Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом -ищ-" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Написание существительных с суффиксом -ищ-
Цели урока: познакомить учащихся с суффиксом -ищ- имен существительных; способствовать развитию речи учащихся; закреплять умение определять род и начальную форму имен существительных; учить работать с разными источниками информации
Планируемые результаты:
- Предметные
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
- выполнять задание по аналогии;
- работать с информацией, представленной в табличной форме;
- иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений.
- Личностные
- сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке,
- формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- для учителя: Русский язык: 3кл.: методическое пособие по учебнику Н.А.Чураковой/. Учитель, 2012.- С.166 - 2167; Русский язык: 3кл.: Учебник: 2 ч./ М.Л. Каленчук.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2; презентация к уроку.
- для учащихся: учебник, рабочая тетрадь
Этап урока Методы, приемы | Хронометраж | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационный Практический: словарный диктант Словесный: наблюдение над языковым материалом Словесный: определение темы и целей урока | 5 мин. | - Сегодня мы с вами начнем урок со словарного диктанта. Сосредоточьтесь, будьте очень внимательны. - На листочке в левом углу напишите ФИ. По середине: Словарный диктант. Аллея, багаж, вокзал, животное, завтрак, космонавт, Кремль, помидор, однажды, рассказ, троллейбус, февраль, килограмм, победа, чувство, ванна, терраса. - Ещё раз диктую слова, проверьте, пожалуйста. - Передаем листочки. - Посмотрите на доску. Прочитайте слова: Травища Медведище Тетрадища Холодище Силища Комарище Ямища Голосище Ручища Туманище Ножища Ножище - Что необычного вы заметили в этих словах? - Что общего вы заметили? - В чем различие? - Обратите внимание на состав слова. - Почему в первом столбике окончания у всех слов –а, а во втором –е? - Давайте обратим внимание на последнюю пару слов. Как поступим в данной ситуации? - Ребята, оказывается Миша тоже заинтересовался этим вопросом: почему одни слова оканчиваются на –а, а другие на –е? - Предположите, как звучит тема нашего урока? - Какие поставим цели? | Писать правильно слова Читать слова Систематизировать знания Формулировать тему и цели урока | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
2.Постановка учебной задачи Практический: наблюдение над языковым материалом Практический: выполнение упражнения с грамматическим заданием Словесный: работа с правилом | 25 мин. | - Давайте обратимся к страницам учебника и узнаем, в чем же секрет правильного написания этих слов. Страница 79-80. - Прочитайте задание к упражнении 90. - Что нужно сделать? - Работаем со словарем, страница 165, объясняем, от каких слов образованны все слова в столбике по образцу. - Какой можно сделать вывод? - Следующее упражнение 91. - Какое там задание? Работаем по цепочке. - Сколько слов вы нашли среднего рода? - Давайте сделаем вывод - Как правильно нужно сказать, огромная ручища или огромный ручище? - Давайте узнаем об этом в учебнике. - Предположите, какое правило у нас получится? - Летучая мышь приготовила новое правило, давайте с ним познакомимся и узнаем, верны ли наши предположения. - Совпало ли наше предположение в выводом Летучей мыши? - В каком случае пишется –ища? - А в каком –ище? - Объясните, от чего это зависит? | Работать со словарем Работать с правилом Выполнять упражнение с грамматическим заданием. Работать с правилом Анализировать правило | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила сотрудничества. |
3.Дин. пауза | 2 мин. | Выполнение движений под видеофрагмент | ||
4.Решение частных задач Практический: выполнение упражнения с грамматическим заданием Практический: выполнение упражнения с грамматическим заданием | 10 мин. | - Сейчас мы буде работать с шуточным текстом «Былина». - Упражнение 92, прочитай текст. - Работать будем вместе, один ученик объясняет у доски, остальные работают в тетрадях и записывают слова. - Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово. - Запишите эти слова парами. - В чём разница значений слов в этих парах? - Какая часть слова делает их значения разными? - Выпиши все слова с пропущенными буквами в столбик. - Справа от каждого слова напиши слово, от основы которого оно образовано. В скобках укажи род исходного слова. - Разбери по составу все слова, выделенные цветом. - Вы когда-нибудь слышали такой фразеологизм: после дождичка в четверг? - А кто может объяснить его значение? - Давайте ваши предположения сверим с учебником. - Совпало ли наше предположение с выводом учебника? - упр. 93 с.82-83. - Но сначала прочитаем стихотворение. - Выпиши все выделенные слова столбиком в начальной форме. - Рядом с каждым словом напиши слово, от основы которого оно образовано. - В скобках напиши род исходного слова. - Кто первый закончит выполнять задание, объяснит результат. - Какой вывод можно сделать исходя из этого правила? - Чему научило нас это упражнение? | Выполнять упражнение с грамматическим заданием. Закреплять полученные знания Выполнять упражнение письменно | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Оценивать уровень владения тем или иным действием. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать |
5.Итоги урока. Рефлексия Словесный: беседа, подведение итогов | 3 мин. | - Домашнее задание: П.т. с.43-44 упр. 45, 46 - Какие цели поставили на урок? Добились их? - Какие правила запомнили? - Какая особенность суффикса –ищ? - От чего зависит написание окончания существительного с этим суффиксом? - На полях поставьте предполагаемую оценку за работу на уроке. | Подводить итоги урока. Оценивать свою деятельность на уроке. | Осуществлять итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-
Цели урока: Знакомство с правилом написания приставки с-; Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".
Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"
Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")
Представленный материал - план-конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века"). Тема - "Правильное питание – залог здоровья". Урок систематизирует знания детей о з...
Конспект урока с презентацией. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе".
Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе"....
Проверочная работа по теме "Падежи имён существительных" по русскому языку 3 класс умк "Начальная школа 21 века"
1.Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.2.Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.3.Определи у существи...