Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку
в 3 «А» классе
Тема: «Виды предложений по цели высказывания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
в 3 «А» классе
Тема: «Виды предложений по цели высказывания»
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 3 класс
Цель: дать ученикам знания о том, что в русском языке существуют предложения, разные по цели высказывания.
Задачи:
Дидактические:
- наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических представлений.
Развивающие:
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, элементы диалогического обучения.
Ход урока:
I этап. Организационный момент.
- Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и начнём наш урок.
- Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
- Откройте тетради.
- Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.
II этап. Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое предложение?
Предложение
Слова связаны по смыслу.
Выражает законченную мысль.
- Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
Запись на доске
на, созрел, урожай, поля;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступает, золотая, осень;
- Почему вы считаете, что это предложения?
- Запишите предложения в тетрадь.
Проверка – два ученика записывают предложения на доске.
- Почему разные знаки препинания в конце предложений?
- Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
- Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.
III этап. Сообщение темы и целей урока.
- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.
Проверка на доске: распределить карточки по задачам общения.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
- Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
- Итак, мы знаем, какие бывают предложения по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?
- Какая тема урока?
Тема:
Предложения по цели высказывания.
- По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?
- Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
IV этап. «Открытие» нового знания.
- А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
- Выходите к доске все вместе.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатлениями) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать воспретить
рапортовать разведать воздействовать
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
- Сравните наши выводы с таблицей.
Таблица «Предложения по цели высказывания».
- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
V этап. Применение новых знаний на практике.
- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
Как быстро пролетело лето! Наступает золотая осень.
. Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
- Запишите предложения.
Работа по учебнику, стр. 41 упр. №1.
- Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.
Проверка.
Любите ли вы играть? Такой вопрос покажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, «в войну». Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
- Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
Физминутка
VI этап. Закрепление.
Работа у доски.
- Запишем предложения и укажем, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
- Приготовьте листочки с квадратиками.
- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
- Начинаем работу с верхней левой клетки.
1. С деревьев опадают листья.
2. Подул холодный ветер.
3. У народа глаз верен, а ум догадлив.
4. Давай помолчим.
5. Девочка, почему ты плачешь?
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа.
8. Сегодня идёт дождь.
9. Не обижайте маленьких и слабых.
10. Какие книги вы прочитали летом?
11. Как чудесен русский лес!
12. Мы шли по узкой тропе.
13. Лужи покрылись льдом.
14. Под деревьями спрятались грибы.
15. Наступило ясное солнечное утро.
- Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?
VIII этап. Рефлексия.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
- Какова цель высказывания у побудительного предложения?
- Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.
IX этап. Домашнее задание.
- Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Урок во 2 классе, применяется групповая форма работы....

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...
план к уроку русского языка 3 кл:виды предложения по цели высказывания
виды предложения по цели высказывания...
Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".
Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".(учебник А.В. Поляковой)...

Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Виды предложений по цели высказывания"
Тренжёр содержит анимацию, теоретический и практический материал. Использование тренажёра способствует более быстрому усвоению темы. Можно использовать для самостоятельной работы учащихся, для индивид...

Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Виды предложений по цели высказывания"
Тренажёр содержит теоретический и практический материал. Использование тренажёра помогает детям быстрее усвоить данную тему. Благодаря тому, что тренажёр содержит анимацию, дети сразу могут проверить ...

Технологическая карта урока русского языка «Какие бывают виды предложений по цели высказывания и по интонации?» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: актуализация знаний у обучающихся о видах предложений по цели высказывания и по интонации.Задачи урокаДидактические:1. Вспомнить, какие бывают виды предложений по цели высказывания и по ин...