Конспект урока с презентацией "Написание существительных с суффиксом -ищ-"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Миронова Наталья Андреевна

Материал может быть использован на уроках русского языка по учебникам  М.Л.Каленчук, М.Л.Чураковой     Русский язык, 3 класс, 2,3 часть. ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip605.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Технологическая карта урока

Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа.

Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.  Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, компьютер.

Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  .

Вид планируемых учебных действий.

Личностные:

 -формировать  учебно-познавательный интерес к новому  учебному материалу, проявлять внимание;

-формирование эмпатии,  как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам;

-формирование учебной мотивации.

-осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Регулятивные:

 -принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы;

- осознавать, что уже  усвоено, и что еще подлежит усвоению;

-уметь определять последовательность действий перед началом работы;

- учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание;

-учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные:

-учиться сотрудничать с учениками с учителем.

 -умение формулировать и аргументировать ответ;

-умение слушать друг друга и учителя.

-учиться устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции;

-уметь вступать в диалог;

- уметь выражать свои мысли, строить высказывания;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

-уметь строить логическую цепь размышлений;

-строить речевое высказывание;

-способность к анализу, синтезу;

-умение находить нужную информацию в учебнике;

-уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию и отбрасывая второстепенную;

-рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Планируемый уровень достижения результатов обучения.

-понимать и принимать учебную задачу;

-находить и правильно записывать нужную орфограмму;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Этап урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

 Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Настроить детей на начало урока, создать доброжелательную психологическую  обстановку в классе.

Словесный метод – выполнение задания по указанию. Самоконтроль.

Фронтальная

 Проверка готовности класса.

Прозвенел звонок для нас,

Мы пришли учиться в класс.

Будем мы старательны,

Будем мы внимательны.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку- учебник, тетради, пенал.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

-формирование эмпатии,  как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам;

-формирование учебной мотивации.

Регулятивные:

- учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание;

  Коммуникативные:

-учиться устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции;

-умение слушать учителя.

Ориентировочный этап

Актуализация знаний.

Подвести учащихся к теме урока.

 Варианты формулировки темы урока.

Логико-

познавательный приём – анализ, конкретизация

Фронтальная

Организует работу по формулировке темы урока

Слайд 1.1

домик             рыбка

носик              лапка

зубик               ямка

           жарища

           волчище

-Прочитайте слова из первого и второго столбика.

Чем похожи слова?

Чем отличаются ?

Прочитайте слова из третьего столбика. Почему они записаны отдельно?

Предположите, какая сегодня будет тема?

Подводит детей к формулировке темы «Написание существительных с суффиксом –ищ-». Слайд 1.2

Найдите эту тему в учебнике.

Прочитайте тему урока.

Сформулируйте цель - что сегодня узнаем, чему научимся?

Какие задания для этого будем выполнять?

Слова с уменьшительно-ласкательным значением.

1столбик-с суффиксом –ик-

2 столбик- суффиксом –к-

Отличаются по смыслу от слов в 1 и 2 столбике.

Предположения детей.

Находят тему в учебнике.

«Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Познакомимся с существительными с суффиксом –ищ- и научимся правильно их писать.

Работать по учебнику  с обратным словарем, работать по цепочке, думать, работать в рабочих и печатных тетрадях.

Личностные:

 -формировать учебно-познавательный интерес к новому  учебному материалу;

-осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

 Регулятивные:

 -учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

принимать и сохранять учебную задачу;

- осознавать, что уже  усвоено, и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения, интересы;  

-учиться сотрудничать с учениками с учителем.

 -умение формулировать и аргументировать ответ;

-умение слушать друг друга и учителя.

Познавательные: 

 -строить речевое высказывание;

-способность к анализу,синтезу;

-умение находить нужную информацию в учебнике;

Поисково-исследовательский этап

Динамическая пауза

Обеспечение личностной значимости темы урока для каждого

Развитие умения самостоятельно находить информацию для решения познавательной проблемы.

Проблемно поисковый метод под руководством учителя

Фронтальная

Индивидуальная

Организует работу по изучению новой темы.

Организует работу по учебнику.

-Прочитаем текст в учебнике.

-Как бы вы ответили на вопрос Анишит Йокоповны? Слайд 2.1

Выполним задание 90 в учебнике.

Почему у этих слов окончание –а?

Слайд 2.2

Выполним задание 91 в учебнике.

Почему у этих слов окончание –е? Слайд 2.3

Читает вопросы, подводящие к выводу и правило в учебнике на с.81

Постарайтесь запомнить правило и повторить.

Проверим, как поняли тему.

Подойдите к столу и каждый возьмите по карточке и разделитесь на группы:

1 гр - слова на - ища,

2 гр - слова на – ище

Проверим, все ли правильно определили окончание. Зачитайте по цепочке свои слова.

1 ученик читает текст на с.79

Работа по обратному словарю.

Выдвигают предположения и варианты ответов.

1 ученик вслух читает задание, работают по словарю по цепочке.

Они образованы от основ слов женского рода.

1 ученик вслух читает задание, работают по словарю по цепочке.

Они образованы от основ слов мужского и среднего  рода.

Отвечают на вопросы в учебнике, делают выводы.

1-2 ученика повторяют правило вслух.

Берут карточки и делятся на 2 группы ( Приложение 1)

Читают по цепочке слова.

Личностные:

 -формировать          

учебно-познавательный интерес к новому  учебному материалу, проявлять внимание;

Регулятивные:

 -принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы;

- осознавать, что уже  усвоено, и что еще подлежит усвоению;

-уметь определять последовательность действий перед началом работы;

Коммуникативные:

-учиться сотрудничать с учениками с учителем.

 -умение формулировать и аргументировать ответ;

-умение слушать друг друга и учителя.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

-уметь строить логическую цепь размышлений;

-умение находить нужную информацию в учебнике;

Практический

Организовать работу для достижения цели.

Закрепить правописание изучаемой орфограммы.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Практический метод – выполнение задания по учебнику, в тетрадях, на карточке.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Организует работу по закреплению темы.

У детского  писателя Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина». На пересказе этого текста мы поупражняемся записывать правильно окончания существительных на –ища-, -ище-. Найдите задание 92.

Выполним задание коллективно, последнее требование – самостоятельно.

Миша так записал слова и разобрал их по составу. Проверьте, правильно ли он это сделал. Слайд 3.1

Слайд 3.2

Выполните самостоятельно задание 93 в учебнике.

Проверьте, как задание сделали Маша и Миша. Так кто же прав?

Проверьте себя по слайду.

Слайд 4

Читает в учебнике последнее требование.

Прочитайте, что у вас получилось.

Организует работу с фразеологизмом.

Маша услышала фразу и задумалась, что же она означает. Прочитайте фразу на слайде и попробуйте объяснить ее смысл.

Слайд 5 

Прочитаем в учебнике, на с.83-84  что она означает.

Поработаем в группах.

Каждая группа получит карточку. Нужно вставить нужные окончания. По окончанию работы мы выслушаем по одному человеку от группы (называет более слабых детей в каждой группе).

Проверим работу групп.

В качестве вывода составим алгоритм работы:

Что нужно сделать, чтоб правильно записать окончание в существительных с суффиксом –ищ- ?

Слайд 6.1-6.4

Напомните, пожалуйста, какой смысл придает суффикс –ищ- словам?

Дома выполните задание 45 в печатной тетради.

Читают задание, 1 ученик

«работает» вслух.

Проверяют, находят ошибку: тетрадища.

Выполняют самостоятельно.

Самопроверка

Выполняют самостоятельно.

2-3 человека зачитывают.

Высказывают варианты ответов.

1 ученик читает вслух.

Работают в группах, готовят к ответу товарищей.

(Приложение 2)

Отвечают по 1 человеку от группы .

С помощью учителя формулируют алгоритм.

1 ученик отвечает вслух.

Записывают задание в дневники.

Личностные:

-умение высказывать свою точку зрения;

-уметь принимать точку зрения товарищей;

-осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Регулятивные:

-уметь определять последовательность действий перед началом работы;

-владеет навыками самооценки, взаимооценки;

-осознает качество и уровень усвоения;

-адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку;

Коммуникативные:

-учиться сотрудничать с учениками с учителем.

-уметь вступать в диалог;

- уметь выражать свои мысли, строить высказывания;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость повторения и обобщения;

-умение находить нужную информацию в учебнике;

-уметь строить логическую цепь размышлений;

-уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию и отбрасывая второстепенную;

-способность к анализу и синтезу;

Рефлексивно-оценочный этап

Подвести итог урока. Рефлексия.

Формирование у учащихся самооценки.

Контрольно-коррекционный метод

 Самоконтроль

Фронтальная

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Какую цель мы ставили в начале урока.

Оцените свою работу на уроке. Поняли ли вы тему, что у вас хорошо получилось, какие задания вам понравились,  где возникли затруднения, с чем еще нужно поработать?

Слайд 7

Встаньте и похлопайте себе те, у кого на уроке все получилось, было прекрасное настроение.

Встаньте и похлопайте те, кто старался работать и не унывал от возникающих затруднений.

Встаньте и похлопайте те, кому на уроке было сложно, но он верит, что обязательно справится с этими затруднениями.

Спасибо за работу.

Урок окончен.

Вспоминают и называют цель урока.

3-4 человека оценивают свою работу.

Встают , хлопают.

Личностные:

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

-формирование эмпатии,  как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам;

 Регулятивные:

 - осознавать, что уже  усвоено, и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

- способность к адекватной самооценке;

Коммуникативные:

 -умение выражать свои мысли, строить высказывания;

Познавательные: 

-рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Приложение 1 (динамическая пауза)

Рыбищ…

Ножищ…

Газетищ..

Драконищ…

Домищ…

Сапожищ…

Пылищ…

Шкафищ…

Ломтищ…

Дождищ…

Гвоздищ…

Заборищ…

Холодищ…

Усищ…

Носищ…

Великанищ…

Драконищ…

Дырищ…

Тигрищ…

Шерстищ…

Травищ…

Лапищ…

Тортищ…

Умищ…

Глазищ…

Волчищ…

Кулачищ…

Приложение 2  (примерные карточки для групповой работы)

Карточка 1

 В скобках укажи род, вставь окончания.

 На огороде вырос вкусн…  арбузищ…   (       ).

Красивая занавеска закрывала огромн… окнищ…   .   (          )

На полке стоял… больш…  книжищ… (       ).

Карточка 2

 В скобках укажи род, вставь окончания.

На уступе скалы орел свил    огромн…    гнездищ…     .  (         )

В реке отдыхал…   толст…      бегемотищ…     .         (             )

На грядке вырос…   больш…    морковищ…    .  (          ).

Карточка 3

 В скобках укажи род, вставь окончания.

На дереве мы увидели огромн… дуплищ…  .      (           )

На дворе стоял трескуч…     морозищ….   .   (           )

На штанах был…    огромн…     дырищ….    .  (           )

Карточка 4

 В скобках укажи род, вставь окончания.

Вслед за мышью гнал…      голодн…    котищ…  . (          )

У фермера вырос…   необыкновенно  больш…     тыквищ…  .  (        )

Мальчик еле шел- в руках у него был…  огромн…   ведрищ…  .(      )

Карточка 5

 В скобках укажи род, вставь окончания.

За деревней раскинул…   больш…  болотищ… .   (          )

На улице сильн…   ветрищ… .  (        )

Петя остановился: перед ним был…   огромн…   лужищ… .   (          )

Карточка 6

 В скобках укажи род, вставь окончания.

Лохмат…    чудищ…    подош…    к нам   .  (           )

Из хлева на нас глядел…     злой быч…  .     (             )

По небу  надвигал…       черн…     тучищ…     .  (            )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-...

Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом -ищ-" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная...

Конспект урока с презентацией "Написание О и Е(Ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"

Материал может быть использован на уроках русского языка по учебнику М.Л. Каленчук Русский язык 4 класс., 1 часть....

конспект урока \'\'Написание существительных с суффиксом -ищ\'\',3 класс,УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Написание существительных с суффиксом -ищ'',3 класс,УМК ''ПНШ''...

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".

   Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...

Конспект урока и презентация по русскому языку "Суффиксы -ек, -ик".

Конспект урока и презентация по русскому языку "Суффиксы -ек, -ик"....