Написание существительных с суффиксом –ищ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коблик Наталья Романовна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: выяснить, когда в существительных после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: проявляют интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознают роль языка и речи в жизни людей; чувствуют красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, формулировать выводы.

Познавательные: умеют работать с информацией, представленной в табличной форме; умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями.

Предметные: умеют правильно писать окончания (-а или –е) существительных с суффиксом -ищ-, правильно образовывать существительные с помощью суффикса –ищ-, находить в тексте слова на данное правило и объяснять их правописание.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: Учебник УМК «Перспективная начальная школа», М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова 3 кл. ч. 3 и 2.

Основные этапы

Время

Цель этапа

Ф

О

У

Д

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности

2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

Ф

- Здравствуйте, ребята.

- Встали ровно, подравнялись! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на активную работу.

Личностные

2. Актуализация знаний

5 мин.

Повторение и проверка усвоения предыдущей темы урока

Минутка чистописания

Ф

И

- Проверим, на сколько хорошо вы усвоили предыдущую тему урока, поиграем в игру «Назови словечко». Я говорю сущ. в И.п. мн. ч., а вы мне называете сущ. в Р.п. мн. ч.

- Килограммы -…, апельсины -…, сапоги -…, ботинки -…, места - …, дела -...

- Какие ещё части слова вы знаете и умеете писать?

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, на какую часть слова похожи эти сочетания?  ИЩА ИЩЕ

- Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. И пропишите сочетания этих букв в строчку как чистописание.

Слушают учителя.

- Килограммов, апельсинов, сапог, ботинок, мест, дел.

- Корень, приставка, суффикс.

- Суффикс и окончание.

Записывают дату и классная работа.

Прописывают сочетания букв.

Личностные  

Познавательные

3. Постановка учебной задачи

5 мин.

Формирование умения определять тему урока, формулировать цели урока

Ф

- В учебнике на с. 79 прочитайте диалог.

- Хотите узнать, что это за слова? Найдём их в словаре.

- Слова-то одинаковые- с суффиксом – ищ-! - Не мог успокоиться Миша. – Но одни слова оканчиваются на – а, а другие - на –е! Почему?

- Действительно, почему? Хотите поразмышлять и попробовать ответить на этот вопрос самостоятельно?

- Сможете назвать тему урока.

-  Поставьте цель, к которой будем стремиться на уроке.

Читают.

-  Открывают Обратный словарь в учебнике «Русский язык» 2 ч.)

- Да.

- Написание существительных с суффиксом –ИЩ-.

- Выяснить, когда после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е.

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

4. Объяснение нового материала.

15 мин.

Способствовать формированию у обучающихся знаний о правильном написании существительных с суффиксом –ищ-

Ф

Ф

- Давайте обратимся к упр. 90 и 91 и узнаем, в чём же секрет правильного написания этих слов. 

№ 90 Цель упражнения: наблюдение и анализ, почему у существительных женского рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –а.

- Скажите, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-?

- Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -?

- Понимаете теперь, почему у них окончание – а?

№ 91 Цель упражнения: выяснение, почему у существительных мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –е.

- По цепочке читайте список и говорите, от основ каких других слов они образованы. Сразу называйте РОД слова-родителя. (Например, слово зубище-от основы слова зуб/, зуб- мужского рода).

- Скажите, какого рода большая часть слов, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-?

- А какого рода оставшиеся слова?

- Миша обнаружил 5 слов среднего рода, а вы?

- Как вы скажите: мой больной зубище или моё больное зубище?

- Как вы скажите, какой сильный морозище или какое сильное морозище?

- Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ- РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано?

- Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? Какие?

- Сравним наши выводы с правилом Летучей мыши на с. 81.

- Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а-, если слово, от основы которого оно образовано, (какого РОДА?) …рода

- Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е-, если слово, от основы которого оно образовано, (какого РОДА?) … и … рода

Рассматривают задание.

Читаю слова по цепочке.

- Это слова женского рода.

- Все слова ж. р.

- Т.к. образованы от слов женского рода.

Читаю слова по цепочке, выполняют задание.

- Мужского рода.

- Среднего рода.

- 5

- Мой больной зубище, т.к. образовано от слова зуб м. р.

- Какой сильный морозище, т.к. образовано от слова мороз м. р.

 

- Да.

- Да.

- е.

Читают правило.

- Женского рода.

- Мужского и среднего рода.

Коммуникативные

Предметные

Коммуникативные

Предметные

Познавательные

5. Первичное закрепление изученного материала

10 мин.

Осмысление и применение нового правила.

Ф

- У Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина», давайте послушаем. Прочитайте текст.

- Выполните упражнение по заданию.  Работать будем вместе, один ученик объясняет у доски, остальные работают в тетрадях и записывают слова.

- Проверьте с доски.

Читают текст.

Выполняют упражнение, 1 ученик у доски.

Выполняют проверку.

Предметные

Регулятивные

6. Самостоятельная работа

5 мин.

Самостоятельное применение нового правила

Ф

И

Ф

- № 93.  - Прочитайте отрывок из стихотворения.

Из текста надо выписать все выделенные слова в начальной форме. Рядом с каждым словом надо написать слово, от основы которого оно образовано. Укажи род исходного слова.

- (одно слово разбираем на доске)

Силища – сила (ж. р.)

- Остальные слова выполняем самостоятельно.

- Проверьте по эталону.

- Миша написал такие окончания: папище, мамища.

Маша написала так: папища, мамища.

- С кем ты соглашаешься? Кто из ребят лучше понял правило?

Читают текст.

Слушают учителя.

Выполняют задание самостоятельно.

Проверяют.

- Миша.

Предметные

Регулятивные

7.  Итог урока. Рефлексия

3 мин.

Подведение итога.

Рефлексия

Домашнее задание

Ф

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли мы цели?

- Когда в именах существительных после суффикса –ищ- пишется окончание е?

- А когда - а?

- Поднимите руку, кто считает, что хорошо понял новую тему? А у кого были затруднения?

- Дома выполните в Р. т. на с. 43-44, упр. 45, 46.

- Урок окончен!

- Выяснить, когда после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е.

- Когда слово, от основы которого оно образовано, ж.р.

- Когда слово, от основы которого оно образовано, м.р. и ср. р.

Оценивают себя.

Записывают домашнее задание.

Предметные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ПНШ 3 класс «Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Технологическая карта урока«Написание существительных с суффиксом –ищ-»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»Цели урока: познакомить учащихся с суффикс...

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-...

Технологическая карта ПНШ 3 класс «Написание существительных с суффиксом –ищ-» Второй урок

Технологическая карта урока«Написание существительных с суффиксом –ищ-»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»Цели урока: продолжить знакомить уча...

Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом -ищ-" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная...

Конспект урока с презентацией "Написание существительных с суффиксом -ищ-"

Материал может быть использован на уроках русского языка по учебникам  М.Л.Каленчук, М.Л.Чураковой     Русский язык, 3 класс, 2,3 часть. ПНШ...

Написание существительных с суффиксом -ищ.

Конспект по русскому языку за 3 класс...