Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель: Познакомить детей с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные.
Задачи:
1) вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными;
2) активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных;
3) обобщить все известные учащимся способы употребления заглавной буквы;
4) обогащать речь детей именами собственными разных тематических групп;
5) развивать логическое мышление учащихся при распределении имен собственных по тематическим группам.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, презентация, сигнальные карточки, карточки со словами, учебник Л.Ф.Климанова «Русский язык» для 2класса.
Ход урока:
1. Орг. момент
-Доброе утро!
Сегодня встретились мы не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
- Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд.
- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.
2. Словарно–орфографическая работа.
- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака).
- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).
- Что вы еще можете сказать о данных словах? (В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).
- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».
- Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.
- Как пишутся клички животных?
Всегда все клички до одной
Пишут с буквы прописной.
3. Актуализация знаний
А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ещё с заглавной буквы пишутся:
• Имена, фамилии, отчества
• Имена сказочных героев
• Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия
а) Работа в группах с таблицей
Распределите слова по этим группам.
У каждого карточка определенного цвета. У кого розовая карточка, тот выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества, у кого желтая, имена сказочных героев, у кого оранжевая, географические названия, у кого белая – все остальные слова.
1. Имена, фамилии, отчества | 2. Имена сказочных героев | 3. географические названия | 4. |
Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней
Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,
берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Благовещенск.
Проверка каждого задания у доски, вычеркнуть лишние слова в каждом столбике
б) Фронтальный опрос учащихся.
Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)
А ещё можно найти отличия?
Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
Какой частью речи являются эти слова?
В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.
«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».
Давайте выделим с вами ключевые слова в этом определении.
4. Постановка темы урока
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные)
Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
5. Постановка проблемы
Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.
КУДА: орел,
ул. зеленая, 5
КОМУ: мишкиной соне.
- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).
- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)
- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.
Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.
Давайте откроем свои ноутбуки , найдем на рабочем столе документ под названием «Письмо», откроем его и справим все ошибки, что бы письмо было написано правильно.
6. Создание проблемной ситуации
Как бы вы написали слово «дружок» в предложении?
Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.
7. Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение - фронтальный опрос
Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? (Кличку животного- имя собственное.)
А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? (Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное.)
Чем отличаются эти слова?(Смыслом, обозначением, значением.)
Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением
Физкультминутка для глаз
8. Первичное закрепление новой темы.
Работа по учебнику
Упр.107
9. Рефлексия.
Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным знаком те, кто не понял новую тему.
А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик, если вы собою недовольны - то капельку дождя.
10. Домашнее задание
Написать письмо другу.
Если останется время, можно поиграть с сигнальными карточками. Я называю слова, если это слово пишется с заглавной буквы, то дети должны показать красный сигнал, а если со строчной, то зеленый:
Краснодар, город, Россия, школа, Елена, Шарик, шарик, воробей, Катя, мама, улица, Марина, солнце, Райчихинск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имена существительные: собственные и нарицательные».
Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....
«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе
Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык», 2 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
урок по теме имена существительные собственные и нарицательные
урок с использование ЦоР...
Имена существительные собственные и нарицательные
Технологическая карта урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века")...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....
Тема "Имена существительные собственные и нарицательные". «Эстафета олимпийского огня»
Урок по русскому языку по теме "Имена существительные собственные и нарицательные". «Эстафета олимпийского огня», проводиться в преддверии Олимпийских игр в городе Сочи. Урок составлен по учебнику Л.Ф...