Конспект урока по русскому языку по теме «Звук [ф-ф*] обозначение их буквой «Ф-ф»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Каргина Наталья Васильевна

Конмпект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме " Звук и буква Ф.ф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_i_bukva_f-f.docx26.82 КБ
Office presentation icon soglasnye_zvuki_f_f.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Одинцовская СОШ №1

Конспект урока по обучению грамоте

в 1 классе

УМК «Планета Знаний»

Тема урока:

«Звук   [ф-ф*]

обозначение  их буквой «Э,э»

                                                                         Подготовила:

                                                          учитель начальных классов

Каргина Наталья Васильевна


Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: познакомить учащихся с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

- упражнять в чтении слов с новой буквой;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’].

– формировать  умение различать гласные и согласные звуки;

– формировать  умение выделять звук в слове;        

формировать навык сознательного  чтения;

формировать  умение правильно ставить логическое ударение;

– формируем умение работать в паре;

– формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

   Расширять словарный запас учащихся и кругозор;

   Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

   Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

     Формировать УУД:

  • - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .
  • -  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
  • - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    Планируемый результат

      Предметные:

     Знать название и начертание строчной  буквы  ф.

   Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове

   Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать  слова, предложения с        изученными буквами.

  Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация пространства : Фронтальная работа, групповая  работа, работа в парах.

Используемые технологии : игровые, проблемное обучение ,ИКТ, здоровьесберегающие.

 

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник «Букварь» авт. Т.М Андрианова. «Планета знаний»

ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап

1. Психологический настрой.(слайд1)

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса

  1. В какой удивительной стране живут буквы (Букволандия)
  2. В каком городе живут буквы? Алфавитенске.
  3. Какие улицы есть в этом городе?  (Улица гласных и согласных)

На доске магнитные буквы:

В Д А З П Б С Т К Г 

– Найдите лишнюю букву? (Буква А)
– По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? 
(Согласные буквы).
– Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
– Проверим 
(Ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные – нет).
– На какие группы можно разделить эти согласные? 
(На звонкие и глухие)
– По звонкости-глухости буквы могут образовывать пары.

3. Работа в парах. И вы сейчас тоже будете работать в парах. У вас на партах лежат листочки, на которых написаны буквы согласных звуков. Ваша задача соединить парные согласные. Пара, которая готова , поднимают руки. (домиком).

4. Самопроверка ()

– У кого так, поставьте + Озвучьте правильный ответ.
– У какой буквы нет пары?
– Какая задача стоит перед нами на уроке? 
(Узнать, какой парный согласный есть у буквы В и какой буквой он обозначается).

II. Открытие нового знания

1. – Молодцы ребята.. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это? Послушайте и отгадайте загадку:

Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. 
(Филин) (Слайд 2)

– А кто такой филин? Где можно найти толкование слова? (В толковом словаре)
– В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи. (Слайд 4)
– Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
– А как вы думаете с какой?

2. Выделение нового звука из слова филин.

– Произнесите это слово и поставьте ударение?
– Сколько слогов в слове филин? 
(Два)
– Назовите первый слог? 
(фи)
– Назовите второй слог? 
(лин).
– Какой первый звук слышится в этом слове? 
(Звук [ф’].)
– Произнесите его.

3. Дайте характеристику этому звуку.

– Звук [ф’] – согласный, потому что его нельзя петь: глухой – потому что произносится только с шумом, в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твердым.
– Молодцы! Как вы думаете какая тема нашего урока?

-Буква ф,звуки Звук [ф], [ф’].

 Можем мы сейчас заполнить недостающую пару? Какой буквой?

-Какой вывод сделаем?
-В-Ф парные буквы

4. Работа в парах

– Составьте схему к слову филин. 
– Сравните свою схему со схемой на доске. ( слайд 3)

 5.Выделение звуков   [ф], [ф’].,   Фронтальный опрос. Назовите слова. В которых есть звук [ф], [ф’].(слайд 4)

 Фонетический анализ слов фрукты и фиалка( самостоятельная работа с последующей проверкой)-  по вариантам сдайд5)

6. Обобщение:

– С какими новыми звуками мы познакомились? Звук [ф], [ф’].

Введение буквы Ф (эф).

– Но сначала давайте отдохнем.

7. Физминутка (электронная)

\III. Знакомство с новой буквой

1. – Звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой «ЭФ».(слайд 6)

Показ печатной буквы (слайд )

– На что похожа буква «ЭФ»?

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.

Ножницы я в руки взял –
Букву эФ я в них узнал

– Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась. (слайд 7)

IV. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику (стр 53)

 Чтение столбиков слов в парах – сначала читает один ученик, другой слушает, затем меняются ролями.

Читаем 1 столбик слов жужжащим чтением.

Что прочитали?( Название букв).Какое слово лишнее?

 Второй столбик. Чтение слов с анализом ( односложные, двусложные, трехсложные).

Третий столбик. На какие группы можно разделить эти слова( растения.птицы)

Четвертый столбик. Что прочитали? –фамилии. Эти фамилии образовались от слова Филин.

Воспитательный момент. Своей фамилией надо гордиться. Она досталась нам от предков. Нужно не запятнать ее плохими поступками. 

2. Физминутка

– Если вы услышите в словах согласные звуки [ф], [ф’]– то встаёте , а если звуки –[в], [в’] то садитесь.

Слова: сова, филин, фея, вишня, фотограф, варенье, фабрика, звук, фрукты, врач, конфеты, ваза, фокусник, виноград, фартук, завод, ветер, фикус, футбол, трава, салфетка, ведро, форма, кофта, велосипед

 3.Работа с текстом стихотворения (стр. 50)

    Читает хорошо читающий ученик.

    От какого слова образовалась фамилия Васи? Фамилия человека может быть образована от имени. Названия животных и растений. Явлений природы и профессии.

А в нашем классе есть такие фамилии?

Прочитайте последнее двустишие, выражая чувство гордости.

  1. Работа с ребусами. Образование фамилий.(слайды 8,9.10,11)

V. Рефлексия учебной деятельности(слайд12)

– Какова была цель сегодняшнего урока?
– Достигли ли мы цели?.
– Что нового узнали для себя на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– В чем испытывали затруднения?
– Мы с вами продолжим изучение нового звука и буквы на следующем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пойдёт, конечно, впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы правильно читать.

Слайд 2

Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю.

Слайд 3

2 3 1

Слайд 6

Ф ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"

Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"

Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова". УМК "Перспектива"....

Конспект урока по русскому языку по теме Звуки и буквы

Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих....