урок по теме имена существительные собственные и нарицательные
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

урок с использование ЦоР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sushchestvitelnye_sobstvennye.docx50.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 «Имена существительные собственные и нарицательные»

ФИО (полностью)                  Никипорец Лилия Николаевна

Место работы                       Саратовская область,  г.Энгельс

                                                   МБОУ  « СОШ№ 23»

Должность                            Учитель начальных классов

Предмет                                 Русский язык

Класс                                        3

Базовый учебник  : Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

 

                   

         

   

 

Цель

Сформировать у учащихся представление об именах существи-

тельных собственных и нарицательных.

Задачи

Обобщение знаний об имени существительном.

Формирование умения распознавать в тексте собственные и

нарицательные имена существительные по значению и напи-

санию.

Закрепление навыка правописания заглавной (прописной) бук-

вы в именах собственных.

Отработка правильного произношения слов, каллиграфически

правильного написания букв.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса учащихся и раз-

витие интереса к родному языку.

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает:

формирование у учащихся представления об именах существи-

тельных собственных и нарицательных;

243

формирование умения распознавать в тексте собственные и

нарицательные имена существительные по значению и напи-

санию;

закрепление навыков правописания заглавной (прописной)

буквы в именах собственных;

опыт работы с учебником (умение ориентироваться в располо-

жении учебного материала по уроку; умение работать с прави-

лом, данным в учебнике).

Планируемые результаты

Личностные

Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной

проблеме.

Формирование ответственности перед коллективом.

Формирование познавательной потребности; воспитание стрем-

ления к творчеству.

Метапредметные

Познавательные

Умение:

распознавать собственные и нарицательные имена существи-

тельные;

писать заглавную (прописную) букву в именах собственных и

нарицательных;

перерабатывать полученную информацию: преобразовывать

из одной формы в другую; обобщать информацию;

давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной

работы;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

работать по предложенному учителем плану, проговаривать по-

следовательность действий на уроке;

4 класс

244

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым

столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную си-

туацию;

наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи,

отношения; выделять главное.

Коммуникативные

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку

зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать, договариваться с другими о последовательности

действий и результате, представлять другим ход своей работы

и ее результат;

адекватно использовать речевые средства для ведения дискус-

сии и аргументации своей позиции.

Предметные

Умение распознавать собственные и нарицательные имена су-

ществительные.

Формирование навыка правописания прописной и строчной

букв в именах собственных и нарицательных.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Окружающий мир.

Литературное чтение.

Оборудование

Рабочая тетрадь.

Карточки с заданиями.

Ресурсы

Персональный компьютер для каждого ученика или пары обу-

чающихся.

Мультимедийный проектор (интерактивная доска).

Мультимедийная презентация к уроку:

4 класс

245

Выход в ресурсы сети Интернет на сайт Единая коллекция циф-

ровых образовательных ресурсов

http://school–collection.edu.ru

Формы работы:

фронтальная форма

индивидуальная форма

работа в паре

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Создание ситуации

успеха

Через игру «Лестница знаний» организует начало урока. Создает положительный эмоциональный настрой.

Настраивается на предстоящую деятельность

1 мин.

  2

Подведение учащихся к постановке учебной

задачи

EК ЦОР

ЭОР№1

Признаки

предложения(N193595)

Ставит перед детьми проблему так, чтобы у них возникла необходимость

воспользоваться способом обозначения интонации предложения на письме. Предлагает  в

качестве  опоры схемы,

таблицы, сюжетные рисунки.

Отвечает на вопросы, высказывает свое мнение в работе  с

опорами, доказывает

правильность своего ответа, формулирует способ

решения учебной задачи.

20мин

(4 мин на ЭОР)

  3

Физкультминутка

Работа с алгоритмом (N 193576) ЕКЦОР

ЭОР № 2

Организует проведение музыкальной физкультминутки.

Слушает музыку и повторяет движения за героями на экране.

4 мин

(3 мин на ЭОР)

  4

Построение проекта

выхода  из

затруднительных ситуаций (решение

частной

задачи)

Применение новых

знаний на практике

Закрепление

изученного

ФЦИОР ЭОР № 2

Работа с предложениями  по

схемам.

(N193349)

ЕК ЦОР

ЭОР №3

Виды предложений по интонации

(N193668)

Презентация

ЭОР № 5

Виды общения

Предлагает распределить глаголы по группам- задачам ,проанализировать ,

сделать вывод и сравнить с таблицей.

Поработать над конструированием алгоритма синтаксического разбора простого предложения.

Позволяет каждому ребенку продемонстрировать

умение пользоваться

способом разбора простого предложения.

Организует работу в парах (упр.8); оказывает индивидуальную помощь

Предлагает поработать с

фрагментом текста  (построение диалогических и монологических высказываний)

Направляет на поиск простых предложений,

С последующим анализом

Организует работу в малых группах, предлагает

различные виды работ по

выделению главного

материала урока

Распределяет глаголы по группам,

Анализирует сходства и различия с таблицей.

Обдумывает,

Конструирует       алгоритм синтаксического разбора, чертит в тетрадь

Дети проверяют работу друг друга;

учатся конструировать предложения различные по цели

высказывания,

выписывают найденные предложения в тетрадь, анализирую

12 мин

(3 мин

на ЭОР)

(на  ЭОР

2  мин)

(на ЭОР

2 мин)

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Создание ситуации

успеха

Через игру «Лестница знаний» организует начало урока. Создает положительный эмоциональный настрой.

Настраивается на предстоящую деятельность

1 мин.

  2

Подведение учащихся к постановке учебной

задачи

EК ЦОР

ЭОР№1

Признаки

предложения(N193595)

Ставит перед детьми проблему так, чтобы у них возникла необходимость

воспользоваться способом обозначения интонации предложения на письме. Предлагает  в

качестве  опоры схемы,

таблицы, сюжетные рисунки.

Отвечает на вопросы, высказывает свое мнение в работе  с

опорами, доказывает

правильность своего ответа, формулирует способ

решения учебной задачи.

20мин

(4 мин на ЭОР)

  3

Физкультминутка

Работа с алгоритмом (N 193576) ЕКЦОР

ЭОР № 2

Организует проведение музыкальной физкультминутки.

Слушает музыку и повторяет движения за героями на экране.

4 мин

(3 мин на ЭОР)

  4

Построение проекта

выхода  из

затруднительных ситуаций (решение

частной

задачи)

Применение новых

знаний на практике

Закрепление

изученного

ФЦИОР ЭОР № 2

Работа с предложениями  по

схемам.

(N193349)

ЕК ЦОР

ЭОР №3

Виды предложений по интонации

(N193668)

Презентация

ЭОР № 5

Виды общения

Предлагает распределить глаголы по группам- задачам ,проанализировать ,

сделать вывод и сравнить с таблицей.

Поработать над конструированием алгоритма синтаксического разбора простого предложения.

Позволяет каждому ребенку продемонстрировать

умение пользоваться

способом разбора простого предложения.

Организует работу в парах (упр.8); оказывает индивидуальную помощь

Предлагает поработать с

фрагментом текста  (построение диалогических и монологических высказываний)

Направляет на поиск простых предложений,

С последующим анализом

Организует работу в малых группах, предлагает

различные виды работ по

выделению главного

материала урока

Распределяет глаголы по группам,

Анализирует сходства и различия с таблицей.

Обдумывает,

Конструирует       алгоритм синтаксического разбора, чертит в тетрадь

Дети проверяют работу друг друга;

учатся конструировать предложения различные по цели

высказывания,

выписывают найденные предложения в тетрадь, анализирую

12 мин

(3 мин

на ЭОР)

(на  ЭОР

2  мин)

(на ЭОР

2 мин)

 5

Рефлексия.(качество освоения темы)

Итог урока.

ЕК ЦОР

ЭОР №4

Дает характеристику предложению (N193604)

Предлагает в группах

распределить задания

на изученные темы,

сделать вывод

Анализирует результаты своей работы и деятельности одноклассников на уроке.

Записывает домашнее задание.

8 мин

(на  ЭОР

1 мин)

 5

Рефлексия.(качество освоения темы)

Итог урока.

ЕК ЦОР

ЭОР №4

Дает характеристику предложению (N193604)

Предлагает в группах

распределить задания

на изученные темы,

сделать вывод

Анализирует результаты своей работы и деятельности одноклассников на уроке.

Записывает домашнее задание.

8 мин

(на  ЭОР

1 мин)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап I

Самоопределение к деятельности

Цель

Актуализация знаний учащихся через материал предыдущего

урока.

Мотивация обучающихся к изучению темы.

Планируемые результаты

Личностные

Проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные

Умение:

работать по предложенному учителем плану;

проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные

Умение:

распознавать собственные и нарицательные имена существи-

тельные; работать с понятийным аппаратом урока;

воспринимать и преобразовывать полученную информацию.

Коммуникативные

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи;

высказывать свою точку зрения.

4 класс

246

Ситуативные задания

Учитель. На доске записаны слова:

стихи, Пушкин, Енисей, река, Красноярск, Россия, город, страна.

Что общего в записанных словах?

Распределите слова в 2 столбика.

По какому принципу вы распределяли данные слова?

Дополните каждую колонку своими примерами.

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Задание 1

Учитель. Послушайте стихотворение Е. Измайлова про боль-

шую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный.

Прописная буква

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Учитель. Какие же важные дела у большой буквы? (Все имена

существительные можно разделить на две большие группы. Одни

существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.)

4 класс

247

Какие вопросы можно задать к этому тексту?

Какова особенность написания имен существительных соб-

ственных?

Сделайте вывод.

Форма работы:

Задание 2. Классификация слов

Учитель. Из задания 1 выпишите по три имени существительных

собственных и нарицательных. Проведите взаимопроверку в парах.

Форма работы:

Задание 3

Учитель. На доске оформлена таблица:

Писатель – писатели Виктор Петрович Астафьев

Рассказ – рассказы река Ангара

Город – Енисейск

Имя –

Прочитайте две пары слов левого столбика.

Как изменяются в них слова?

К какой группе существительных относятся все слова левого

столбика?

Измените по числам остальные слова левого столбика.

Прочитайте слова правого столбика. Попробуйте изменить их

по числам.

К какой группе существительных относятся эти слова?

Какой вывод можно сделать?

Устно составьте с этими словами предложения.

Форма работы:

Дополнительные задания

Отгадайте загадку. Объясните написание слова-отгадки и за-

пишите его в тетрадь.

4 класс

248

Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,

Под корягою лесной спит под снежной пеленою.

(М..дведь)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали –

Не одну нашли, а десять!

Как его названье, дети?

(К..ртоф..ль)

Не живая, а идет,

Не подвижна, а ведет.

(Д..рога)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(За..ц)

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(Ул..ца)

То он – блин, то он – клин,

Ночью на небе один.

(Мес..ц)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(С..бака)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

4 класс

249

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(Д..кабрь)

Учитель. Какие буквы мы вставили в слова? Назовите их.

Почему эти слова надо запомнить?

Можно ли с ними использовать имена собственные? Запиши-

те такие словосочетания.

Форма работы:

Физкультминутка

Учитель. А сейчас, ребята, попрошу вас встать. Зарядку выпол-

ним следующим образом.

Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой бук-

вы, то наклонитесь вперед. Услышав слово, которое надо писать с

большой буквы, прогнитесь назад, соединив руки. Постарайтесь

запомнить мужские и женские имена.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Бо-

рисов, Семенова, Таня, тетрадь, Оля.

Сколько женских имен было названо и сколько мужских?

Форма работы:

Этап II

Изучение нового содержания

Цель

Познакомить учащихся с собственными и нарицательными име-

нами существительными, закрепить навыки написания заглав-

ной (прописной) и строчной букв.

4 класс

250

Планируемые результаты

Личностные

Проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные

Умение действовать по плану (предлагаемому заданием), да-

вать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные

Сотрудничать, договариваться с другими о последовательно-

сти действий и результате, представлять другим ход своей ра-

боты и ее результат.

Предметные

Углубление знаний об именах существительных.

Формирование умения писать заглавную (прописную) и строч-

ную буквы в собственных и нарицательных именах существи-

тельных.

Задания

Учитель. Для упражнения в распознавании имен существитель-

ных выполним задания.

Задание 1

Определение имени существительного. Интерактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3

782ec601c/?interface=catalog&class=45&subject=8

Форма работы:

Задание 2

Разбор существительного. Интерактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/98720c08-3a5c-4884-8e2c-

55e2640fb34e/?interface=catalog&class=45&subject=8

Форма работы:

4 класс

251

Задание 3

Определение постоянных признаков существительного. Инте-

рактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/de923857-514e-43f4-a27c-

43f348d1f82c/?interface=catalog&class=45&subject=8

Форма работы:

Задание 4

Определение непостоянных признаков существительного. Ин-

терактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46cf675b-c1e0-4a7c-b580-7cf5

aabcb5b2/?interface=catalog&class=45&subject=8

Форма работы:

Задание 5

Словообразование имен существительных. Интерактивное за-

дание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4c8c72e-0e92-4c6f-b863-bf12

be9eff7b/?interface=catalog&subject=8

Форма работы:

Этап III

Диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения темы Имена существительные

собственные и нарицательные.

Планируемые результаты

Личностные

Осознание значимости новой роли исследователь, оценка

своей работы в этой роли.

4 класс

252

Регулятивные

Умение высказывать свое предположение, оценивать свои дей-

ствия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные

Умение перерабатывать полученную информацию: делать вы-

воды в результате индивидуальной работы и совместной рабо-

ты всего класса.

Коммуникативные

Умение слушать других, высказывать свои мысли.

Предметные

Умение распознавать собственные и нарицательные имена су-

ществительные.

Формирование навыка выбирать на письме заглавную (про-

писную) или строчную букву.

Варианты заданий

Задание 1

Нарицательные и собственные имена существительные. Интерактивное

задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/15548710-77fe-4aae-8ed1-

7d908c71ab25/view/

Форма работы:

Задание 2

Нарицательные и собственные имена существительные. Интерактивная

таблица.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a38efdaa-9286-4a7a-9c8c-5ee9

f0d21727/?interface=catalog&subject=8

Форма работы:

Задание 3

Написание имен собственных с большой буквы. Интерактив-

ное задание.

4 класс

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4af540af-cd80-494f-bcc8-

7118142bd556/view/

Форма работы:

Задание 4

Написание имен собственных с большой буквы. Интерактив-

ное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ed2310f-9451-4066-9195-

798e9c085c4e/view/

Форма работы:

Задание 5

Написание имен собственных с большой буквы. Интерактив-

ное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a9606ee-c15b-42be-8d65-

3adba58cc9d6/view/

Форма работы:

Карточки с заданиями

Игра Лови ошибку

Учащиеся получают карточки с двумя предложениями, напеча-

танными прописными буквами. В каждом из предложенией есть

два слова, сходных по форме (по звучанию и написанию), но раз-

ных по значению: одно обозначает предмет (вещь, животное, яв-

ление природы и др.), а другое называет человека по имени и/или

фамилии. Необходимо переписать предложения в тетрадь, поль-

зуясь изученными по теме правилами орфографии.

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО

БЛИНОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ

У РОЗЫ РОЗА.

4 класс

254

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗ-

ДУШНЫЙ ШАРИК.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА

МОРОЗОВ.

У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПА-

СТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИ-

КА АБРИКОСОВ.

ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ

У ГРУШИ.

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ

ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.

ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЕС ПЕТЯ ГОРШ-

КОВ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУ-

ЗОВ.

НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С

ПОЛЯ.

ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ

АЛЕША СКВОРЦОВ.

Форма работы:

Этап IV

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель

Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий

частично-поискового и эвристического характера; научить

школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения

задания; планировать свои действия в соответствии с учебным

заданием, представлять результат свой деятельности.

Планируемые результаты

Личностные

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения зада-

ний.

Предметные

Умение распознавать собственные и нарицательные имена су-

ществительные.

4 класс

255

Формирование навыка правописания заглавной (прописной)

и строчной букв в именах собственных и нарицательных.

Регулятивные

Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою

точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Варианты заданий

Задание 1

Заглавная буква. Для изучающих русский язык как иностранный.

Интерактивные задания.

http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/gross_klein_upr1.php

Форма работы:

Задание 2

Образование имен существительных. Интерактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ceae9a6-c0ef-4817-b896-

a3f485dc1799/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df&

Форма работы:

Задание 3

Правописание имен существительных. Интерактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46875df7-6573-4cde-98b0-

562ef8d402a4/view/

Форма работы:

Задание 4

Правописание имен существительных. Интерактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35c91f32-eabd-4a22-8de1-

05253f226249/view/

Форма работы:

4 класс

Задание 5

Правописание имен существительных. Интерактивное задание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/71f89915-6671-4f7f-8e15-

50482bfd839b/view/

Форма работы:

Этап V

Рефлексивная деятельность

Цель

Научить школьников соотносить полученный результат с постав-

ленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Для оценивания результата деятельности обучающихся можно

задать следующие вопросы:

Над какой темой урока работали?

Что нового узнали на уроке?

Что можете рассказать об именах существительных собствен-

ных и нарицательных.

Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою ра-

боту.

Кому из ребят можно выразить особую благодарность за актив-

ность на уроке и помощь в нашей работе?

Литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт на-

чального общего образования // Пр. №373 Министерства об-

разования и науки Российской Федерации__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок русскогоязыка разработан по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" по программе "Школа России" с использованием регионального компонента. Тип урока: урок изучения и первичного з...

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Комбинированный урок позволяет расширить представления обучающихся об именах существительных собственных и нарицательных....

Урок русского языка во 2 классе на тему "Имена существительные собственные и нарицательные".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему "Имена существительные и нарицательные"....


 

Комментарии

замечательный урок, спасибо за работу

Лопатина Лилия Анатольевна

Спасибо за грамотно и подробно составленную технологическую карту урока, пригодится в работе!