Технологическая карта урока русского языка «Написание существительных с суффиксом –ИЩ-»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Гронская Нина Валерьевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konpsekt_3_klass_ishch.doc98 КБ
PDF icon russkiy_3_klass_ishch.pdf765.66 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Мотивационный

Практический:

Дидакт.игра

 «Ты -   мне, я - тебе»

08:00-08:01

08:01-08:05

-Здравствуйте, ребята! (1 слайд)

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения!

 Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

Актуализация опорных знаний.

- Чтобы собрать наше внимание, проведем разминку для ума, поиграем в игру «Ты -мне, я -тебе». Для этого вам нужно разделиться на группы.

- Ваша задача вспомнить и ответить верно на вопросы с карточки. Затем каждая группа будет по очереди называть ответы на вопросы по порядку. Работаем все хорошо, за ваши правильные ответы я буду выдавать жетоны, и в конце урока, у кого будет их больше, тому я поставлю хорошую отметку.

  • -Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
  • - Какие буквы не употребляются в начале? (ь,ь,ы)
  • - Назовите слово противоположное слову «ВРАГ» (друг)
  • - Как называются такие слова? (антонимы)
  • - Во что превращается вода зимой? (лед)
  • - Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная)
  • - Как проверить такие слова? Проверьте.
  • - Часть слова, которая служит для связи слов в предложении…(окончание)
  • - Как называется второй месяц зимы? (январь)
  • - Какая орфограмма в этом слове? Как узнать о правильности написания таких слов? (словарь)
  • - Общая часть родственных слов называется… (корень)
  • - Часть слова без окончания называется… (основа)
  • - Какая часть слова может рассказать о себе следующими словами: «В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может быть несколько» (суффикс)

(Учащиеся в группе выполняют задание, затем по очереди называют ответы, учитель контролирует процесс)

- Молодцы! Вы вспомнили всё, что изучили на прошлых уроках.

Приветствовать учителя;

Работать в группах;

Отвечать на вопросы;

Обсуждать в группах;

Высказывать свое мнение;

Л:самоопределение;

Р: мобилизация эмоциональной устойчивости

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.

2.Постановка учебной задачи и ее решения:

Словес.: ответы на вопросы.

Практический:

Дидакт.игра «Выбери верное выражение»

Словесный:.: устн. тест

Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю

08:05-08:07

08:07-

08:10

08:10- 08: 15

Повторение изученного материала.

-Сегодня предлагаю отправиться нам в удивительную страну Суффиксов. Суффиксы хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и о многом могут рассказать. (2слайд)

-Найдите слог (ищ) и скажите, какой частью слова может встретиться в словах? (суффиксом)

-Почему мы легко узнаем своих друзей среди других людей? (потому, что мы дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства, недостатки)

-Что мы должны сделать, чтобы суффикс стал нашим лучшим другом? (побольше узнать о нем)

- Как мы будем собирать информацию о новом знакомом? (определим что знаем, а что нет)

- Ребята, Миша такое обнаружил, что толком даже объяснить не может. Только показывает два столбика в обратном словаре на –А и на –Е ?! И возмущается слова то с одинаковым суффиксом, а в разных столбиках записаны?!

- Давайте поможем Мише?

- Но для того, чтобы помочь Мише, надо вспомнить, что такое суффикс и зачем он нам нужен. А в этом нам поможет игра «Выбери верное выражение». Отвечаем на вопросы по руке. (4 слайд)

1. Суффикс – это…

- маленькое слово

- часть слова

2. Суффикс служит…

- для образования новых слов

- для связи слов в предложении

3. Суффикс стоит…

- после корня

- перед корнем

4. Суффикс…

- не имеет значение

- имеет значение

- Молодцы! Теперь я думаю мы обязательно поможем Мише.

-Давайте посмотрим на столбики слов в Обратном словаре. В первом столбике были слова на – А, на – ища, а во втором – на – Е, на – ище.

-Найдите и вы, ребята, эти слова (прочитать по цепочке)

рыбища

 травища

 головища

 тетрадища

 бородища         

медвежище

 дождище

 гвоздище

 холодище

 чудище

- Кто может сказать тему и цель сегодняшнего урока?

- Открываем тетради записываем число, классная работа. (3 слайд)  (Написание имен существительных с суффиксом –ищ-;познакомиться с суффиксом –ищ- имен существительных; научится находить слова в тексте на данное правило; уметь объяснять данное правило.)

Строить грамматическое высказывания

Отвечать на вопросы 

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы

Работать со словарем

Выбирать необходимую информацию.

Строить грамматическое рассуждение.

Писать в тетради.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь други

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. высказывания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

3.Решение частных задач

Практич.: писм. граммат.упр. по обратному словарю

Словес.: ответы на вопросы 

Словесный: ответы на вопросы.

Практ: проверка по образцу

Динамическая пауза

Практич: выразит.чтение текста

Практич: .: письм. граммат.упр.

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: фронтал. проверка.

Практический:

Дидакт.игра «Выбери свое место»

Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка.

08:15-08:20

08:20-08:25

08:25

-08:27

08:27-08:30

08:30-08:35

08:35-08:38

08:37-08:42

Изучение нового материала.

-Давайте поразмышляем и попробуем ответить на этот вопрос: почему слова с одинаковым суффиксом –ищ-, но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на – е!

Упражнение 90.

-N,выйди к доске и запиши первые 5 слов из столбика на -ища-

-Остальные, запишите в тетради первые 5 слов из столбика на –ища-.  А рядом напишите слова, от основ которых они образованы(т.е. от какого слова образовались).

Какой общий признак у существительных вы заметили? (Один род у них)

- Какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ-?  (Ж.Р.)

- Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано женского рода?  (А)

Упражнение 91

-Теперь ту же работу выполните со вторым столбиком слов.

Какой общий признак у существительных на –ище-… (Один род у них)

- Какого рода большая часть слов, от основ которых образованы слова с суффиксом – ищ -? А какого рода оставшиеся слова?(М.Р и Ср.р)

-Миша среди большого количества слов мужского рода обнаружил несколько слов среднего рода.

А вы нашли эти слова?

- Сделайте вывод: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода?  (Е)

- Давайте с вами сравним с выводами учебника. (с.81, дополни правило) (чтение несколькими учениками)

Видео упражнений на экране

Упражнение со слайда

-Кто хочет прочитать текс? (На слайде 7)

Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а еще паучонок. Шел он по лесной дороге, а навстречу ему дрозд пролетает и кричит:

- Какой вкусный паучишко!

Вдруг бежит мышь.

- Посмотрите, какой паучок!

Грустно стало паучку. Почему его не боятся?

А тут навстречу ему муравей.

- Ой, какой паучище!

И спрятался за листочек.

- Найдите в этом тексте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь. (Паук, паучонок, паучишко, паучок, паучище)

- Почему для дрозда – паучишко, для мыши – паучок, а для муравья – паучище? Произошли превращения?

- Какой мы с вами вывод можем сделать? (что при помощи суффиксов совершаются превращения)

- Какой корень в этих словах? Выделите.(паук, пауч) Что происходит в корне? (чередование согласных)

(Одновременно работать в тетради (выделять суффиксы) и записывать названия значений суффиксов в таблицу-карточку)

-Теперь работаем с карточкой, в таблице даны значение суффиксов, давайте с вами разберемся какое значение имеют суффиксы в словах.

-Назовите суффикс в слове паучонок (онок) Какое смысловое значение придает этот суффикс слову? (название детеныша)

-Записываем название первого столбика, и само слово под название, выделите суффикс.

- Назовите суффикс в слове паучишко (ишк). Что произошло с пауком? (мы над ним посмеялись). Какое значение суффикс –ишк- придает слову? (пренебрежительное)

-Записываем в таблицу и выделяем суффикс в тетради.

- Назовите суффикс в слове паучок (ок). Что произошло с пауком? (он стал маленьким) Какое значение этот суффикс придает слову? (уменьшительное)

-Записываем в таблицу и выделяем суффикс в тетради

- Назовите суффикс в слове паучище (ищ). Что теперь случилось с пауком? (он стал огромным) Какое значение придает суффикс –ищ- слову? (увеличительное)

Записываем в таблицу и выделяем суффикс в тетради

- Какой вывод мы можем сделать (суффиксы придают словам различные смысловые оттенки) Какие?

-Ребята, почему в слове паучище, мы написали окончание е?

- Посмотрите на доску,на слайде изображен дом нашего суффикса, в нем два этажа. Какие?

-С чего начали рассуждать, когда определяли окончание у суффикса? (определили часть речи)

- Какую характеристику мы даем имени существительному( число, склонение, род, падеж)

- Как вы думаете, что нам может помочь в выборе окончания? (род)

(существительные среднего и мужского рода имеют окончание –Е, а женского рода –А)

- Давайте составим алгоритм нашей работы, у вас на столах он есть, но неправильный, вам нужно установить правильную последовательность действий, а один из вас будет выполнять его у доски,N? выйди к доске.

-С чего мы начали свое рассуждение?

-определили часть речи

- нашли суффикс –ищ-

-определили род

- выбрали окончание (ср.р. и м.р. (Е), ж.р. (А))

Игра на закрепление

- Как гостеприимный хозяин суффикс – ищ- приглашает поиграть в игру «Выбери свое место». На доске вы видите окончание:

                                                   

-Ваша задача по поднятой руке выйти к доске, вытянуть карточку со словом, изменить слово с помощью суффикса -ищ- доказать по нашему алгоритму вставленное окончание и прикрепить карточку  под выбранной буквой. Не забываем, что за правильные ответы я даю жетоны.

СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмо(письмище)

-Молодцы,ребята.

Самостоятельная работа

-У вас на партах лежат карточки с самостоятельной работой, в первом задание вам нужно распредели слова по группам.

(Столбище, котенок, городишко, садик.)

Во втором задании вам нужно от слов образовать однокоренные слова с помощью суффикса –ищ:

гвоздь –окно-кость-.

Пишем прямо в карточке, не забываем подписать фамилию.

На работу у вас 5 минут.

Выполнять упражнение.

Отвечать на вопросы.

 

Делать вывод.

Анализировать.

Узнавать новую информацию.

Повторять движения.

Выразительно читать текст.

Отвечать на вопросы

Узнавать новую информацию.

Делать вывод.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.

Составлять алгоритм работы.

Воспринимать информацию учителя.

Выполнять упражнение.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Контролировать правильность записи.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ-ходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

: принимают и со¬храняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче-том выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.Итог урока.

Рефлексия

08:42

-08:45

Давайте проанализируем нашу работу, опираясь на данные предложения:

-Я сегодня вспомнил…(что такое суффикс)

- Я сегодня узнал… (какую смысловую окраску несут суффиксы)

- Я сегодня доказал… (при помощи суффикса совершаются превращения;суффикс придает словам различные смысловые оттенки; как правильно написать окончания имен существительных с суффиксом –ищ-

- Я сегодня научился… (правильно писать окончания имен существительных с суффиксом –ищ-)

- А каким алгоритмом мы пользовались? Восстановите последовательность не заглядывая в тетрадь.

-Все молодцы, спасибо за урок!

Подводить итог

Обобщать изученное.

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Дополнительный материал:

- А сейчас мы предложим нашим суффиксам потрудиться вместе с нами, потому что в совместной работе мы еще лучше узнаем своих друзей. И еще раз убедимся в правильности своих выводов.

Упражнение на карточке

-Работа у нас будет в парах, на ваших столах лежат карточка с заданием, ваша задача найти в карточке слова и распределить их по столбикам. Окончание в словах пока не пишите. На это у вас 3 минуты. ( Домик, слонёнок, стульчик, ручищ?, зонтик, зайчонок, ветрищ?, болотищ?, топоришко)

-Давайте проверим, кто прочитает первый столбик?

-Ребята, у кого другие слова записаны?

-Кто прочитает 2-ой столбик?

-Кто не согласен с N?

-Кто желает прочитать 3-ий столбик?

-У кого не так?

-И последний столбик прочитает N? У кого другие слова?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ПНШ 3 класс «Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Технологическая карта урока«Написание существительных с суффиксом –ищ-»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»Цели урока: познакомить учащихся с суффикс...

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-...

Технологическая карта ПНШ 3 класс «Написание существительных с суффиксом –ищ-» Второй урок

Технологическая карта урока«Написание существительных с суффиксом –ищ-»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»Цели урока: продолжить знакомить уча...

Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом -ищ-" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная...

Конспект урока с презентацией "Написание существительных с суффиксом -ищ-"

Материал может быть использован на уроках русского языка по учебникам  М.Л.Каленчук, М.Л.Чураковой     Русский язык, 3 класс, 2,3 часть. ПНШ...

Написание существительных с суффиксом -ищ.

Конспект по русскому языку за 3 класс...

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".

   Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...