Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Познакомить с видами предложений по цели высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_12.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине
К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
личностные:
- развивать умение выражать свое отношение и свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
метапредметные:
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре.
регулятивные:
- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные:
- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;
- представлять информацию в виде схемы;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на страницах учебника;
- находить ответы на вопросы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
- Какой звук обозначает эта буква? (гласный)
- Спишите, найдите закономерность
А а А аа А ааа
- Прочитайте запись на доске.
Дети, в, идут, осень. Школу.
- Это предложение? Докажите.
- Что такое предложение?
- Составьте из данных слов предложение. Запишите.
2. Работа с предложениями.
- Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.
Наступила золотая осень.
Туча на появилась небе.
Петух клюёт зерно.
Корабль стоит у.
Яркое солнце светит на небе и греет землю.
Зелёная трава.
III. Самоопределение к деятельности. (На доске карточки с закрытыми буквами.)
п | р | Е | Д | л | о | ж | Е | Н | И | Е |
- Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.
(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)
- Из чего состоит текст? (Из предложений.)
- Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)
- Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)
- Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)
- Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)
- Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)
- Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)
- Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)
- Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)
- Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)
- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
- Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.
- Прочитайте слово, которое получилось.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока.
1. Беседа.
- Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца. (Восклицательный знак.)
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом. (Вопросительный знак.)
Загораживает Путь,
Предлагает Отдохнуть. (Точка.)
2. Работа по учебнику.
▪Упр. 20 (с. 17).
- Прочитайте текст. Что нового вы узнали?
- Какие знаки стоят в конце предложений?
- Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?
- На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?
- Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Как различаются предложения? (По цели высказывания.)
- Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).
- Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)
- Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений.
▪Упр. 21 (с. 17).
3. Работа со словом из словаря.
- Отгадайте загадку.
В поле - метёлкой,
В мешке - золотом. (Овёс.)
- Найдите слово овёс в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом овёс, запишите.
- Запомните, как пишется это слово.
4. Работа по учебнику.
▪Упр. 22 (с. 18).
- Прочитайте предложения.
- Чем они похожи?
- С какой интонацией они произносятся?
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)
- Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)
5. Распознавание предложений по цели высказывания.
- Послушайте отрывки из стихотворений.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада. К. Чуковский.
- Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?
- Беда! Беда! Бегите скорее сюда!
- В чём дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился
В болото... К. Чуковский.
- Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)
- Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?
Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
▪Упр. 23 (с. 18).
- Прочитайте выразительно побудительные предложения.
- Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?
- Какие знаки стоят в конце предложений?
- Какие предложения называются побудительными?
▪Упр. 24 (с. 19).
- Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или
Приключения Буратино», А.Н. Толстой.)
- Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Прочитайте предложения, которые вы выписали.
- Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?
▪Упр. 25 (с. 19).
- Прочитайте задание.
- Как нужно прочитать предложения?
- Прочитайте предложения выразительно.
- Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?
- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
2. Лексическая работа.
- Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях
употребляется?
- Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.
Для чего нужны слёзы?
Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.
Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.
Самые же знаменитые слёзы на свете - это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них - они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!
Текла река с названьем - Нил,
И в ней плескался крокодил,
А крокодил был тот престранный,
Он был и хищный, и гуманный.
Любого друга и соседа
Он не чинясь тащил к обеду.
Бывало, кончится обед,
А гостя почему-то нет.
Хозяин ел кого попало -
Гиену, волка и шакала,
Зато, когда обед кончался,
Хозяин в слёзы ударялся.
Его слезам почти поверя,
Издалека кричали звери:
- Эй, дядя, полно убиваться!
Ты камышом начни питаться!
Обжора отвечал уныло:
- Ох, доброта меня сгубила!
Я всех позвал бы на обед,
Но аппетита больше нет...
Я ваши семьи разлучил! -
И разрыдался крокодил. Перевод Ю. Ильина.
- Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?
VIII. Рефлексия.
- Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?
- Спишите, поставьте знаки препинания.
В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.
- Это не слонёнок Это почти взрослый слон
- Почему же он такой маленький
- Потому что это слон-карлик
- А разве такие бывают
- Как видите
- За малый рост дали слону кличку Бэби. По В. Дурову.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока.
- С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то,
побудить к действию.)
1. Домашнее задание: упр. 26 (с. 20).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"
Содержится раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»
Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...
Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"
Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Урок во 2 классе, применяется групповая форма работы....
Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Планируемые результаты: Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств Метапредметные: ...
Проект урока русского языка во 2 классе по теме: «Виды предложений по цели высказывания»
Цели урока: Дидактические:...
Презентация и конспект урока на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"
Презентация на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"...