Имена существительные собственные и нарицательные».
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
Цель урока: научить различать имена существительные собственные и нарицательные
Класс: 3-ий
Задачи урока:
- дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие «собственные и нарицательные имена существительные», определение групп (собственные и нарицательные ) имен существительных
- воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
- создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Создать условия для развития у учащихся умения:
--использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога,
--работать с дополнительной литературой
Научатся различать собственные и нарицательные имена существительные;
Получат возможность научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают учебно—познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий, контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, повторяют и расширяют свои знания об имени существительном, проводят наблюдения, делают выводы на основе полученных знаний.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для других высказывания, планируют учебное сотрудничество
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы и формы обучения: работа в группах, в парах, индивидуальная, частично-поисковый (исследовательский), здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах).
Педтехнологии: информационно-коммуникативные.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
• компьютер, мультимедийный проектор,
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word;
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.:Просвещение, 2014. – (Школа России) - с.54-56.
• раздаточный материал – карточки
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент | --Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. --А чему мы учимся на уроке? --Да, на уроке мы учимся грамотно писать, вести диалог. --А чтобы этому научиться, что мы делаем на уроке? --Верно, ребята, на уроке мы узнаём что-то новое, учимся применять полученные знания на практике. | --Учимся грамотно писать, думать, высказывать своё мнение. --Выполняем различные задания, узнаём новое, работаем со словарными словами. |
Словарная работа | А сегодняшний урок мы начнём со словарной работы и познакомимся с новым словарным словом, отгадав загадку. В поле росла, (на доску-иллюстрация пшеницы) --А какие слова помогли вам отгадать загадку? -- Что вы скажите о слове «пшеница»? (записать слово в тетрадь) -Где вы можете больше узнать о слове «пшеница»? -Сейчас вам предоставляется возможность поработать в группах. Перед вами словари, каждая группа в течение 2 минут работает со словарём и отвечает на вопрос в карточке. --Что вы скажите о предмете «пшеница»? --А в каком словаре можно узнать об этом? -- Зачитайте, что вы узнали о пшенице из толкового словаря. Русская пословица гласит «Пшеница—среди хлебов царица». --Что вы можете сказать о хлебе? --А какие ещё злаковые растения вы знаете? --Посмотрите, ребята, на слова. --Что объединяет все эти слова? | Пшеница. Ответы учеников. Ответы учеников О слове «пшеница» можно узнать в словаре. Самостоятельная работа в группах. Работа в группах. Выступление групп, ответы на вопросы карточки. Примеры ответов Наша группа работала с орфографическим словарем. Мы узнали, что слово «пшеница»... Наша группа работала со словообразовательным словарем. Мы узнали, что у слова «пшеница»... Запись в тетради: Пшеница- пшеничный, пшеничка (разбор слов по составу) Пшеница-сущ, (что?), неодуш., ж.р. ед.ч. Им.п.. Ответы учащихся. Можно узнать в толковом словаре. Зачитывают данные из толкового словаря. Ответы учащихся. Рожь, овес, рис, гречиха Это всё имена существительные. |
Актуализация знаний | --Как вы думаете какой будет тема нашего урока? --Давайте вспомним всё, что вы знаете об этой части речи. --Всё ли мы знаем об имени существительном? --Какую цель на урок для себя поставим? Откроем тайну имени существительного и помогут нам в этом данные слова. | Имя существительное. Работа по опорной схеме Узнать новое об имени существительном. |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Перед вами слова. (На доске и партах карточки со словами) Россия, Волгоград, государство, река, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, композитор, город Попробуйте распределить эти слова на группы? (могут разбить слова на группы одушевлённые и неодушевлённые) Зачитайте получившиеся группы слов. --Давайте посмотрим по какому признаку вы распределили эти слова? --Почему вы так распределили? Как вы думаете будут называться имена существительные, которые кому—то или чему—то принадлежат. --А где мы можем это уточнить? Имена существительные, которые дают общее название всем предметам будут называться нарицательными. ---А теперь, ребята, давайте конкретизируем тему нашего урока. -Какую цель ставите перед собой на этот урок? Перед записью слов провести физминутку для глаз Записать слова в тетрадь в 2 столбика Собственные Нарицательные | Работа в парах. Зачитывают группы слов Ответы учащихся. Они называют конкретный предмет, кому—то или чему—то принадлежат. Слова 2 группы дают общее название всем предметам. Собственные имена В учебнике. Стр 55 правило зачитать Собственные и нарицательные имена существительные. Ответы учащихся. Запись в тетради слов. |
Формулирование проблемы | Влияет ли постановка вопросов «кто? что?» на выбор группы – собственное или нарицательное имя существительное? Могут ли имена собственные и нарицательные отвечать на одни и те же вопросы или же имена собственные отвечают только на вопрос «кто?», а имена нарицательные отвечают только на вопрос «что?». Как пишутся имена собственные? Как пишутся имена нарицательные? На карточках написаны слова для каждой пары: Задание: измените по числам имена существительные стол – …. Москва--…… дом – …… Амур--……. подарок – … Клязьма--….. Как изменились слова по числам, зачитайте? К какой группе существительных относятся все слова левого столбика? Прочитайте слова правого столбика. --Изменились ли эти слова по числам? --Какой вывод можно сделать? Собственные имена существительные не изменяются по числам. | Ответы учеников Постановка вопросов «кто?, что?» не влияет на выбор группы собственное или нарицательное имя существительное, т. к. есть иена собственные (Волга, Волгоград и т. д), которые отвечают на вопрос «что?». И есть имена нарицательные (поэт, композитор и др.), отвечающие на вопрос «кто?». (демонстрация материала). Пишутся с заглавной буквы имена собственные. Пишутся со строчной буквы имена нарицательные. Работа по карточке. Зачитывают слова. Это нарицательные имена существительные. Слова изменить нельзя. |
Первичное осмысление и закрепление. | Работа с учебником. Упр 5 устно Зачитать о несклоняемых именах существительных. А теперь проверим полученную информацию. Запишем предложения, проверим, так ли это. Я еду в Волгоград. Я еду в Сочи. Я живу в Волгограде. Я живу в Сочи. --К какому выводу вы пришли? | Работа у доски. Собственные имена существительные могут быть несклоняемыми. |
Итоги урока. Рефлексия. | --Вот сколько нового вы узнали об имени существительном на уроке! -Назовите ещё раз тему нашего урока. -Вспомните, какие цели и задачи вы перед собой ставили. -Достигли ли вы этих целей? -Чему научились на уроке? | Зачитывают тему урока. Ребята называ ют цели и задачи, которые ставили на урок. Ответы учащихся. |
Домашнее задание. | Найти в словаре 7 несклоняемых собственных имен существительных и определить род, с. 55-56 правила наизусть. | |
Оценивание работы за урок. | Оценивание работы учащихся проходит по ходу урока, сначала ребята оцениваю свою работу сами, а затем учитель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имена существительные: собственные и нарицательные».
Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....
«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе
Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык», 2 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
Имена существительные собственные и нарицательные
Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной фор...
урок по теме имена существительные собственные и нарицательные
урок с использование ЦоР...
Имена существительные собственные и нарицательные
Технологическая карта урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века")...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....