1.Орг. момент Мотивационный
Практический: Дидакт.игра «Ты - мне, я - тебе» | 08:00-08:01
08:01-08:05 | -Здравствуйте, ребята! (1 слайд) -Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения! Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.
Актуализация опорных знаний. - Чтобы собрать наше внимание, проведем разминку для ума, поиграем в игру «Ты -мне, я -тебе». Для этого вам нужно разделиться на группы. - Ваша задача вспомнить и ответить верно на вопросы с карточки. Затем каждая группа будет по очереди называть ответы на вопросы по порядку. Работаем все хорошо, за ваши правильные ответы я буду выдавать жетоны, и в конце урока, у кого будет их больше, тому я поставлю хорошую отметку. - -Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
- - Какие буквы не употребляются в начале? (ь,ь,ы)
- - Назовите слово противоположное слову «ВРАГ» (друг)
- - Как называются такие слова? (антонимы)
- - Во что превращается вода зимой? (лед)
- - Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная)
- - Как проверить такие слова? Проверьте.
- - Часть слова, которая служит для связи слов в предложении…(окончание)
- - Как называется второй месяц зимы? (январь)
- - Какая орфограмма в этом слове? Как узнать о правильности написания таких слов? (словарь)
- - Общая часть родственных слов называется… (корень)
- - Часть слова без окончания называется… (основа)
- - Какая часть слова может рассказать о себе следующими словами: «В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может быть несколько» (суффикс)
(Учащиеся в группе выполняют задание, затем по очереди называют ответы, учитель контролирует процесс) - Молодцы! Вы вспомнили всё, что изучили на прошлых уроках. | Приветствовать учителя;
Работать в группах;
Отвечать на вопросы;
Обсуждать в группах;
Высказывать свое мнение;
| Л:самоопределение; Р: мобилизация эмоциональной устойчивости |
2.Постановка учебной задачи и ее решения:
Словес.: ответы на вопросы.
Практический: Дидакт.игра «Выбери верное выражение»
Словесный:.: устн. тест
Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю
| 08:05-08:07
08:07- 08:10
08:10- 08: 15
| Повторение изученного материала. -Сегодня предлагаю отправиться нам в удивительную страну Суффиксов. Суффиксы хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и о многом могут рассказать. (2слайд) -Найдите слог (ищ) и скажите, какой частью слова может встретиться в словах? (суффиксом) -Почему мы легко узнаем своих друзей среди других людей? (потому, что мы дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства, недостатки) -Что мы должны сделать, чтобы суффикс стал нашим лучшим другом? (побольше узнать о нем) - Как мы будем собирать информацию о новом знакомом? (определим что знаем, а что нет) - Ребята, Миша такое обнаружил, что толком даже объяснить не может. Только показывает два столбика в обратном словаре на –А и на –Е ?! И возмущается слова то с одинаковым суффиксом, а в разных столбиках записаны?! - Давайте поможем Мише? - Но для того, чтобы помочь Мише, надо вспомнить, что такое суффикс и зачем он нам нужен. А в этом нам поможет игра «Выбери верное выражение». Отвечаем на вопросы по руке. (4 слайд) 1. Суффикс – это… - маленькое слово - часть слова 2. Суффикс служит… - для образования новых слов - для связи слов в предложении 3. Суффикс стоит… - после корня - перед корнем 4. Суффикс… - не имеет значение - имеет значение - Молодцы! Теперь я думаю мы обязательно поможем Мише. -Давайте посмотрим на столбики слов в Обратном словаре. В первом столбике были слова на – А, на – ища, а во втором – на – Е, на – ище. -Найдите и вы, ребята, эти слова (прочитать по цепочке) рыбища травища головища тетрадища бородища | медвежище дождище гвоздище холодище чудище |
- Кто может сказать тему и цель сегодняшнего урока? - Открываем тетради записываем число, классная работа. (3 слайд) (Написание имен существительных с суффиксом –ищ-;познакомиться с суффиксом –ищ- имен существительных; научится находить слова в тексте на данное правило; уметь объяснять данное правило.) |
Строить грамматическое высказывания
Отвечать на вопросы
Выполнять упражнение
Отвечать на вопросы
Работать со словарем
Выбирать необходимую информацию.
Строить грамматическое рассуждение.
Писать в тетради. | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь други
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.
|
3.Решение частных задач
Практич.: писм. граммат.упр. по обратному словарю
Словес.: ответы на вопросы
Словесный: ответы на вопросы.
Практ: проверка по образцу
Динамическая пауза
Практич: выразит.чтение текста
Практич: .: письм. граммат.упр.
Словес.: ответы на вопросы
Практич.: письм. граммат.упр.
Практич.: фронтал. проверка.
Практический: Дидакт.игра «Выбери свое место»
Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. | 08:15-08:20
08:20-08:25
08:25 -08:27
08:27-08:30
08:30-08:35
08:35-08:38
08:37-08:42 | Изучение нового материала. -Давайте поразмышляем и попробуем ответить на этот вопрос: почему слова с одинаковым суффиксом –ищ-, но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на – е! Упражнение 90. -N,выйди к доске и запиши первые 5 слов из столбика на -ища- -Остальные, запишите в тетради первые 5 слов из столбика на –ища-. А рядом напишите слова, от основ которых они образованы(т.е. от какого слова образовались). Какой общий признак у существительных вы заметили? (Один род у них) - Какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ-? (Ж.Р.) - Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано женского рода? (А) Упражнение 91 -Теперь ту же работу выполните со вторым столбиком слов. Какой общий признак у существительных на –ище-… (Один род у них) - Какого рода большая часть слов, от основ которых образованы слова с суффиксом – ищ -? А какого рода оставшиеся слова?(М.Р и Ср.р) -Миша среди большого количества слов мужского рода обнаружил несколько слов среднего рода. А вы нашли эти слова? - Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода? (Е) - Давайте с вами сравним с выводами учебника. (с.81, дополни правило) (чтение несколькими учениками)
Видео упражнений на экране Упражнение со слайда -Кто хочет прочитать текс? (На слайде 7) Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а еще паучонок. Шел он по лесной дороге, а навстречу ему дрозд пролетает и кричит: - Какой вкусный паучишко! Вдруг бежит мышь. - Посмотрите, какой паучок! Грустно стало паучку. Почему его не боятся? А тут навстречу ему муравей. - Ой, какой паучище! И спрятался за листочек. - Найдите в этом тексте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь. (Паук, паучонок, паучишко, паучок, паучище) - Почему для дрозда – паучишко, для мыши – паучок, а для муравья – паучище? Произошли превращения? - Какой мы с вами вывод можем сделать? (что при помощи суффиксов совершаются превращения) - Какой корень в этих словах? Выделите.(паук, пауч) Что происходит в корне? (чередование согласных) (Одновременно работать в тетради (выделять суффиксы) и записывать названия значений суффиксов в таблицу-карточку) -Теперь работаем с карточкой, в таблице даны значение суффиксов, давайте с вами разберемся какое значение имеют суффиксы в словах. -Назовите суффикс в слове паучонок (онок) Какое смысловое значение придает этот суффикс слову? (название детеныша) -Записываем название первого столбика, и само слово под название, выделите суффикс. - Назовите суффикс в слове паучишко (ишк). Что произошло с пауком? (мы над ним посмеялись). Какое значение суффикс –ишк- придает слову? (пренебрежительное) -Записываем в таблицу и выделяем суффикс в тетради. - Назовите суффикс в слове паучок (ок). Что произошло с пауком? (он стал маленьким) Какое значение этот суффикс придает слову? (уменьшительное) -Записываем в таблицу и выделяем суффикс в тетради - Назовите суффикс в слове паучище (ищ). Что теперь случилось с пауком? (он стал огромным) Какое значение придает суффикс –ищ- слову? (увеличительное) Записываем в таблицу и выделяем суффикс в тетради - Какой вывод мы можем сделать (суффиксы придают словам различные смысловые оттенки) Какие? -Ребята, почему в слове паучище, мы написали окончание е? - Посмотрите на доску,на слайде изображен дом нашего суффикса, в нем два этажа. Какие? -С чего начали рассуждать, когда определяли окончание у суффикса? (определили часть речи) - Какую характеристику мы даем имени существительному( число, склонение, род, падеж) - Как вы думаете, что нам может помочь в выборе окончания? (род) (существительные среднего и мужского рода имеют окончание –Е, а женского рода –А) - Давайте составим алгоритм нашей работы, у вас на столах он есть, но неправильный, вам нужно установить правильную последовательность действий, а один из вас будет выполнять его у доски,N? выйди к доске. -С чего мы начали свое рассуждение? -определили часть речи - нашли суффикс –ищ- -определили род - выбрали окончание (ср.р. и м.р. (Е), ж.р. (А)) Игра на закрепление - Как гостеприимный хозяин суффикс – ищ- приглашает поиграть в игру «Выбери свое место». На доске вы видите окончание: -Ваша задача по поднятой руке выйти к доске, вытянуть карточку со словом, изменить слово с помощью суффикса -ищ- доказать по нашему алгоритму вставленное окончание и прикрепить карточку под выбранной буквой. Не забываем, что за правильные ответы я даю жетоны. СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмо(письмище) -Молодцы,ребята. Самостоятельная работа -У вас на партах лежат карточки с самостоятельной работой, в первом задание вам нужно распредели слова по группам. (Столбище, котенок, городишко, садик.) Во втором задании вам нужно от слов образовать однокоренные слова с помощью суффикса –ищ: гвоздь –окно-кость-. Пишем прямо в карточке, не забываем подписать фамилию. На работу у вас 5 минут. |
Выполнять упражнение.
Отвечать на вопросы.
Делать вывод.
Анализировать.
Узнавать новую информацию.
Повторять движения.
Выразительно читать текст.
Отвечать на вопросы
Узнавать новую информацию.
Делать вывод.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.
Анализировать.
Отвечать на вопросы.
Составлять алгоритм работы.
Воспринимать информацию учителя.
Выполнять упражнение.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.
Контролировать правильность записи. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ-ходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
: принимают и со¬храняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче-том выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
|