Конспект урока с презентацией "Написание существительных с суффиксом -ищ-"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Материал может быть использован на уроках русского языка по учебникам М.Л.Каленчук, М.Л.Чураковой Русский язык, 3 класс, 2,3 часть. ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.zip | 605.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык. Класс: 3 . Учебник: Русский язык, 3 класс 2, 3 ч. М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа.
Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-. Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер.
Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ- .
Вид планируемых учебных действий.
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, проявлять внимание;
-формирование эмпатии, как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам;
-формирование учебной мотивации.
-осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы;
- осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению;
-уметь определять последовательность действий перед началом работы;
- учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание;
-учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные:
-учиться сотрудничать с учениками с учителем.
-умение формулировать и аргументировать ответ;
-умение слушать друг друга и учителя.
-учиться устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции;
-уметь вступать в диалог;
- уметь выражать свои мысли, строить высказывания;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
-уметь строить логическую цепь размышлений;
-строить речевое высказывание;
-способность к анализу, синтезу;
-умение находить нужную информацию в учебнике;
-уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию и отбрасывая второстепенную;
-рефлексия способов и условий действия;
-контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Планируемый уровень достижения результатов обучения.
-понимать и принимать учебную задачу;
-находить и правильно записывать нужную орфограмму;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Этап урока | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | Настроить детей на начало урока, создать доброжелательную психологическую обстановку в классе. | Словесный метод – выполнение задания по указанию. Самоконтроль. | Фронтальная | Проверка готовности класса. Прозвенел звонок для нас, Мы пришли учиться в класс. Будем мы старательны, Будем мы внимательны. -Проверьте, все ли у вас готово к уроку- учебник, тетради, пенал. | Проверяют готовность к уроку. | Личностные: -формирование эмпатии, как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам; -формирование учебной мотивации. Регулятивные: - учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание; Коммуникативные: -учиться устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции; -умение слушать учителя. |
Ориентировочный этап | Актуализация знаний. Подвести учащихся к теме урока. Варианты формулировки темы урока. | Логико- познавательный приём – анализ, конкретизация | Фронтальная | Организует работу по формулировке темы урока Слайд 1.1 домик рыбка носик лапка зубик ямка жарища волчище -Прочитайте слова из первого и второго столбика. Чем похожи слова? Чем отличаются ? Прочитайте слова из третьего столбика. Почему они записаны отдельно? Предположите, какая сегодня будет тема? Подводит детей к формулировке темы «Написание существительных с суффиксом –ищ-». Слайд 1.2 Найдите эту тему в учебнике. Прочитайте тему урока. Сформулируйте цель - что сегодня узнаем, чему научимся? Какие задания для этого будем выполнять? | Слова с уменьшительно-ласкательным значением. 1столбик-с суффиксом –ик- 2 столбик- суффиксом –к- Отличаются по смыслу от слов в 1 и 2 столбике. Предположения детей. Находят тему в учебнике. «Написание существительных с суффиксом –ищ-» Познакомимся с существительными с суффиксом –ищ- и научимся правильно их писать. Работать по учебнику с обратным словарем, работать по цепочке, думать, работать в рабочих и печатных тетрадях. | Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: -учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу; - осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению; Коммуникативные: -учитывать разные мнения, интересы; -учиться сотрудничать с учениками с учителем. -умение формулировать и аргументировать ответ; -умение слушать друг друга и учителя. Познавательные: -строить речевое высказывание; -способность к анализу,синтезу; -умение находить нужную информацию в учебнике; |
Поисково-исследовательский этап Динамическая пауза | Обеспечение личностной значимости темы урока для каждого Развитие умения самостоятельно находить информацию для решения познавательной проблемы. | Проблемно поисковый метод под руководством учителя | Фронтальная Индивидуальная | Организует работу по изучению новой темы. Организует работу по учебнику. -Прочитаем текст в учебнике. -Как бы вы ответили на вопрос Анишит Йокоповны? Слайд 2.1 Выполним задание 90 в учебнике. Почему у этих слов окончание –а? Слайд 2.2 Выполним задание 91 в учебнике. Почему у этих слов окончание –е? Слайд 2.3 Читает вопросы, подводящие к выводу и правило в учебнике на с.81 Постарайтесь запомнить правило и повторить. Проверим, как поняли тему. Подойдите к столу и каждый возьмите по карточке и разделитесь на группы: 1 гр - слова на - ища, 2 гр - слова на – ище Проверим, все ли правильно определили окончание. Зачитайте по цепочке свои слова. | 1 ученик читает текст на с.79 Работа по обратному словарю. Выдвигают предположения и варианты ответов. 1 ученик вслух читает задание, работают по словарю по цепочке. Они образованы от основ слов женского рода. 1 ученик вслух читает задание, работают по словарю по цепочке. Они образованы от основ слов мужского и среднего рода. Отвечают на вопросы в учебнике, делают выводы. 1-2 ученика повторяют правило вслух. Берут карточки и делятся на 2 группы ( Приложение 1) Читают по цепочке слова. | Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, проявлять внимание; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы; - осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению; -уметь определять последовательность действий перед началом работы; Коммуникативные: -учиться сотрудничать с учениками с учителем. -умение формулировать и аргументировать ответ; -умение слушать друг друга и учителя. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания -уметь строить логическую цепь размышлений; -умение находить нужную информацию в учебнике; |
Практический | Организовать работу для достижения цели. Закрепить правописание изучаемой орфограммы. Обогащение словарного запаса учащихся. | Практический метод – выполнение задания по учебнику, в тетрадях, на карточке. | Фронтальная Индивидуальная Групповая | Организует работу по закреплению темы. У детского писателя Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина». На пересказе этого текста мы поупражняемся записывать правильно окончания существительных на –ища-, -ище-. Найдите задание 92. Выполним задание коллективно, последнее требование – самостоятельно. Миша так записал слова и разобрал их по составу. Проверьте, правильно ли он это сделал. Слайд 3.1 Слайд 3.2 Выполните самостоятельно задание 93 в учебнике. Проверьте, как задание сделали Маша и Миша. Так кто же прав? Проверьте себя по слайду. Слайд 4 Читает в учебнике последнее требование. Прочитайте, что у вас получилось. Организует работу с фразеологизмом. Маша услышала фразу и задумалась, что же она означает. Прочитайте фразу на слайде и попробуйте объяснить ее смысл. Слайд 5 Прочитаем в учебнике, на с.83-84 что она означает. Поработаем в группах. Каждая группа получит карточку. Нужно вставить нужные окончания. По окончанию работы мы выслушаем по одному человеку от группы (называет более слабых детей в каждой группе). Проверим работу групп. В качестве вывода составим алгоритм работы: Что нужно сделать, чтоб правильно записать окончание в существительных с суффиксом –ищ- ? Слайд 6.1-6.4 Напомните, пожалуйста, какой смысл придает суффикс –ищ- словам? Дома выполните задание 45 в печатной тетради. | Читают задание, 1 ученик «работает» вслух. Проверяют, находят ошибку: тетрадища. Выполняют самостоятельно. Самопроверка Выполняют самостоятельно. 2-3 человека зачитывают. Высказывают варианты ответов. 1 ученик читает вслух. Работают в группах, готовят к ответу товарищей. (Приложение 2) Отвечают по 1 человеку от группы . С помощью учителя формулируют алгоритм. 1 ученик отвечает вслух. Записывают задание в дневники. | Личностные: -умение высказывать свою точку зрения; -уметь принимать точку зрения товарищей; -осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; Регулятивные: -уметь определять последовательность действий перед началом работы; -владеет навыками самооценки, взаимооценки; -осознает качество и уровень усвоения; -адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку; Коммуникативные: -учиться сотрудничать с учениками с учителем. -уметь вступать в диалог; - уметь выражать свои мысли, строить высказывания; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость повторения и обобщения; -умение находить нужную информацию в учебнике; -уметь строить логическую цепь размышлений; -уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию и отбрасывая второстепенную; -способность к анализу и синтезу; |
Рефлексивно-оценочный этап | Подвести итог урока. Рефлексия. Формирование у учащихся самооценки. | Контрольно-коррекционный метод Самоконтроль | Фронтальная | Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Какую цель мы ставили в начале урока. Оцените свою работу на уроке. Поняли ли вы тему, что у вас хорошо получилось, какие задания вам понравились, где возникли затруднения, с чем еще нужно поработать? Слайд 7 Встаньте и похлопайте себе те, у кого на уроке все получилось, было прекрасное настроение. Встаньте и похлопайте те, кто старался работать и не унывал от возникающих затруднений. Встаньте и похлопайте те, кому на уроке было сложно, но он верит, что обязательно справится с этими затруднениями. Спасибо за работу. Урок окончен. | Вспоминают и называют цель урока. 3-4 человека оценивают свою работу. Встают , хлопают. | Личностные: -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; -формирование эмпатии, как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам; Регулятивные: - осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; - способность к адекватной самооценке; Коммуникативные: -умение выражать свои мысли, строить высказывания; Познавательные: -рефлексия способов и условий действия; -контроль и оценка процесса и результата деятельности. |
Приложение 1 (динамическая пауза)
Рыбищ… | Ножищ… | Газетищ.. |
Драконищ… | Домищ… | Сапожищ… |
Пылищ… | Шкафищ… | Ломтищ… |
Дождищ… | Гвоздищ… | Заборищ… |
Холодищ… | Усищ… | Носищ… |
Великанищ… | Драконищ… | Дырищ… |
Тигрищ… | Шерстищ… | Травищ… |
Лапищ… | Тортищ… | Умищ… |
Глазищ… | Волчищ… | Кулачищ… |
Приложение 2 (примерные карточки для групповой работы)
Карточка 1
В скобках укажи род, вставь окончания.
На огороде вырос вкусн… арбузищ… ( ).
Красивая занавеска закрывала огромн… окнищ… . ( )
На полке стоял… больш… книжищ… ( ).
Карточка 2
В скобках укажи род, вставь окончания.
На уступе скалы орел свил огромн… гнездищ… . ( )
В реке отдыхал… толст… бегемотищ… . ( )
На грядке вырос… больш… морковищ… . ( ).
Карточка 3
В скобках укажи род, вставь окончания.
На дереве мы увидели огромн… дуплищ… . ( )
На дворе стоял трескуч… морозищ…. . ( )
На штанах был… огромн… дырищ…. . ( )
Карточка 4
В скобках укажи род, вставь окончания.
Вслед за мышью гнал… голодн… котищ… . ( )
У фермера вырос… необыкновенно больш… тыквищ… . ( )
Мальчик еле шел- в руках у него был… огромн… ведрищ… .( )
Карточка 5
В скобках укажи род, вставь окончания.
За деревней раскинул… больш… болотищ… . ( )
На улице сильн… ветрищ… . ( )
Петя остановился: перед ним был… огромн… лужищ… . ( )
Карточка 6
В скобках укажи род, вставь окончания.
Лохмат… чудищ… подош… к нам . ( )
Из хлева на нас глядел… злой быч… . ( )
По небу надвигал… черн… тучищ… . ( )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-...
Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом -ищ-" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная...
Технологическая карта урока русского языка «Написание существительных с суффиксом –ИЩ-»
Конспект урока...
Конспект урока с презентацией "Написание О и Е(Ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"
Материал может быть использован на уроках русского языка по учебнику М.Л. Каленчук Русский язык 4 класс., 1 часть....
конспект урока \'\'Написание существительных с суффиксом -ищ\'\',3 класс,УМК \'\'ПНШ\'\'
конспект урока ''Написание существительных с суффиксом -ищ'',3 класс,УМК ''ПНШ''...
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...
Конспект урока и презентация по русскому языку "Суффиксы -ек, -ик".
Конспект урока и презентация по русскому языку "Суффиксы -ек, -ик"....