - интерес к взаимодействию со знакомым взрослым; - положительное отношении е к учебным занятиям; - заинтересованность в восприятии учебного плана; - мотивированность своих действий;
Предметные: - использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия; - проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям; - выполнение действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции; - понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека; - умение использовать усвоенный словарный и фразовый запас в коммуникативных ситуациях.
Базовые учебные действия
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия: - выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; - поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия; - выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Содержание рабочей программы Программа включает следующие разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Коммуникация: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).Реагирование на собственное имя.Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание простых предложений. Чтение и письмо: рисование вертикальных линий; рисование горизонтальных линий; рисование наклонных линий; рисование волнистых линий; обведение по трафарету простых предметов; обведение клеточек.
Учебно-тематическое планирование 1 б класс – 99 часов.
| Тема урока | Кол – во часов | 1 четверть (24 часа) | 1 | СказкаГ.Остера «Как тебя зовут» | 3 | 2 | Кто как подает голос (звукоподражание) | 3 | 3 | Школьные принадлежности | 3 | 4 | Подготовка руки к письму. Рисунки на песке. | 3 | 5 | Сказка≪Три поросенка≫ | 3 | 6 | Осень. Работа с сюжетной картиной. | 3 | 7 | Подготовка руки к письму Рисование на песке. | 3 | 8 | Осень. Работа с предметными картинками | 3 | 2 четверть (24 часа) | 1 | Сбор урожая. Работа с предметными картинками. | 3 | 2 | Прослушивание сказки про Машу и Сашу | 3 | 3 | Подготовка руки к письму. | 3 | 4 | Подготовка руки к письму. Рисование по контуру. | 3 | 5 | Праздник «Новый год» | 3 | 6 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 3 | 7 | «Как тебя зовут?» Глобальное чтение. | 3 | 8 | Зима. Работа с предметными картинками. | 3 | 3 четверть (27 часов) | 1 | Зима. Работа с предметными картинками | 3 | 2 | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | 3 | 3 | Дикие животные (работа с предметными картинками). | 3 | 4 | Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо) | 3 | 5 | Подготовка руки к письму (обведение по контуру) | 3 | 6 | Прослушивание стихотворения «Если солнце за окном..» | 3 | 7 | Праздник 8 марта | 3 | 8 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 3 | 9 | Домашние животные (работа с предметными картинками) | 3 | 4 четверть (24 часа) | 1 | Весна. Работа с предметными картинками | 3 | 2 | Весна. Работа с сюжетной картинкой | 3 | 3 | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | 3 | 4 | Цветы. Работа с предметными картинками. | 3 | 5 | Стихотворение «Одуванчик». | 3 | 6 | Подготовка руки к письму | 3 | 7 | Насекомые. Работа с предметными картинками | 3 | 8 | Сказка «Муха-Цокотуха» | 3 | Итого: 99 часов |
Учебно-тематическое планирование 3 б класс –68 часов.
| Тема урока | Кол – во часов | 1 четверть (16 часов) | 1 | СказкаГ.Остера «Как тебя зовут» | 2 | 2 | Кто как подает голос (звукоподражание) | 2 | 3 | Школьные принадлежности | 2 | 4 | Подготовка руки к письму. Рисунки на песке. | 2 | 5 | Сказка≪Три поросенка≫ | 2 | 6 | Осень. Работа с сюжетной картиной. | 2 | 7 | Подготовка руки к письму Рисование на песке. | 2 | 8 | Осень. Работа с предметными картинками | 2 | 2 четверть (16 часов) | 1 | Сбор урожая. Работа с предметными картинками. | 2 | 2 | Прослушивание сказки про Машу и Сашу | 2 | 3 | Подготовка руки к письму. | 2 | 4 | Подготовка руки к письму. Рисование по контуру. | 2 | 5 | Праздник «Новый год» | 2 | 6 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 2 | 7 | «Как тебя зовут?» Глобальное чтение. | 2 | 8 | Зима. Работа с предметными картинками. | 2 | 3 четверть (20 часов) | 1 | Зима. Работа с предметными картинками | 2 | 2 | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | 2 | 3 | Дикие животные (работа с предметными картинками). | 3 | 4 | Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо) | 2 | 5 | Подготовка руки к письму (обведение по контуру) | 2 | 6 | Прослушивание стихотворения «Если солнце за окном..» | 2 | 7 | Праздник 8 марта | 2 | 8 | Подготовка руки к письму (трафареты) | 2 | 9 | Домашние животные (работа с предметными картинками) | 3 | 4 четверть (16 часов) | 1 | Весна. Работа с предметными картинками | 2 | 2 | Весна. Работа с сюжетной картинкой | 2 | 3 | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | 2 | 4 | Цветы. Работа с предметными картинками. | 2 | 5 | Стихотворение «Одуванчик». | 2 | 6 | Подготовка руки к письму | 2 | 7 | Насекомые. Работа с предметными картинками | 2 | 8 | Сказка «Муха-Цокотуха» | 2 | Итого: 68 часов |
Материально-техническое оснащение предмета: - графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи; - компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;
-информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, ―Boardmaker‖, ―Alladin‖ и др.), компьютерные программы символов (например, ―Bliss‖); компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; - аудио и видеоматериалы.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Цель: 1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год. 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала. Личностные результаты: Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Результаты: - 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты Бальная система оценки: - 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».
|