Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Макрова Татьяна Петровна

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные».

 Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века».                                                                                                                                                                                                                                            Класс:    3    класс                                                                                                                                                                                                                                                                             Тип урока: открытие новых знаний                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

Задачи

1. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.

Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.                                                           2.Осознать ценность совместной деятельности.                                                                                                                                                             3.Развивать монологическую и диалогическую речь.                                                                                                                                                    4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.                                                                                      5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества местных авторов. Воспитывать  культуру общения на уроке, любовь к Родине

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                          Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.                                                                                                                                                                                                      Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                               Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Имя существительное, собственное, нарицательное

Ресурсы

Доска, мультимедиа система,

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа. Работа в парах. группах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Предмет: русский язык  УМК «Начальная школа 21 века»                                                                                                                                                                                                                                            Класс:    3    класс                                                                                                                                                                                                                                                                             Тип урока: открытие новых знаний                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Тема

Имена существительные собственные и нарицательные

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

Задачи

1. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.

Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.                                                           2.Осознать ценность совместной деятельности.                                                                                                                                                             3.Развивать монологическую и диалогическую речь.                                                                                                                                                    4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.                                                                                      5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества местных авторов. Воспитывать  культуру общения на уроке, любовь к Родине

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                          Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.                                                                                                                                                                                                      Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                               Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Имя существительное, собственное, нарицательное

Ресурсы

Доска, мультимедиа система,

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа. Работа в парах. группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

1.Орг. момент.                  Цель:  создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы

Стимулирую деятельность учащихся:                          -читаю отрывок из стихотворения,                                  -сообщаю о форме урока;                    

сообщаю тему урока.

Приветствие учителя;

Громко прозвенел звонок,              

  Начинается урок.

 Слушаем, запоминаем,

  Ни минуты не теряем.

Личностные

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

2. Целеполагание                         Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике

Для достижения цели использую:                         -игровую деятельность,

 -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий (ученик- ученик),                  

-самостоятельность учащихся за контролем знаний,                                                   .

Выполняет задания с классом

Отвечают у доски. Указывают способ образования (можно с места).

Словарная работа. (На слайдах изображения, названия которых дети самостоятельно записывают в тетрадь).

-Запишите число, классная работа.

Шоколад, остров, вагон, Москва, аптека. Слайд(2-7) -Проверьте слова по слайду.

-Что объединяет все эти слова?

-Какое слово отличается  в этом ряду? Обоснуйте ответ

-Устно составьте предложение со словом «Москва».

- Как можно назвать остальные слова? (нарицательные)

-Попробуйте определить тему нашего урока. -Какие задачи на уроке можно для себя поставить?

Научиться…

Различать…Правильно писать…

Регулятивные

- смогут осознать значение  изучаемого предмета,  -совместной деятельности,                             -развивать  умения  классифицировать  познавательные объекты,                                          

Коммуникативные

- развивать монологическую и диалогическую речь.

3. Этап усвоения новых знаний

 Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма правил орфографии,                 продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию алгоритмического мышления, грамотного письма.

                  Использую,  кроме игры, следующее:                 - аргументированный ответ;                                               -самостоятельную работу в сочетании с беседой;                               -участие учащихся в оценке качества знаний;                                              -выборочно- распределительное письмо (анализ)

Контролируют друг друга и проводят коррекцию знаний.

 а)Вы составили прекрасные предложения о Родине. И это правильно, ведь для человека всегда любимы места, где он родился и вырос, страна, в которой живет. Такие предложения говорят, что вы любите свою Родину. В произведениях искусства многих известных личностей можно увидеть, как человек любит свою отчизну.

Слайд(9)

(учитель читает 1 абзац из упр. 1 стр. 54; в это время слайд)

Россия. Русь… Вслушайтесь в музыку Чайковского, вглядитесь в картины Шишкина, вчитайтесь в стихи Пушкина, Есенина, Некрасова- в них поэзия русской природы, ее красота и величие.

Слайд(10)   -Почему некоторые имена существительные в середине предложения               пишутся с большой буквы? -Как вы думаете, все ли имена  существительные можно разделить на две эти группы?

-Прочитаем 2 абзац и найдем в нем собственные имена         существительные.

Почему вы решили, что эти слова собственные? (пишутся с большой буквы)

Гирлянды горных цепей тянутся на тысячи километров. В этом предложении слово «Гирлянды» написано с большой буквы, это слово тоже будет являться именем собственным? Логические универсальные действия

б) Чтение правила. Обобщение: с. 66, 67

Регулятивные

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                               Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

4.Закрепление

 Цель: обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность,

обеспечить применение учащимися знаний  и способов действий при морфемном и синтаксическом разборах.                

Продолжаю работать, используя те же методы.                               Даем словесную оценку деятельности

Работают у доски и в тетради, оценивают работу.

Систематизация знаний.

 Чем похожи слова? (несклоняемые)

 На доске слова: Тбилиси, пальто, Миссисипи, меню, шоссе, Осло, кофе, Миссури, кафе, желе.

 - Разделите на две группы. (собственные и нарицательные)

 - Определите род собственных имен существительных.

 Тбилиси, Миссисипи, Осло, Миссури

 - Где найдем информацию?  ?.

(Правило на стр.55)

Чтение правила.

Физминутка

Закрепление нового знания.

1)Самостоятельная работа Карточка №1Отметь знаком (+) слова, которые пишутся с большой буквы

ирина

нина

котёнок

дядя

александрович

афанасьев

россия

псков

москва

океан

страна

петрович

народ

город

алексей

правительство

планета

георгий

2)Работа в группах

Карточка №2

Зачеркни ненужную букву:

а)         (К,к)аштанка;      д) (М, м)олодежь;      

и) (К, к)уликовская битва;б)        (С,с)обака;       

е) (Г,г)азета;               к) (Т,т)ортила;

в)         (Е,е)нисей;          ж)(Л,л)омоносов;      

   л) (М,м)арс;

г)          (П,п)етрович;      з) (Ч,ч)ерепаха;        

    м) (И,и)мператор

. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                              

5.Рефлексия

 домашнее задание. Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,

обеспечение развития умения планировать свою деятельность.

Проверяю готовность выполнить домашнее задание                                                              - по активности каждого,                                            -эмоциональному климату в классе;               - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации ;                      -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения домашней работы.

Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя.

 

-развивать умения организации  деятельности  по закреплению способов действий при выполнении разных разборов;                     умения формулировать проблему и предлагать пути решения;                                       - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.

Материалы интернета: http://moirus.ru/testi/test-po-russkomu-yaziku-imya-suschestvitelnoe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "имя существительное"

Урок фиксации и систематизации знаний по теме "Имя существительное". На этом уроке учащиеся зафиксировали и систематизировали уже имеющиеся знания по данной теме, т.к.знакомство с именем существительн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя существительное»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя существительное» Программа "" Начальная школа 21 век...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения»

Технологическая карта урока русского языкана тему «Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения»...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Имена прилагательные. Закрепление.2 класс"

Разработка данного урока поможет ученикам отработать и закрепить материал по теме: Имена прилагательные....