Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 8.04.2019 | ФИО учителя: Карманова Е.П________ |
Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск | ФИ студента: Бархатова Анна |
Класс: 1 | ФИО методиста: Галиуллина Н.К. ________ |
Кабинет: 3 |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове».
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках и развитие умения обозначать их на письме.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать общее представление о звуках и буквах;
- знать правильное произношение звуков и букв;
- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи на письме;
- уметь различать звуки и буквы;
- уметь составлять звуковые модели слов;
- уметь преобразовывать звуковые модели в буквенные.
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник В.П. Канакина 1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь В.П. Канакина 1 класс
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - стихотворение | 1 мин | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели, И тихонечко все сели. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевн. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Начинаем наш урок. Он пойдёт сегодня впрок! - Что означает выражение «пойдет впрок»? | - Приветствуют учителя - Слушают, настраиваются на работу. - Пойдет на пользу. | Л: самоопределение. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Подводящий диалог Словесный – беседа, объяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Проблемный – создание проблемной ситуации; Практический – запись словарных слов в тетрадь. | 10 мин | - Как вы считаете, насколько важен нам русский язык? Что мы изучаем на русском языке? Хорошо! Молодцы! - Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа. Какие орфограммы в числе восьмое? Как можно проверить? - Назовите правила, которые вы видите? Минутка чистописания: - Посмотрите на экран, напишите слово «фотография», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове? - Каким словом можно проверить безударную «о»? а 2 «о»? - Правильно. Словарно-орфографическая работа: - Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 1. Зима в подарок нам дает Румяные деньки. Скорей на снег, на скользкий лед, На лыжи и … 2. В зимнее время, Под номером два, Год начинает, Он первый всегда! 3. Чудо-лесенка в метро живёт, 4. Раньше всех встает, 5. В сказке главный персонаж, Положительный типаж. Враг разбит и пир горой, Побеждает зло? 6. Зимой беленький, а летом серенький. - Можете сказать, что это за слова? - Поставьте ударение в этих словах и проверьте их написание с доски. - У кого есть ошибки в написании словарных слов? - Молодцы, ребята! А назовите мне первую букву в алфавите? - Какой звук она обозначает? - Каким цветом отметим? - Назовите вторую букву в алфавите? - Какие звуки она обозначает? - Каким цветом отметим? - О чем пойдет речь на уроке? - Сколько букв в алфавите? - На какие две группы делятся звуки? - Назовите буквы, которые не обозначают звуков? | - Очень - Изучаем свой родной русский язык, на котором мы говорим, пишем, читаем, т. е. общаемся между собой - Записывают число, классная работа; безударная гласная о - Поставить под ударение «Вооосемь» - Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении пишутся раздельно. В слове классная удвоенная буква сс - Первая безударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная о. - Фото. Фотограф. - Коньки - Январь. - Эскалатор. - Петух. - Герой. - Заяц. - Это словарные слова. - Проверяют по эталону со слайда. - А
| П: анализ. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: дополняют и расширяют знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: анализ с целью выделения существенных признаков. П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме. П: анализ с целью выделения существенных признаков. |
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | Да ребята, сегодня на уроке мы поговорим о звуках и буквах. - Поставьте цель своей деятельности на уроке. | - Вспомнить название букв; вспомнить звуки: гласные, согласные; учиться сопоставлять звуковое или буквенное обозначение. | Р: целеполагание – постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый –анализ языкового материала; Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение; Практический – Комментированное письмо; морфологическое упражнение. | 10 мин | Поработаем у доски. Записываем первое слово ЛИСИЦА. Проговариваем, как пишется это слово. Комментированное письмо. Делим слово на слоги и ставим ударение. - Сколько слогов в этом слове? - Назовите, какой слог ударный в слове лисица? Записываем второе слово ВОРОБЕЙ. Проговариваем, как пишется это слово. Комментированное письмо. Делим слово на слоги и ставим ударение. - Сколько слогов в этом слове? - Назовите, какой слог ударный в слове воробей? Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словарным словом МЕДВЕДЬ. Проговариваем, как пишется это слово. Прочитайте слова на доске. Это однокоренные слова. Откройте словари, найдите и прочитайте лексическое значение этого слова. - Посмотрите и скажите, как называется медведь, который обитает в наших лесах? - Где обитает белый медведь? - Назовите сколько в слове Медведь звуков и букв? Почему не совпадает? - Как получилось 6 звуков? Прочитайте слова на доске: МЕДВЕДЬ БРОДИТ В ЛЕСУ Что вы видите? - Можно ли назвать эти слова предложением? - Почему? Молодцы! Теперь давайте отдохнём ! Динамическая пауза. | - Слушают учителя - Один работает у доски , остальные записывают в тетрадь - 3 слога - 2 слог под ударением - 3 слога - 3 слог под ударением - Медвежий, медвежонок, - Бурый медведь - В лесу, в берлоге - на Северном полюсе - 7 букв, 6 звуков - ь знак звука не обозначает - Слова - Нет Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении пишутся раздельно. - Выполняют динамическую паузу. | П: анализ объектов с выделением существенных признаков. П: анализ. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный –объяснение; Частично-поисковый – поиск твёрдых и мягких согласных; Наглядный – карточки с заданием Практический –выполнение морфологического упражнения. | 3 мин | - Откройте учебники на с.46 упражнение 2. Выполняем устно. Итак, сейчас будет работа в парах. Я вам раздам листочки, на которых будут написаны слова. Вам нужно к словам подобрать схемы, разделить слова на слоги и поставить ударение. Выполняем задание на карточках. АИСТ 4 звука СЛОН 3 звука СОМ 4 звука - Чем отличается звук от буквы? - Какие бывают звуки? Давайте проверим по эталону. - У кого есть ошибки? - Молодцы. Вы потренировались, а теперь наступило время самостоятельной работы. | - Открывают учебник - Выполняют задание устно - Слушают учителя - Слушают задание и выполняют. - Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. ... Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв - Гласный и согласные - Проверяют по эталону. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и письменной форме. К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – беседа, объяснение; Ч.П Работа с книгой – задание в раб.тетради; Практический –упражнение. | 5 мин | - Откройте рабочую тетрадь на стр. 23 упр. 1 - Кто прочтет нам задание? - Хорошо. Всем понятно задание? - У вас 2 минуты на выполнение. - Проверьте по эталону. - У кого есть ошибки? - Молодцы! | - Открывают рабочие тетради. - Один читает, остальные слушают. - Да. - Выполняют упражнение. - Проверяют по эталону. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Р: контроль в форме сличения способа действия. |
VII. Включение в систему знаний Словесный –беседа Наглядный – демонстрация слайда. | 5 мин | Ребята поработаем вместе с упражнением 4, на стр. 47 учебника, работаем у доски и в тетради. Объясняем каждое слово, и делаем звуковую схему, с комментарием. Звуковая схема к слову слон . с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) слон аист сом Молодцы ребята, хорошо по работали. | - Слушают учителя - Выполняют задание - Работают у доски - Объясняют при выполнении разбора | П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – беседа. | 2 мин | - Какую цель мы ставили в начале урока? - Поднимите руку, кто достиг этой цели и все понял? - А теперь те кто, достиг цели, но ещё немного нужно поработать и закрепить? - А теперь поднимите те, кто не смог достичь цели.- Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать, присаживайтесь. | - Вспомнить название букв; вспомнить звуки: гласные, согласные; учиться сопоставлять звуковое или буквенное обозначение. - Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: оценка – осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коньки, январь, эскалатор, петух, герой, заяц 2
3
4
5
6 пою – 2 слога, 3 буквы, 4 звука
7
8 Аист слон сом 2 слога, 4 буквы, 4 звука 1 слог, 4 буквы, 4 звука 1 слог, 3 буквы, 3 звука
9 Итог урока:
10 Рефлексия:
Спасибо! 11
12 http:// учебныепрезентации.рф / file/4607-vozdushnye-shary-v-nebe.html Источники: https://multiurok.ru/blog/nachalo-uroka-stikhi-1-chast.html https://yandex.ru/images/search Учебник Русский язык, 1 класс, В.П. Канакина , В.Г.Горецкий Изд.: «Просвещение», Москва, 2014г. Поурочные разработки по русскому языку, О.Н.Крылова, Изд.: «Экзамен», Москва, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Презентация к уроку
Тема: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.Тип урока: урок изучения нового материала.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУчащиеся научатся слышать, учащиеся научатся произносить зв...
Урок по теме: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Учитель: Лукьянова Татьяна ВладимировнаТема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»Цели деятельности учителя: фор...
Конспект урока по русскому языку по теме «Звук [ф-ф*] обозначение их буквой «Ф-ф»
Конмпект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме " Звук и буква Ф.ф"...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...
Открытый урок по русскому языку на тему "Звуки и буквы" в 1 классе
Урок открытия нового знания. Использование элементов технологии критического мышления. Технология личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностный подход....
Конспект урока по русскому языку по теме Звуки и буквы
Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих....