Неопределенная форма глагола
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Лумпова Ирина Владиславовна

 Тема урока: « Неопределенная форма глагола».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель:   знакомство детей с особенностями глаголов  неопределённой формы.

Задачи:

Предметные:

  • содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
  • упражнять в определение глаголов  неопределенной формы;
  • упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
  • содействовать развитию орфографической зоркости, письменной связной речи учащихся;
  • продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
  • воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

способствовать формированию УУД:

  • регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства,  схемы;
  • коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

  • продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelennaya_f.gl_.doc74.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Солнечная  средняя общеобразовательная школа»

Урок   русского    языка

в 4 классе   на тему:

«Неопределённая форма глагола»

                                                                       Учитель начальных классов

                                                                      Лумпова И.В.

                                                         

                                             

                                         

2019 год

 Тема урока: « Неопределенная форма глагола».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель:   знакомство детей с особенностями глаголов  неопределённой формы.

Задачи:

Предметные:

  • содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
  • упражнять в определение глаголов  неопределенной формы;
  • упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
  • содействовать развитию орфографической зоркости, письменной связной речи учащихся;
  • продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
  • воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

способствовать формированию УУД:

  • регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства,  схемы;
  • коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

  • продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.

Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов.

II. Словарная работа.

А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль-

По волнам плывёт…орабль)

Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Давайте запишем это слово в тетрадь(диктуют себе по слогам, ставят ударение, находят орфограмму).

III. Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа, словарное слово, а ниже сочетания букв:

ть  ти  чь  

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться?  (предположения детей).

IV. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью. 

 - Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Как изменяются глаголы? (по числам и временам)

 - Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (в ед. числе изменяются по родам)

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?

V. Создание проблемной ситуации.

Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов:

рисует, идёт, стоять, думает, споёт, пройти, решил, откроет

(Работа в парах.)

- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (они отвечают на вопрос что делать?

VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Проверяем.

- Какие слова вызвали затруднения?

- Слова «  стоять, пройти» .

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы  оказались лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения…(невозможно определить время)…
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

(Глаголы, у которых нельзя определить время и число. )

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

- Чему хотите научиться  на уроке? (Находить неизвестную форму глагола, отличать эти глаголы от других глаголов).

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?(В учебнике, из правила)

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Какую поставим цель? (знакомство с особенностями глаголов  неопределённой формы).

- Что нас может заинтересовать? ( Можно ли определить время, число и лицо у глаголов неопределённой формы)

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

 - Какие суффиксы имеют?(-ть, -ти) Выделите эти суффиксы в словах, которые мы записали в отдельный столбик.

- Кто то попробует обобщить полученные знания?(Дети дают свои ответы)

- Проверим ваши знания с тем, что написано в учебнике.

        

- Откроем учебники и прочитаем правило на стр.100 .

Такие глаголы имеют 3 названия

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола

Инфинитив

Какое из этих названий вам  незнакомо?

 Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?(Чтобы находить глаголы неопределённой формы, отличать от других глаголов, быть грамотными)

VII. Работа над новым материалом.

Первичное закрепление. Игра « Узнай меня»

- Перед вами слова, среди которых есть разные части речи. Найдите и запишите глаголы в неопределённой форме.

Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости, грусть, стеречь.

Составим алгоритм определения глаголов в неопределённой форме.

1. На какой вопрос отвечают?

2. Какой суффикс имеют?

Какие глаголы вы выписали? (Ходить, косить, носить, стричь, стеречь.) Выделите суффикс неопределенной формы глагола в этих словах.

VIII. Физкультминутка (для рук)

От зелёного причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом вперёд (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке (движение руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

IX. Работа над новы материалом

Поработаем с учебником.

-Упр.3, стр.101.

- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму и выделите суффиксы . (Работа в парах. Фронтальная проверка.)

- Проверьте и оцените свою работу.

 (что делать?) играть

 (что делать?) сидеть

 (что делать?) сказать        

 (что делать?) начинать

 (что делать?) нести

(что делать?) нарисовать

- Встаньте те дети, кто выполнил работу без ошибок.

- Молодцы, тихо сели.

Х. Закрепление изученного

- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

(Класс работает группами, каждая группа со своим заданием).

1. темно, светло (темнеть,светлеть)

2. обед, ужин (обедать, ужинать)

3. зелёный, красный (зеленеть, краснеть)

- Проверим работу наших групп!

ХI. Закрепление.

- Как сказать одним словом:

Исполнять роль в спектакле – (играть)

Чувствовать холод – (мёрзнуть)

Не разрешать что-либо делать – (запрещать)

- Замените фразеологические обороты глаголами  неопределенной формы.

Зарубить на носу –(запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Вешать нос – (унывать)

Мозолить глаза – (надоедать)

ХI. Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. Капитан корабля благодарит вас за хорошую работу. Ему очень понравилось путешествовать с вами!

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие суффиксы  имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

        - Как понимаете слово «инфинитив»? (неопределённый)

XII. Рефлексия. Самооценка.

- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или

« - »)

Знаю ли я, что такое глагол?

 Знаю ли я, что обозначает глагол?

 Знаю ли я, на какие вопросы отвечает  глагол неопределенной формы?

 Знаю ли я, как изменяется глагол?        

 Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

- Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-»?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему?)

- Спасибо за вашу самооценку. А теперь я хочу задать вам вопрос, что нужно сделать чтобы хорошо освоить сегодняшнюю тему? (больше тренироваться в нахождении глаголов неопределённой формы, выучить правило)

- Спасибо, ребята , за урок!

XIII. Домашнее задание.

1) Выучить правило на стр.100;

2) Упр. 2, стр. 100 или упр. 4, стр.101.

Раздаточный материал

Определите время глаголов:

Рисует, идёт, стоять, думает, споёт, пройти, решил, откроет

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Найдите и запишите глаголы в неопределённой форме.

Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости, грусть, стеречь.

Оценочный лист

 Знаю ли я, что такое глагол?

 Знаю ли я, что обозначает глагол?

 Знаю ли я, на какие вопросы отвечает  глагол неопределенной формы?

 Знаю ли я, как изменяется глагол?        

 Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

1. темно, светло

2. обед, ужин

3. зелёный, красный

Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 4 классе Учитель начальных классов Лумпова Ирина Владиславовна С. Солнечное 2019г.

Слайд 3

Орфографическая минутка @Bukatina M.A.

Слайд 4

Что мы знаем о глаголе? @Bukatina M.A.

Слайд 5

Как определить время глагола? н.в что делает? что сделал? что делал? что сделает? что будет делать? б.в п.в

Слайд 6

Разделите слова на группы Рисует, идет, стоять, думает, споёт, пройти, решил, откроет .

Слайд 7

Тема урока Неопределенная форма глагола

Слайд 8

ЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ. 1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеют? 3.На что не указывает неопределенная форма глагола? @Bukatina M.A.

Слайд 9

Нести Идти Вести Везти Войти Стеречь Беречь Увлечь Стричь Лечь Проиграть Спеть Побежать Нарисовать Сходить Чем похожи данные глаголы

Слайд 10

Чего не знаем о глаголе? 1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Что делать? Что сделать? 2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеют? -чь, -ть, -ти. 3.На что не указывает неопределенная форма глагола? На время, на число. @Bukatina M.A.

Слайд 11

Найдите и запишите глаголы в неопределенной форме Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости, грусть, стеречь

Слайд 12

Страница 101, упражнение 3 @Bukatina M.A.

Слайд 13

Проверьте. Играть, сидеть, сказать, начинать, нести, нарисовать.

Слайд 15

Домашнее задание: С.100 ПРАВИЛО с. 100 УПР.2 или С. 101 УПР. 4

Слайд 16

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...