Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Познакомить с видами предложений по цели высказы­вания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_12.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине

К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

личностные:

- развивать умение выражать свое отношение  и  свои эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре.

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

- представлять информацию в виде схемы;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Каллиграфическая минутка.

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

- Какой звук обозначает эта буква? (гласный)

- Спишите, найдите закономерность

А   а   А   аа   А   ааа

- Прочитайте запись на доске.

Дети, в, идут, осень. Школу.

- Это предложение? Докажите.

- Что такое предложение?

- Составьте из данных слов предложение. Запишите.

2. Работа с предложениями.

- Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

III. Самоопределение к деятельности. (На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

- Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

- Из чего состоит текст? (Из предложений.)

- Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

- Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

- Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

- Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

- Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

- Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

- Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

- Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

- Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

- Прочитайте слово, которое получилось.

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока.

1. Беседа.

- Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки. 

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

2. Работа по учебнику.

Упр. 20 (с. 17).

- Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

- Какие знаки стоят в конце предложений?

- Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

- На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

-  Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

- Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).

- Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

- Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений. 

Упр. 21 (с. 17).

3. Работа со словом из словаря.

- Отгадайте загадку.

В поле - метёлкой,

В мешке - золотом. (Овёс.)

- Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом овёс, запишите.

- Запомните, как пишется это слово.

4. Работа по учебнику.

Упр. 22 (с. 18).

- Прочитайте предложения.

- Чем они похожи?

- С какой интонацией они произносятся?

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)

- Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)

5. Распознавание предложений по цели высказывания.

- Послушайте отрывки из стихотворений.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада. К. Чуковский.

- Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

-  Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

- В чём дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота!

Наш бегемот провалился

В болото... К. Чуковский.

- Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)

- Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

Физкультминутка.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 23 (с. 18).

- Прочитайте выразительно побудительные предложения.

- Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?

- Какие знаки стоят в конце предложений? 

- Какие предложения называются побудительными?

Упр. 24 (с. 19).

- Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или

Приключения Буратино», А.Н. Толстой.)

- Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Прочитайте предложения, которые вы выписали.

- Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?

Упр. 25 (с. 19).

- Прочитайте задание.

- Как нужно прочитать предложения?

- Прочитайте предложения выразительно.

- Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?

- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Лексическая работа.

- Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях

 употребляется?

- Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.

Для чего нужны слёзы?

  Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

   Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.

   Самые же знаменитые слёзы на свете - это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них - они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

Текла река с названьем - Нил,

И в ней плескался крокодил,

А крокодил был тот престранный,

Он был и хищный, и гуманный.

Любого друга и соседа

Он не чинясь тащил к обеду.

Бывало, кончится обед,

А гостя почему-то нет.

Хозяин ел кого попало -

Гиену, волка и шакала,

Зато, когда обед кончался,

Хозяин в слёзы ударялся.

Его слезам почти поверя,

Издалека кричали звери:

- Эй, дядя, полно убиваться!

Ты камышом начни питаться!

Обжора отвечал уныло:

- Ох, доброта меня сгубила!

Я всех позвал бы на обед,

Но аппетита больше нет...

Я ваши семьи разлучил! -

И разрыдался крокодил. Перевод Ю. Ильина.

- Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?

VIII. Рефлексия.

- Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?

- Спишите, поставьте знаки препинания.

В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.

- Это не слонёнок Это почти взрослый слон

- Почему же он такой маленький

- Потому что это слон-карлик

- А разве такие бывают

- Как видите

- За малый рост дали слону кличку Бэби. По В. Дурову.

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока.

- С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то,

 побудить к действию.)

1. Домашнее задание: упр. 26 (с. 20).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"

Содержится  раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"

Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"...

Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Планируемые результаты:     Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств      Метапредметные: ...

Презентация и конспект урока на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"

Презентация на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"...