Презентация и конспект урока на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Презентация на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_predlozheniy_zip_-_winrar.zip | 937 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме
«Виды предложений по цели высказывания»
Цель: дать ученикам знания о том, что в русском языке существуют предложения, разные по цели высказывания.
Задачи:
Дидактические:
- наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических представлений.
Развивающие:
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Чистописание.
- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.
-Конечно это «предложение». Запишите слово в тетрадь.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.
1.Предложение не может состоять из одного слова.
2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.
6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
- Выберите фигурку, на которой записаны номера правильных ответов.
246 1246 2456
Слайд 2 - Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
Слайд 3 на, созрел, урожай, поля;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступила, красавица, осень;
- Почему вы считаете, что это предложения? - Задайте вопросы по теме «Предложение».
- Запишите предложения в тетрадь.
Слайд 4 Проверка
- Почему разные знаки препинания в конце предложений?
- Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
Слайд 5
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
- Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.
Сообщение темы, постановка цели урока.
- В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде.
- Как вы понимаете это высказывание?
Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел. Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.
Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
- Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.
- Итак, мы знаем, какие бывают предложения по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?
- Какова тема урока?
Тема: «Виды предложений по цели высказывания».
- По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?
- Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
- А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения. - Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатлениями) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать воспретить
рапортовать разведать воздействовать
рассказать посоветовать
попросить
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
Слайд Таблица «Предложения по цели высказывания».
- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
Применение новых знаний на практике.
- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
- Запишите предложения. - Прочитайте предложения.
Какие они по цели высказывания? Как вы это определили? Запись: повеств, невоскл.
Определите вид предложения по цели высказывания и интонации:
А что подарил он дружку?
Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?
Что такое вышина?
Много дорожек прошёл этот ёжик.
Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.
Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка!
Работа у доски.
- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Работа в парах
- Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте листочки с квадратиками.
- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
- Начинаем работу с верхней левой клетки.
1. С деревьев опадают листья.
2. Подул холодный ветер.
3. У народа глаз верен, а ум догадлив.
4. Давай помолчим.
5. Девочка, почему ты плачешь?
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа.
8. Сегодня идёт дождь.
9. Не обижайте маленьких и слабых.
10. Какие книги вы прочитали летом?
11. Как чудесен русский лес!
12. Мы шли по узкой тропе.
13. Лужи покрылись льдом.
14. Под деревьями спрятались грибы.
15. Наступило ясное солнечное утро.
- Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?
Игра «Самый внимательный».
-Послушайте стихи. Каждое из них состоит в основном из одинаковых по цели высказывания предложений. Найдите и укажите предложение, не соответствующее своей группе.
Чудесный сон.
Интересный мой рассказ.
Захожу я утром в класс.
Вижу- слон сидит за партой.
Лев стоит у стенда с картой.
Орфограмму учит кот.
Ему мыши смотрят в рот.
А проказница-мартышка
С умным видом смотрит в книжку.
Не соврал вам ни на грош,
Просто очень сон хорош.
У меня возник вопрос.
У меня возник вопрос:
Почему зимой мороз?
Кто меняет зайцу шубу?
Вырезает листья дубу?
Чем питается енот?
Как одет и где живёт?
И зачем лисице хвост?
И какой у волка рост?
Должен многое спросить,
Ведь хочу я умным быть!
О воспитании
Принесите мне напиться!
Попрошу поторопиться!
Ах, подвиньтесь, не мешайте!
А ещё поесть мне дайте!
Ну, скорей кладите спать!
Постелите вмиг кровать!
А потом читайте книжку
«Воспитание малышки».
Рефлексия.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
- Какова цель высказывания у побудительного предложения?
Домашнее задание: составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"
Содержится раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....
Презентация к уроку русского языка (ПНШ) 1 класс "Различение предложений по цели высказывания"
ПНШ...
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...
презентация к конспекту урока рисование «Граттаж» «Пасхальное яичко» в 1 классе
презентация к конспекту урока рисование «Граттаж» «Пасхальное яичко» в 1 классекоррекционной школы, для детей с особыми возможностями здоровья...
Технологическая карта урока русского языка "Предложения по цели высказывания"
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...
Презентация к урок русского языка Предложения по цели высказывания и интонации
Презентация по русскому языку . Зрительное запоминание знаков препинания и где их ставить...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением».
Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением»....