Написание существительных с суффиксом –ищ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: выяснить, когда в существительных после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявляют интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознают роль языка и речи в жизни людей; чувствуют красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные:
Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, формулировать выводы.
Познавательные: умеют работать с информацией, представленной в табличной форме; умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями.
Предметные: умеют правильно писать окончания (-а или –е) существительных с суффиксом -ищ-, правильно образовывать существительные с помощью суффикса –ищ-, находить в тексте слова на данное правило и объяснять их правописание.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: Учебник УМК «Перспективная начальная школа», М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова 3 кл. ч. 3 и 2.
Основные этапы | Время | Цель этапа | Ф О У Д | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности | 2 мин. | Мотивация к учебной деятельности | Ф | - Здравствуйте, ребята. - Встали ровно, подравнялись! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на активную работу. | Личностные |
2. Актуализация знаний | 5 мин. | Повторение и проверка усвоения предыдущей темы урока Минутка чистописания | Ф И | - Проверим, на сколько хорошо вы усвоили предыдущую тему урока, поиграем в игру «Назови словечко». Я говорю сущ. в И.п. мн. ч., а вы мне называете сущ. в Р.п. мн. ч. - Килограммы -…, апельсины -…, сапоги -…, ботинки -…, места - …, дела -... - Какие ещё части слова вы знаете и умеете писать? - Посмотрите, пожалуйста, и скажите, на какую часть слова похожи эти сочетания? ИЩА ИЩЕ - Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. И пропишите сочетания этих букв в строчку как чистописание. | Слушают учителя. - Килограммов, апельсинов, сапог, ботинок, мест, дел. - Корень, приставка, суффикс. - Суффикс и окончание. Записывают дату и классная работа. Прописывают сочетания букв. | Личностные Познавательные |
3. Постановка учебной задачи | 5 мин. | Формирование умения определять тему урока, формулировать цели урока | Ф | - В учебнике на с. 79 прочитайте диалог. - Хотите узнать, что это за слова? Найдём их в словаре. - Слова-то одинаковые- с суффиксом – ищ-! - Не мог успокоиться Миша. – Но одни слова оканчиваются на – а, а другие - на –е! Почему? - Действительно, почему? Хотите поразмышлять и попробовать ответить на этот вопрос самостоятельно? - Сможете назвать тему урока. - Поставьте цель, к которой будем стремиться на уроке. | Читают. - Открывают Обратный словарь в учебнике «Русский язык» 2 ч.) - Да. - Написание существительных с суффиксом –ИЩ-. - Выяснить, когда после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е. | Коммуникативные Личностные Регулятивные |
4. Объяснение нового материала. | 15 мин. | Способствовать формированию у обучающихся знаний о правильном написании существительных с суффиксом –ищ- | Ф Ф | - Давайте обратимся к упр. 90 и 91 и узнаем, в чём же секрет правильного написания этих слов. № 90 Цель упражнения: наблюдение и анализ, почему у существительных женского рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –а. - Скажите, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? - Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -? - Понимаете теперь, почему у них окончание – а? № 91 Цель упражнения: выяснение, почему у существительных мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –е. - По цепочке читайте список и говорите, от основ каких других слов они образованы. Сразу называйте РОД слова-родителя. (Например, слово зубище-от основы слова зуб/, зуб- мужского рода). - Скажите, какого рода большая часть слов, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? - А какого рода оставшиеся слова? - Миша обнаружил 5 слов среднего рода, а вы? - Как вы скажите: мой больной зубище или моё больное зубище? - Как вы скажите, какой сильный морозище или какое сильное морозище? - Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ- РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? - Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? Какие? - Сравним наши выводы с правилом Летучей мыши на с. 81. - Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а-, если слово, от основы которого оно образовано, (какого РОДА?) …рода - Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е-, если слово, от основы которого оно образовано, (какого РОДА?) … и … рода | Рассматривают задание. Читаю слова по цепочке. - Это слова женского рода. - Все слова ж. р. - Т.к. образованы от слов женского рода. Читаю слова по цепочке, выполняют задание. - Мужского рода. - Среднего рода. - 5 - Мой больной зубище, т.к. образовано от слова зуб м. р. - Какой сильный морозище, т.к. образовано от слова мороз м. р.
- Да. - Да. - е. Читают правило. - Женского рода. - Мужского и среднего рода. | Коммуникативные Предметные Коммуникативные Предметные Познавательные |
5. Первичное закрепление изученного материала | 10 мин. | Осмысление и применение нового правила. | Ф | - У Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина», давайте послушаем. Прочитайте текст. - Выполните упражнение по заданию. Работать будем вместе, один ученик объясняет у доски, остальные работают в тетрадях и записывают слова. - Проверьте с доски. | Читают текст. Выполняют упражнение, 1 ученик у доски. Выполняют проверку. | Предметные Регулятивные |
6. Самостоятельная работа | 5 мин. | Самостоятельное применение нового правила | Ф И Ф | - № 93. - Прочитайте отрывок из стихотворения. Из текста надо выписать все выделенные слова в начальной форме. Рядом с каждым словом надо написать слово, от основы которого оно образовано. Укажи род исходного слова. - (одно слово разбираем на доске) Силища – сила (ж. р.) - Остальные слова выполняем самостоятельно. - Проверьте по эталону. - Миша написал такие окончания: папище, мамища. Маша написала так: папища, мамища. - С кем ты соглашаешься? Кто из ребят лучше понял правило? | Читают текст. Слушают учителя. Выполняют задание самостоятельно. Проверяют. - Миша. | Предметные Регулятивные |
7. Итог урока. Рефлексия | 3 мин. | Подведение итога. Рефлексия Домашнее задание | Ф | - Какую цель мы поставили в начале урока? - Достигли мы цели? - Когда в именах существительных после суффикса –ищ- пишется окончание е? - А когда - а? - Поднимите руку, кто считает, что хорошо понял новую тему? А у кого были затруднения? - Дома выполните в Р. т. на с. 43-44, упр. 45, 46. - Урок окончен! | - Выяснить, когда после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е. - Когда слово, от основы которого оно образовано, ж.р. - Когда слово, от основы которого оно образовано, м.р. и ср. р. Оценивают себя. Записывают домашнее задание. | Предметные Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ПНШ 3 класс «Написание существительных с суффиксом –ищ-»
Технологическая карта урока«Написание существительных с суффиксом –ищ-»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»Цели урока: познакомить учащихся с суффикс...
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-...
Технологическая карта ПНШ 3 класс «Написание существительных с суффиксом –ищ-» Второй урок
Технологическая карта урока«Написание существительных с суффиксом –ищ-»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»Цели урока: продолжить знакомить уча...
Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом -ищ-" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная...
Технологическая карта урока русского языка «Написание существительных с суффиксом –ИЩ-»
Конспект урока...
Конспект урока с презентацией "Написание существительных с суффиксом -ищ-"
Материал может быть использован на уроках русского языка по учебникам М.Л.Каленчук, М.Л.Чураковой Русский язык, 3 класс, 2,3 часть. ПНШ...
Написание существительных с суффиксом -ищ.
Конспект по русскому языку за 3 класс...